Конституция РЮО – основа правовой конструкции государства
8 апреля в Календаре праздничных дней и памятных дат Республики Южная Осетия указано как День Конституции. В этот день в 2001 году в стране был принят действующий Основной закон государства. Конституция 2001 года не была первым подобным уложением законов в Республике, первая Конституция была принята в ноябре 1993 года. Но еще в 20-ые годы, на заре государственного строительства в Южной Осетии, было высказано намерение создать Конституцию, так как предполагалось, что региону будет предоставлен статус Автономной республики. Однако Советская власть быстро урезонила вольницу южных осетин, посчитав, что им будет достаточно автономной области.
Первоначально Основной закон не рассматривался как элемент независимого государства. Сперва было намерение придать Южной Осетии статус Конституционной Республики, защищенной конституционными положениями в рамках ГССР, а после и СССР. Позже известный юго-осетинский юрист Хазби Гаглоев был автором и инициатором поправок в Конституцию ГССР по расширению прав Юго-Осетинской автономной области. Но в Тбилиси все эти инициативы отвергли, предпочтя вообще отменить автономию южных осетин.
Уже после провозглашения Республики (1990 г.) группой юристов и общественников под руководством Х.Гаглоева была начата работа над собственной Конституцией. Этот проект не был принят по ряду обстоятельств, однако основные разработки Гаглоева и его товарищей легли в основу принятой 2 ноября 1993 года на VII сессии Государственного Ныхаса (Парламента) первой Конституции РЮО. В основополагающем документе впервые было узаконено положение, что Южная Осетия является независимой Республикой.
Конституция состояла из 11 глав и 129 статей. Высшим органом государственной власти Республики Южная Осетия в соответствии со ст. 76 Конституции РЮО определялся Государственный Ныхас.
Республика по Конституции 1993 являлась парламентской. Государственный Ныхас обладал широкими полномочиями, к его исключительному ведению относились: принятие Конституции РЮО, внесение в нее дополнений и изменений; определение внутренней и внешней политики Республики Южная Осетия; принятие решений по вопросам национально-государственного устройства, установление порядка организаций и деятельности республиканских, местных органов государственной власти и управления, определение общих правовых начал образования и деятельности республиканских общественных организаций; определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства Республики Южная Осетия; решение вопросов об изменении границ, районов, города, образование новых районов и городов, их наименования и переименования; утверждение перспективных государственных планов и важнейших государственных программ и экономического и социального развития Республики.
В Конституции 1993 года появляется термин «рыночная экономика». Тем самым государство превратилось из организации, которая непосредственно управляла экономикой, в регулятор экономических отношений. При этом ст. 9 гласила: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, культурные ценности и культурные памятники являются достоянием Республики Южная Осетия».
Принятие новой Конституции 2001 года было вызвано изменившимися политическими реалиями в стране. Республика по Конституции 1993 года являлась парламентской, а с 1996 года в стране установилась президентская форма правления. А потому необходимо было привести законодательную базу в соответствие с изменениями.
22 ноября 2000 года первый вариант нового Основного закона страны был опубликован в печати для публичного обсуждения. В ходе общественной дискуссии в Конституционную комиссию поступило 270 замечаний и предложений от депутатов Парламента, общественных объединений, администраций города и районов, структур исполнительной власти, отдельных граждан. Все они были рассмотрены и по возможности учтены рабочей группой, и в марте 2001 года на страницах местной прессы был опубликован проект согласованного Основного закона.
8 апреля 2001 года в Республике Южная Осетия состоялось всенародное голосование (референдум) по принятию Конституции РЮО. Референдум проводился с соблюдением международных норм и демократических принципов в соответствии с Конституцией РЮО и Законом РЮО «О всенародном голосовании (референдуме)». Голосование про-
ходило в пяти избирательных округах с 75 избирательными участками, охватившими все районы Республики.
По приглашению ЦИК РЮО на референдуме присутствовали наблюдатели из Приднестровской Молдавской Республики, Нагорного Карабаха и Республики Северная Осетия-Алания. Присутствие на референдуме наблюдателей, как местных, так и международных, имело обеспечение демократических принципов открытости и честности голосования.
Голосование состоялось 8 апреля, а через две недели – 21 апреля – в СМИ был опубликован итоговый протокол Центральной избирательной комиссии по проведению референдума. За принятие Конституции РЮО проголосовало 66,8% избирателей, принявших участие в голосовании.
Одним из новшеств, помимо перехода страны от парламентской к президентской форме устройства, был вопрос ценза. Впервые требование обязательного проживания в Республике было определено для кандидатов в президенты – 10 лет. В то же время имеющийся ценз для кандидатов в депутаты был снижен с десяти до пяти лет.
Конституция 2001 года состоит из 2-х разделов, 9-ти глав и 93-х статей (для сравнения, Конституция 1993 года насчитывала 129 статей).
За прошедшие годы Основной закон дважды дополнялся посредством референдума. Первый раз – по вопросу придания русскому языку статуса второго государственного языка (2011 г.), и при утверждении второго, равнозначного названия нашей страны – «Государство Алания» (2017 г.). Помимо этого, за прошедшие годы в Конституцию было внесено 18 основополагающих поправок.
Вместе с тем в Основном законе остаются положения, которые не являются частью действительности. Уже в первой статье просматривается несоблюдение положений Основного закона. «Народ осуществляет свою власть непосредственно путем проведения референдумов и свободных выборов, а также через ор-ганы государственной власти и органы местного самоуправления», – указывает пункт 3, при том, что органы местного самоуправления, по-прежнему, не являются реалиями сегодняшнего дня в РЮО.
Такая же коллизия сохраняется и в статье 43 Конституции, где указывается, что «в соответствии с законом, гражданин РЮО несет гражданскую обязанность участвовать в осуществлении правосудия в качестве народного или присяжного заседателя». В настоящее время понятия «народный заседатель» и «присяжный заседатель» являются виртуальной нормой в судебной практике страны.
С другой стороны, в Конституции РЮО не отражены сложившиеся реалии. Указом Президента РЮО населенный пункт Квайса получил статус города, однако, подтверждения этому в Конституции нет. «Республика Южная Осетия состоит из пяти административно-территориальных единиц: города Цхинвал, Дзауского, Знаурского, Ленингорского и Цхинвальского районов», – скромно умалчивает о существовании города Квайса статья 3 Основного закона страны.
Сегодня иногда можно услышать мнение о необходимости принятия новой Конституции. Это мотивируется тем, что за все годы существования действующего законодательного уложения было принято столько поправок, изменений и дополнений, что в общем объеме они занимают значительную часть Конституции.
Еще один аргумент – внесенные в нее многочисленные поправки и дополнения противоречат не только друг другу, но и некоторым законам. Кроме того, есть претензии, скажем, к увеличенному цензу оседлости для кандидатов в Президенты РЮО. Вместе с тем, есть мнение, сторонники которого полагают, что необходимость принятия новой Конституции возникает только тогда, когда она уже не отвечает требованиям времени, а ее положения теряют свою актуальность. Они считают, что в Южной Осетии в течение последних лет не произошло кардинальных изменений в политической, экономической и правовой системе, которые бы потребовали принятия нового Основного закона.
С.Остаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.