Почетный бокал
(25 февраля исполняется 95 лет со дня рождения историка Ивана Хабалаты)
Кавказское гостеприимство общеизвестно. У осетин же гостеприимству придается еще и ритуальный характер. И поговорка: «Уазæг – Хуыцауы уазæг» («Гость – Божий гость»), подтверждает это. В застолье гостя усаживают справа от старшего. Остальные садятся ниже гостя по возрасту. Хозяин и сидящие рядом с гостем стараются угодить ему, подают лучшие куски мяса и другие яства. После третьего тоста старший стола или æфсин (хозяйка дома) преподносит гостю почетный бокал – нуазæн – в знак особого уважения и почитания гостя. Однако это происходило далеко не всегда. Нуазæн нужно было заслужить своими делами на протяжении жизни. Это сейчас данный обычай девальвировался и нуазæн дают всем подряд. Раньше, если гостей было несколько, то нуазæн преподносился только старшему из них, наиболее почитаемому. В современном застолье этот обычай нарушается и старший стола может объявить: «Нуазæнтæ всем нашим гостям». Старшего можно понять – он хочет подчеркнуть, что все гости ему дороги, но, преподнося нуазæн старшему из гостей, он произносит благодарственный, заздравный тост в честь всех гостей и никто из гостей не вправе обижаться на то, что не получил персональный нуазæн. Есть такая осетинская пословица: «Нуазæн неделим», т.е. удостоенный нуазæн должен выпить его сам, ни с кем не деля почета.
Нуазæн – это прогрессивная национальная традиция, выдержавшая испытание временем. Но надо отметить, что в последнее время отмечаются случаи ее уродования. Это выражается в том, что под видом нуазæн одному и тому же лицу преподносится несколько бокалов с целью напоить его как можно сильнее. Такое поведение хозяев противоречит смыслу и значению нуазæн, ибо оскорбляет святой обычай наших предков. Так, в селе Цолд юга Осетии существовало «правило». Хозяева одной рукой хватали гостя за шею, а второй насильно заставляли выпить. И такой насильственный прием выдавали за нуазæн. Подобные «потчевания» гостей надо предать забвению. И фальсификаторам осетинского застольного этикета следует напомнить, что пьянство в Осетии и раньше считалось, и теперь должно считаться большим позором. Другой пример. В Кахетии (Грузия), где проживают осетины, принято такое правило: во время застолья нуазæн преподносится тому, кто помнит наизусть больше всех стихотворений Коста Хетагурова. Что имеет большое воспитательное значение.
Из книги И.В. Хабалаты «Нуазæн»
На фото: Иван Хабалаты (первый слева) с коллегами у святилища Джеры дзуар
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.