145 лет яркому представителю «золотой» интеллигенции Осетии Бидзине Кочиеву

31-03-2024, 01:09, Даты [просмотров 265] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

145 лет яркому представителю «золотой» интеллигенции Осетии Бидзине КочиевуКРАТКАЯ СПРАВКА. Кочиев (Хъоцыты) Бидзина Падоевич (1879-1937) – известный просветитель, ученый и общественный деятель. Родился в с.Тонтобет Южной Осетии. В 1900 г. окончил Ардонскую духовную семинарию, а в 1904 г. – Казанскую духовную академию. По окончании академии начал работать в Тифлисе, вел просветительскую работу среди рабочих-осетин. Один из организаторов осетинского народного театра в Тбилиси, был в числе издателей осетинской газеты «Ног цард». Активный участник освободительной борьбы во время геноцида осетинского народа 1918-1920 гг. в Южной Осетии. После установления Советской власти принял активное участие в проведении культурной революции. Является автором осетинского Букваря и целого ряда учебников для осетинских школ, участвовал в разработке и внедрении нового латинского алфавита. Был одним из инициаторов открытия в г. Цхинвал педучилища, пединститута (ЮОГУ) и научно-исследовательского института (ЮОНИИ). Писал стихи, очерки, пьесы. Репрессирован в 1937 году. Расстрелян.

В конце XIX – начале XX вв. многие выходцы из Осетии получали среднее и высшее образование и приобретали самые разные профессии. Среднее образование, как правило, получали в Тифлисе или Владикавказе, а высшее – в России, так как на Кавказе в то время не было ВУЗов. Таким образом, сформировалась плеяда образованных, интеллигентных осетин, всесторонне одарённых людей, которые беззаветно служили своему народу. Среди них множеством талантов и подвижнической деятельностью выделялся, ныне незаслуженно забытый, Бидзина Падоевич Кочиев.

Бидзина Кочиев родился 1 апреля 1879 г. в осетинской крестьянской семье в с. Тонтобет Дзауского района Южной Осетии. За две недели до его рождения умер отец Бидзины. Его матери Като пришлось очень тяжело: она осталась одна с четырьмя малолетними детьми, которых надо было ставить на ноги.

Село Тонтобет находится в живописном месте. Окружавшая красота вдохновляла Бидзину, внешний мир вообще вызывал у него неподдельный интерес, становясь предметом исследования для его пытливого ума. Его старшие братья занимались тяжелым крестьянским трудом и, как младшего, его всячески опекали и баловали. В семье по мере возможности старались создать все условия для того, чтобы Бидзина развивался и учился. В 1891 г. он поступил в Дзаускую сельскую начальную школу и окончил ее с отличием в 1895 г. После школы Бидзина учился в Ардонской духовной семинарии, учебу завершил с отличием в 1900 г. и в том же году сдает экстерном экзамены в Казанскую духовную академию, которую он окончил в 1904 г. с отличием. После учебы юношу направляют в Тамбовскую духовную семинарию преподавать русский язык.

Стоит сказать, что это было время, когда кавказцам, получившим образование в России, не разрешалось возвращаться на родину. Молодой Бидзина считал подобное неприемлемым, и он намеренно не едет в Тамбов. Недавнему семинаристу хотелось оказаться среди родного народа, просвещать и обучать своих земляков. Однако его вскоре призывают в армию служить в Кавказском интендантском управлении в Тифлисе.

В то время в Тифлисе жило много осетин – несколько тысяч, которые в поисках работы и лучшей жизни приезжали из обеих частей Осетии. Бидзину не оставляла мысль о просвещении, образовании своего народа. В Тифлисе он познакомился со многими земляками, представителями интеллигенции. Надо отметить, что жизнь тифлисских осетин была не только трудной, но и довольно скучной и бесцветной. У них не было ни своих школ, ни театра, ни осетинской газеты, и собирались они лишь для того, чтобы отметить тот или иной религиозный праздник.

Представители осетинской интеллигенции, работавшие в Тифлисе, решили организовать осетинское издательское общество, котороебы объединило людей самых разных профессий – рабочих, служащих, учащихся. Бидзина Кочиев вместе с другими осетинами – братьями Пора и Николаем Джиоевыми, Петре Тедеевым, Захарием Ванеевым, Александром Тибиловым, Иналом Собиевым, Татой Рамоновым, Камболатом Есеновым (Карцайаг) и другими – стал вплотную заниматься организационными вопросами по будущему обществу. В частности, они вместе с Николаем Джиоевым занялись составлением Устава общества.В мае 1906 г. Тифлисский губернатор и Наместник царя на Кавказе дали таки осетинам разрешение на создание своего общества. Оно официально называлось Тифлисским осетинским издательским обществом. С самого начала по инициативе Бидзины Кочиева и других членов правления было решено организовать драмкружок, в который входили старшие братья Васо Абаева – Симон и Георгий, их сестра Софья, Нина Казиева, Ольга Меститы, Маро Ванеева, Рутен Гаглоев, Дзабидыр (Иван) Дзахов, Зинаида Рамонова, Мусса Урусов, Никала (Хохаг) Каркусов, Георгий Джиоев и др. Ставили пьесы Е.Бритаева «Уæрæседзау», «Худинаджы бæсты мæлæт», пьесы Д.Короева, Р.Кочысаты и других писателей. Мало кто знает, что Бидзина Кочиев и сам писал пьесы, делал большие ус-пехи в деле перевода. Самыми известными пьесами Бидзины были «Æгъдауы сæрыл хаст» и «Бега». Осетинский драмкружок подготовил спектакль по пьесе «Бега», но грузинское правительство запретило постановку… Бидзина написал много пьес, но, к сожалению, до нас они не дошли.

Кочиев писал не только драматические произведения, но и рассказы, стихотворения. Правда, из последних сохранилось только два. Его перу также принадлежит сказание (кадæг) «Халæттæ» («Вороны»), которое в 1908 г. было опубликовано в сатирическом журнале. В тот же период отдельными книжками вышли его рассказы. Некоторые из них вошли в школьные учебники.

Помимо художественного творчества Бидзину увлекали и академические занятия. В частности, он работал над вопросами преподавания родного языка, направляя свои усилия в практическое русло. В результате, в 1907 г. вышел в свет Букварь Кочиева «Ирон ныхас». Публикацию осуществило Тифлисское осетинское издательское общество. Учебник состоял из двух частей: первая часть учит детей буквам, каждая буква проиллюстрирована рисунком с изображением предмета, название которого начинается на эту букву; вторая часть букваря состоит из небольших рассказов. Букварь «Ирон ныхас» стал вторым подобного рода учебником после изданного годом ранее, в 1906 г. букваря «Райдайæн чиныг» Алмахсидта Канукова. Кстати, уже в годы советской власти оба Букваря обсуждались на первом съезде осетинских учителей во Владикавказе в 1924 г. Учителя предпочли букварь «Ирон ныхас» Бидзины Кочиева книге Канукова и включили его в школьную программу в качестве учебного пособия.

Б. Кочиев имел прямое отношение к педагогике. Он принимал непосредственное участие в деле воспитания подрастающего поколения, просвещения трудящейся молодёжи и даже взрослых. Ещё будучи активным членом осетинского издательского общества, Бидзина сыграл основополагающую роль в деле открытия осетинской вечерней школы при обществе. В этой школе ученики занимались после работы, с 6 до 9 часов вечера. Осетинская работающая молодежь с большой охотой посещала школу, испытывая настоящую жажду знаний. Но школа терпела острую нужду во всём: не хватало кадров, учебников, школьных принадлежностей, оборудования, но она играла большую роль в деле распространения знаний среди трудящейся молодежи. Большей частью учителя работали бесплатно, но оттого не менее энергично. Сам Бидзина зачастую вынужденно преподавал почти все школьные предметы: осетинский, русский, немецкий языки, историю, географию, естествознание.

В то время в Тифлисе также функционировал Народный Университет, одной из секций в котором была осетинская секция. В 1908 г. Тифлисский Народный Университет делегировал трёхчленов университета, в их числе Бидзину Кочиева, на 1-ый Всероссийский съезд на-родных университетов. На съезде Бидзина выступил с докладом. Он рассказал о деятельности осетинской секции, об истории и жизни осетин.

Под руководством и по инициативе энергичного Бидзины Кочиева при осетинской секции Народного Университета стали действовать систематические курсы. Бидзина, Николай Джиоев и другие читали на курсах лекции по истории осетинского народа, истории России и других народов. Осетинская молодежь с усердием посещала данные курсы.

Тифлисское осетинское издательское общество в 1907 г. стало издавать свою газету под названием «Ног цард» («Новая жизнь»). И в этом деле Кочиев сыграл одну из основополагающих ролей. Газета была прогрессивного направления, освещала все области жизни того времени. Здесь публиковались художественные произведения, статьи, очерки писателей, в том числе и за авторством Б.Кочиева. Были напечатаны два стихотворения Коста – «Додой» и «Солдат», которые по цензурным соображениям не вошли в сборник «Ирон фæндыр». Бидзина входил в состав редколлегии газеты. Писал о вреде некоторых осетинских обычаев.

В сентябре 1908 г. Кочиев из Тифлиса выехал в Северную Осетию. В Ардоне онвозглавил учебную часть Духовной семинарии. В 1910 г. Бидзина был переведен в г. Яранск Вятской губернии за преподавание богословия в «революционном духе». Через 11 дней он бежал оттуда.

30 августа 1911 г. Бидзина стал работать преподавателем Владикавказской гимназии. В 1912 г. переезжает в Грузию, где преподает в Телавской духовной семинарии. В 1914 г. его призвали в армию. Бидзина участвовал в Первой мировой войне, воевал в Польше, Прибалтике... После февральской революции 1917 г. его выбрали председателем комитета полка. В конце 1917 г. Б.Кочиев вернулся в Цхинвал и стал активно бороться против грузинского засилья. В 1918 г. на июльском съезде народа Южной Осетии был избран комиссаром.

Возвращение Б. Кочиева в Цхинвал было связано с тем, что в 1917 году, с приходом к власти в Грузии меньшевиков, в грузинских школах стали преподавать только на грузинском языке, и осетины, в большом количестве проживавшие в Тифлисе, Гори, Телави, других городах Грузии и учительствовавшие в школах, остались без работы и вернулись на Родину.

По инициативе Бидзины Кочиева и при его активном участии в октябре 1918 г. в Цхинвале была организована осетинская гимназия. Образовательное учреждение испытывало большие трудности: не имела постоянного помещения, отсутствовала школьная мебель, не хватало учителей. Учительствовали в гимназии известные общественные деятели: Александр Тибилов преподавал русский язык и литературу, Шакро Ванеев – историю и географию, Бидзина Кочиев – осетинский и немецкий языки, Георгий Папиев – физику и математику, вдова Григория Плиева – Лида преподавала французский язык. Директором гимназии был Бидзина Падоевич Кочиев.

Учителя усердно трудились, стараясь привить гимназистам необходимые знания. Бидзина делал все для того, чтобы учебный процесс не прекращался. Как-то учитель математики оставил свою работу и уроки стали пустовать. Нанимать нового учителя было невозможно по материальным соображениям. Кочиев, очень переживавший за судьбу гимназии, сам стал днями и ночами тщательно готовиться к урокам математики, освоил весь учебный курс и начал обучать детей этому предмету в дополнение к тем, которые преподавал прежде. Но, несмотря на все усилия его и других учителей, гимназия просуществовала лишь неполных два года – Грузия устроила геноцид осетинского народа… Юг Осетии пылал, повсеместно происходили массовые расстрелы, убийства осетин… Но, гимназия успела сыграть свою роль в благородном деле просвещения Осетии. Многие будущие интеллигенты-профессионалы, учились в названном учебном заведении: Иван Джиоев, Сулико Тибилов, Виктор Гассиев, Митя Тедеев и другие.

Следует сказать, что за две недели до начала геноцида 1920 г. грузины арестовали Бидзину Кочиева, Ванка Санакоева иРутена Гаглоева. Их отправили в Кутаиси. Рутен Гаглоев сумел бежать в пути, спрыгнув с мчавшегося поезда, а Бидзина и Ванка бежали уже из Кутаиси. Переправились в Баку, где переночевали у Иласа Томаева, и уже оттуда поехали во Владикавказ. Позднее Бидзина Кочиев и Лади Газзаев (известный доктор и писатель), как представители Осетии поехали в Баку на съезд Восточных народов. Бидзина выступил с обличительной речью против грузинских меньшевиков.

Находясь на севере Осетии Бидзина вместе с юго-осетинскими бойцами в феврале 1921 г. прибыл в Цхинвал через Мамисонский перевал. Здесь он становится членом Ревкома, принимает участие в деле становления и укрепления Советской власти. Параллельно Б.Кочиева: преподает в медтехникуме, в школе-восьмилетке, работает в типографии...

В 1924 г. его пригласили в Тбилиси преподавателем в Закавказский коммунистический университет, где Бидзина преподавал осетинский язык и историю. В 1925 г. он работал в Тбилисском политехническом институте (ГПИ). Главполитпросвет Грузии поручил ему составить букварь для взрослых, который он и создал в 1925 г. В конце 1925 г. Бидзина приехал во Владикавказ и стал работать преподавателем в пединституте, на рабфаке и в специальной профессиональной школе. На севере Осетии Б.Кочиев кроме преподавательской деятельности, вновь занялся составлением учебников, в результате им были подготовлены «Ахуыргæнæн чиныг» («Учебная книга») для 2 и 3 классов – в 1928 г., «Кæсыны чиныг» («Книга для чтения») для второго класса с иллюстрациями – в 1930 г., букварь для детей «Рухс фæндаг» («Светлый путь») в 2-х частях с иллюстрациями – в 1930 г. Последний в 1930 г. перевел на дигорский диалект Дзагуров Губады, а иллюстрации к ней сделал знаменитый Махарбек Туганов. В 1928 г.Бидзина издал книгу «Рассказы и сказкидетям». Книга вышла во Владикавказе двумя частями. Кочиевым также были написаны методические пособия. Он сам часто читал учителям лекции по методике преподавания в школе.

В 1930 г. Наркомат образования Юго-Осетии вновь обращается к помощи Бидзины Падоевича и приглашает его на Родину, где он посвятил себя главным образом педагогической деятельности. Бидзина с головой окунается в работу. Сначала он работал в педтехникуме завучем и преподавателем осетинского и немецкого языков, позже – преподавал в индустриальном техникуме. С 1933 по 1934 гг. Бидзина работает учителем в Сталинирской совпартшколе, после в Юго-Осетинском Государственном педагогическом институте. Здесь он перевел с русского языка на осетинский геометрию и ботанику, составил рабочие программы по осетинскому фольклору и истории осетинского языка. Параллельно Бидзина занимался и научной деятельностью. Он написал книгу «Грамматика осетинского языка», другие научные работы. В 1934 г. квалификационная комиссия ГССРприсудила ему звание доцента. Б.Кочиев совмещал преподавательскую деятельность в пединституте с научной работой в Юго-Осетинском НИИ, работал в области осетинского языка, литературы, фольклора и истории. В начале 1937 г. его арестовали и расстреляли...

После смерти Сталина Бидзина Кочиев был реабилитирован. Это был принципиальный, честный, патриотичный, талантливый человек, просветитель, педагог, учёный, писатель, общественно-культурный деятель. Его перу принадлежат рассказы, стихи, сказки, очерки и пьесы. Он является автором многих научных работ, учебников, методических пособий и, безусловно, был ярким представителем «золотой» интеллигенции Осетии начала прошлого века, перед которой мы преклоняемся до сих пор.

Ирина Бигулаева,

научный сотрудник ЮОНИИ им.З.Н.Ванеева

(печатается в сокращении)

 

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Популярно