Философия линии и красок: от Сауасса к Андрею Баззаеву-Скифу (к 70-летию Мастера)
Народный художник Республики Южная Осетия Андрей Баззаев родился 7 октября 1953 года в селении Везури Кударского ущелья юга Алании. С детства он стремился рисовать и с ранних лет проявлял свой художественный дар. Первым этапом его художественного образования стало Цхинвальское художественное училище им М.С. Туганова, где судьба свела талантливого юношу с выдающимся мастером и замечательным педагогом Х. Засеевым. Там он обучался на факультетах керамики и живописи. Следующий этап становления Андрея Баззаева как художника связан с его приездом в 1978 году в Петербург (тогда Ленинград) и учебой в Академии художеств (1979-1985 гг.). Здесь будущий Мастер попал в мир, наполненный искусством, прикоснулся к мировому художественному наследию. Перед ним распахнули двери Эрмитаж и Русский музей. В Академии А. Баззаева взял к себе в мастерскую Е.Е. Моисеенко, что само по себе было признанием его самобытного таланта. Он учился у выдающихся мастеров И.П. Веселкина и В.Г. Сорокина. Все это направляло и развивало дар художника Андрея Баззаева-Скифа, оттачивало его искусство.
Своими учителями художник считает не только выдающихся мастеров в Художественном училище и Академии художеств. Его учителя – это люди, с которыми он жил рядом. Он видел «могучих» стариков, сильных духовно, несущих исконную жизненную мудрость народа: Яков Андреевич, бабушка Сона (Зассеон)... Их можно было слушать часами, они с достоинством несли свой опыт, уча молодых своим поведением, образом жизни и силой личности.
Андрей Баззаев-Скиф – выдающийся живописец и тонкий график, художник-мыслитель, носитель и хранитель традиций осетинской культуры, пульс и мироощущение которой он привносит в мировой художественный контекст. Он яркий представитель петербургской художественной школы, без него невозможно себе представить художественную палитру нашего города. За работами А. Баззаева стоят годы размышлений, которые он переводит на язык красок и линий, язык очень современный и узнаваемый. Будучи в первую очередь художником, он не ограничивается изобразительным искусством, продолжая размышлять и творить в стихах и рассказах. С годами особая мудрость кавказских стариков просматривается в его творчестве все отчетливее.
Миссией художника стала творческая интерпретация Нартского эпоса, важнейшего для осетин источника знаний и представлений о своих истоках, о предках и системе национальных ценностей. Он стал своего рода хранителем традиций нартов, скифов и алан, заключенных в Нартиаде и перешедших в культуру осетин, а, вместе с тем, и в мировую культуру. Неслучайно имя Сауассы, одного из первых нартов, появляется в названии юбилейной выставки художника, как неслучайна и приставка «Скиф», с юности появившаяся в его фамилии. Действительно, постоянный диалог с культурным наследием, творческое взаимодействие с сюжетами и образами, проникновение в суть нартских преданий и преображение этой сути в композицию, линию и цвет – все это и есть экзистенция творчества художника. Сауасса появился в те доисторические времена, когда земля была горячей, и созвучно с этими временами, краски в картинах художника такие насыщенные и яркие. При этом все работы мастера очень точно композиционно выверены, а цвет, зачастую, становится главным композиционно-смысловым элементом.
В Нартском эпосе мастер находит все главные, архетипические образы, которые постоянно присутствуют в его творчестве. Образ мужчины-воина, сильного, смелого и при этом мудрого, готового защитить свою семью, Родину и истинные жизненные ценности. Многогранный образ женщины, в котором есть красота, материнское начало и особые знания о миропорядке, которыми не обладает мужчина. Образ Нарта, носителя традиций, мудрого и справедливого. И ко всему этому добавляются законы и правила, по которым испокон веков строилась жизнь, и которые очень важно знать и сохранять.
В трактовке Андрея Баззаева-Скифа Нартский эпос – это не просто сказки или исторические предания, это постоянный диалог человека и человечества с самим собой. Здесь есть ответы на все вопросы, ибо, следуя логике эпического времени, все в мире повторяется и события современности созвучны битвам нартов, хотя и происходят в другом культурном контексте, в иных масштабах и на более широком информационном поле. Человеческая история циклична, а природа человека мало изменилась за прошедшие века. Вот почему художник снова и снова обращается к сюжетам Нартского эпоса, пытаясь постигнуть философию истории и ответить на те вопросы, которые рождает современность.
Его работы, построенные на сюжетах Нартского эпоса, часто наполнены болью переживаний, той болью, которую испытывает наш современник. Художник считает, что в Нартиаде есть ключ к пониманию актуальных событий, в своих работах он стремится показать нам его. В картинах мастера трагизм передается не только сюжетно, но и через столкновение красок, изломы линий, динамику цветовых плоскостей.
Много работ Мастер посвятил и теме Великой Отечественной войны, унесший жизни многих мужчин его фамилии. Отдельная страшная боль – это трагедия Беслана, неоправданно жестокая, унесшая детские жизни, к ней он постоянно возвращается, а в работе 2023 года, представленной на выставке, перекликающейся с «Герникой» П. Пикассо. Художнику удается создавать образы пронзительные в своей трагедийности. Примером тому может служить работа, посвящённая войне в Южной Осетии, где вся боль заключена в черной слезе, текущей из глаз Ульяны.
Как говорилось выше, Нартский эпос важная, но не единственная тема в творчестве Андрея Баззаева-Скифа. Тема женщины, понимания ее роли в мире, познания и любви к ней, не менее значима для художника. Уже в Нартских сказаниях он обращается к образам Дзерассы и, конечно же, Сатáны. Женщина как источник красоты и наслаждения и, одновременно, обладающая магическими знаниями, способная действовать и мудростью, а, когда необходимо, и хитростью, – все это привлекает художника, отдающего дань любви и уважения женщине. В творчестве Мастера присутствуют образы великих скифских женщин, цариц, особенно царицы Тамар. От них идет прямая линия к бабушки Соне (Зассеон), жене и музе Ульяне, эротическим работам и женским портретам.
Бабушке, которая воспитала и вырастила Андрея, он посвятил целый ряд работ. Женщина трагической судьбы с сильным характером, позволившим ей выстоять во всех несчастьях, великая плакальщица, которая любила и ценила жизнь, смотрит на нас глубоким проникновенным взглядом с портретов, написанных бесконечно любящим её внуком. Художнику удалось воплотить в красках силу женского страдания, утрат и потерь, которые не ожесточили душу, но позволили еще больше ценить и любить жизнь и все светлое в мире.
Муза и жена художника Ульяна предстает в работах художника во множестве образов, начиная с реалистичных портретов и заканчивая обобщенно-символическими образами. Художник воспевает красоту женщины, материнское начало и её преданность. Кроме того, в портретах Ульяны, как и в портретах самого Скифа, среди которых во множестве представлен излюбленный художником жанр двойного портрета, отражается время, точнее, переживание времени во всем его многообразии.
Говоря о женской теме в творчестве художника, нельзя не сказать о его эротических работах. Андрей Баззаев-Скиф большой мастер создания чувственно-эротических образов. Эти образы проникнуты порой нежностью утонченно-пастельных тонов, а порой чувственным экстазом в красно-оранжевой гамме. В них мужчина и женщина открыты друг другу, женщина предстает как объект чувственного желания и любования. И всегда, во всех работах, художник говорит о принципиальном значении эротического начала в мире.
Картины художника наполнены музыкой цвета и света. Это и звучные аккорды его ярких красок и лирические пастельные тона любовных переживаний. Да и сама по себе музыка – важная тема в творчестве мастера. Мелодия, которая звучит в красках, музыканты и певцы. Художник рассказывает, что, когда он пишет выдающихся деятелей осетинской культуры, он включает героические народные песни, чтобы его краски пропитались мощью звуков. У каждого художника есть свой голос, своя мелодия живописи. Без музыки, как говорит Скиф, мир не может существовать. С темой музыки перекликаются танцы. Из танцев, написанных мастером, можно было бы сделать целую выставку. Танцы нартов, Сослан, танцующий на чаше Уацамонга, благородство осетинских традиционных танцев, в первую очередь, Симда, – все это есть в работах художника. Танец как разговор о любви, о жизни, о храбрости и ловкости, и мы тоже вовлекаемся в эти танцы.
Размышляя об истории и современности, радуясь и предаваясь трагическим переживаниям, художник рефлексирует в автопортретах. Он пишет их в разной стилистике и с разным настроением. Лейтмотив автопортретов – открытое сердце художника, который пишет своими кровью и болью. Творчество художника обращено к высшему началу мироздания. И его автопортреты – это портреты человека перед Богом, и это не просто красивая фраза, это состояние души художника. «Я увидел Уастырджы», название одной из знаковых картин художника, может стать эпиграфом к творческому мировоззрению художника.
Андрей Баззаев-Скиф – художник мирового масштаба, который привнес в современное искусство осетинский дух. Его нельзя воспринимать сугубо национально. Любовь и трагедия, поэзия и музыка, эпос и современность, все это есть в его работах, и это близко и понятно всем, кто сталкивается с его творчеством. И, конечно, особая живописная пластика, композиция и работа с цветом, создают неповторимый стиль художника.
Елена Григорьянц
кандидат философских наук, доцент, член АИС, директор галереи Док Арт
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.