К 90-летию выхода первого выпуска «Известий ЮОНИИ»
Хорошей традицией в Республике стало отмечать юбилеи выхода в свет газет, информационных порталов, национального телевидения. Некоторые из этих СМИ, в связи с юбилейными датами, награждаются высокими государственными наградами. А вот научная сфера обычно оказывается вне широкого внимания, возможно по той причине, что наука сегодня на периферии общественной жизни. Поэтому едва ли получит широкий отклик юбилей периодического издания Юго-Осетинского научно-исследовательского института им. З.Ванеева – «Известия ЮОНИИ».
Девяносто лет назад, в октябре 1933 года вышел первый сборник научных трудов Юго-Осетинского научно-исследовательского института краеведения (ныне – ЮОНИИ) – «Известия Юго-Осетинского института краеведения». На титульном листе, помимо надписи на русском языке,выведена готика латиницы – «Xussar Irystonyzonadon, irtasægbæstæsonæninstituty uactæ». В тот период в Южной Осетии еще не завершился полный переход осетинской письменности с латиницы, введенной в 1923 году на кириллицу.
В первом номере научного сборника были представлены материалы по геологии края, обзор минеральных источников, результаты исследований лесных запасов и почвенного покрова, перспективы устройства перевальной дороги, оценивался курортно-лечебный потенциал. Ряд статей был посвящен истории, этнографии, архитектурным памятникам и осетинскому языкознанию. В сборнике в оглавлении преимущественно фамилии иногородних авторов, научные силы самой Юго-Осетии тогда были еще на подъеме.
Власти Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО) в деле развития горного края большие надежды возлагали на разработку природных ресурсов. По этой причине в Южную Осетию приглашались столичные ученые для определения перспектив горно-рудного дела и использования лесных ресурсов. Часть результатов подобных изысканий и была представлена на страницах первого выпуска «Известий». Ученые Б.Залесский и В.Петров поделились результатами изучения горных пород Цхинвальского и Дзауского районов. Исследователь В.Рутковский дает характеристику лесов верхней части бассейна реки Большая Лиахва. Все эти авторы работали в Южной Осетии в составе комплексной экспедиции Академии наук СССР.
Еще один приглашенный ученый А.Дементьев, в своей статье отмечает рациональное использование горцами земельного фонда. Парования земельных наделов, отмечет автор, позволяет избежать в горной полосе Осетии такого опасного явления как оползни.
Не осталась в стороне и проблема транспортного сообщения между двумя частями Осетии. Г.Синягин делает на страницах журнала краткий отчет об инженерно-геологических исследованиях, проведенных в ЮОАО Центральным научно-исследовательским геологоразведочным институтом (Ленинград). Сотрудники этого авторитетного научного центра в 1932 году провели исследование перспективной трассы Транскавказской железной дороги, которая должна была пройти через Главный Кавказский хребет.
В разделе история В.Чередниченко на материалах Центрального архива Грузии рассматривает историю осетин-хизан, одной из категорий зависимого крестьянства. В статье профессора С.Безсонова «Крепостные сооружения в бассейне Большой Лиахвы» содержится описание башен и крепостей, этот материал может стать бесценным пособием для гидов-экскурсоводов нашей страны.
В первом номере «Известий» представлены и материалы юго-осетинских ученых, сотрудников ЮОНИИ. Махарбек Туганов в своей статье «Коста как художник» называет его первым художником Осетии, основоположником станковой живописи. Врач Владимир Газзаев публикует статью «О курортных местах и минеральных источниках Юго-Осетии». На основе мнений зарубежных специалистов он делает вывод, что более богатого минеральными источниками региона, нежели Юго-Осетия не существует. «По произведенному в 1932 г. подсчету по ЮОАО, занимающей площадь всего около 4 тыс. кв. км., оказалось 157 минеральных источников, т. е. на каждые 25 квадратных километра в среднем приходится один минеральный источник. Из всего количества указанных источников наибольшей известностью пока пользуются Дзау-суар (с.Дзау), Лесе, Нагутни, Везура и Едисская группа мин. вод», – пишет В.Газзаев.
Еще один автор, заведующий хирургическим отделением Областной больницы Александр Томаев, на страницах журнала предлагает свои методы лечения детских болезней.
Историк Захарий Ванеев, его именем позже будет назван ЮОНИИ, представил в журнале обзорную статью «Народное хозяйство Юго-Осетии за десять лет и перспективы его развития (1921-1930 гг.)». В материале показаны титанические усилия по восстановлению горного края после геноцида осетинского народа, учиненного грузинским правительством в 1920 году.
Отдельно хотелось бы остановиться на статье известного общественного деятеля и ученого А.Тибилова, она называется «Об особенностях юго-осетинских говоров». Здесь ученый отмечает, что из всех говоров осетинского языка наименьшим вниманием исследователей пользовались говоры Южной Осетии, бытующие по южному склону Кавказского хребта. «Находясь в стороне от больших путей, эти говоры ускользали из поля зрения науки осетинского языка. Отсутствие значительных и исправных текстов, записанных на южно-осетинских говорах, в свою очередь не могло содействовать привлечению научного интереса к ним. И в том случае, когда некоторые исследователи обращались к научному изучению южно-осетинских говоров, они по многим причинам давали сбивчивое и неправильное представление об их отличительных особенностях», – отмечает ученый. Как пишет автор, впервые непосредственно изучением южно-осетинских говоров занялся Георг Розен в 1844 году. В своем труде «Giber die Ossetische Sprache» немецкий исследователь дает краткий грамматический очерк «южно-осетинского языка». «К сожалению, Розен находился под влиянием неточной транскрипции Ялгузидзе, плохо воспринимал звуковую природу южно-осетинских говоров и для выражения осетинских звуков пользовался грузинским алфавитом. Поэтому научная ценность характеристики, данной Розеном южно-осетинскому наречию, является совершенно сомнительной даже для современного состояния этого языка», – пишет А.Тибилов.
Ученый отмечает, что большей научностью и полнотой отличаются исследования по осетинской диалектологии Всеволода Миллера. Академик В.Миллер, считает Тибилов, правильно установил существование двух диалектов осетинского языка – дигорского и иронского, при этом язык, на котором говорят южные осетины он относит к туальскому говору. Принимая верность суждений В.Миллера, сам А.Тибилов делает в своей статье ремарку. «Главная ошибка академика Миллера заключается в том, что он смешивает «южно-осетинский» говор с «туальским» и предполагает в Южной Осетии существование только одного говора, единого и общего для всего юго-осетинского населения», – пишет ученый. Сам Тибилов указывает, что туальский говор, которым пользуется население Нар-Зарамаг-Тибского ущелья, является одной из переходных разновидностей североиронских говоров и совершенно не бытует в Южной Осетии. «Невозможно все разнообразие говоров и подговоров Юго-Осетии квалифицировать, как одну языковую единицу, объединять их под общим названием «южно-осетинского говора». На самом деле в Южной-Осетии существует несколько говоров», – пишет А.Тибилов.
Здесь он перечисляет языковое многообразие Южной Осетии: «джавский говор», тяготеющий к говорам нагорной полосы Северной Осетии, «рукский говор», схожий с разговором жителей Куртатинского ущелья и, наконец, обособленный «чысанский говор». Исходя из этого ученый пишет, что иронский диалект дал в Южной Осетии несколько отличных друг от друга говоров, и эти говоры невозможно расценивать, как одну языковую единицу. Вместе с тем А.Тибилов выражает категорическое несогласие с профессором Б.Алборовым, который считал южно-осетинский говор третьим диалектом осетинского языка.
За прошедшее время периодичность выхода сборника ЮОНИИ разнилась –когда ежегодно, а когда и раз в три года. Дело в том, что финансирование издания осуществлялось Академией наук Грузинской ССР, где не особенно старались поддерживать юго-осетинскую науку. В эпоху же перемен наука вообще оказалась на периферии общественной жизни, не было денег и на издание научного журнала. Редкий случай, когда в 90-х годах руководству ЮОНИИ удавалось изыскивать необходимые средства для того, чтобы напечатать «Известия», воспринимался как чудо.
Остаются проблемы с изданием и сегодня, например, очередной номер «Известий» не может увидеть свет уже в течение нескольких последних лет.
В недавнем интервью «Республике»,директор ЮОНИИ Р.Гаглойты так охарактеризовал проблему. «В бюджете каждый год на издание сборника закладывалось триста тысяч рублей. Министерство финансов убрало у нас эту статью три года назад, обещав, что вернут ее к следующему году, но… Видимо, придется урезать собственный бюджет, сокращать, скажем, расходы на подписку научных изданий, которые мы получаем из России, и, которые дорожают с каждым годом», – в этом комментарии мы не услышали оптимизма относительно перспектив выхода журнала даже в юбилейном году.
За минувшие девяносто лет был издан всего 41 выпуск. Согласитесь, этого за такой большой срок ничтожно мало. Особенно если сравнить выпуск «Известий ЮОНИИ» с аналогичным изданием Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований – «Известия СОИГСИ». Это издание выходит четыре раза в год (!).
С. Остаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.