Блеск и великолепие осетинского орнамента и волшебное перо Бориса Багаева (к 100-летию Мастера)

29-09-2023, 15:18, Даты [просмотров 657] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Блеск и великолепие осетинского орнамента и волшебное перо Бориса Багаева (к 100-летию Мастера)В Осетии всегда были люди, которые своим талантом, вдохновением, изобретательностью и, как это принято сейчас называть, креативностью выходят за пределы национального масштаба. Поименно называть их нет особой надобности – они на слуху, и среди тех, кто относится к их числу, особое место занимает Народный художник, заслуженный деятель культуры Южной Осетии, художник-орнаменталист, ветеран Великой Отечественной войны Борис Николаевич Багаев.

Борис Багаев родился 29 сентября 1923 года в селении Кемульта Дзауского района Южной Осетии. Среднюю школу будущий художник окончил в Цхинвале. И именно здесь в его жизни произошло знаменательное событие, круто изменившее судьбу молодого парня. В тридцатые годы прошлого века в юго-осетинскую столицу переселился выдающийся художник Махарбек Туганов. Он много времени отводил работе с детьми, воспитал целую плеяду профессиональных осетинских художников. Недаром его имя носит основанное им же Цхинвальское художественное училище.

Часами юный Борис просиживал в мастерской Мастера, жадно впитывая премудрости изобразительного искусства, делая первые шаги в постижении секретов мастерства. Здесь его всячески поддерживал и поощрял сам Махарбек Сафарович. Вот как Борис Николаевич несколько лет назад вспоминал это чудесное время: «Я был еще мальчишкой, когда произошло мое знакомство с этим великим человеком. Махарбек Сафарович жил в доме моих родственников по улице Сталина. Как-то, зайдя к ним в гости, через открытую дверь в комнату Мастера, я увидел его за работой. Он стоял за полотном и наносил на холст разноцветные мазки. Заметив меня, Туганов поинтересовался, кто я и зачем пришел. Познакомившись и попросив разрешения посидеть и понаблюдать за работой, я устроился в углу рядом. Работал Махарбек Сафарович быстро, но очень сосредоточено. Помню, что от большого изобилия цветов и красок у меня разболелись глаза, и я никак не мог разглядеть, что изображено на холсте. Заметив мое недоумение, он попросил меня встать в дальний угол комнаты и посмотреть оттуда. «Теперь нравится?», – спросил он и, получив удовлетворительный ответ, добавил, – «Смотреть и видеть – тоже большое искусство. Приходи, если тебе интересно». С тех пор я стал частым, если не сказать ежедневным гостем в его комнате, с любопытством наблюдал за работой, была интересна каждая мелочь – движение рук, умение держать кисть, наносить мазки».

Возможно, эти «уроки» переросли бы во что-то серьезное, но началась Великая Отечественная война и Борис Багаев ушел добровольцем на фронт. Домой он вернулся только в 1945 году. Махарбек Туганов помнил своего ученика и тепло его встретил. Надо сказать, что с детства Борис Николаевич обладал уникальным каллиграфическим почерком, и Туганову в руки попали несколько его писем с фронта. Почерк, культура письма настолько впечатлили Мастера, что он предложил Борису оформить орнаментом книгу стихов Темырболата Мамсурова, которую сам иллюстрировал. Тот, неустанно проработав всю ночь, утром с волнением отнес свои эскизы Туганову. Проделанная начинающим художником работа была одобрена Мастером, и книга в итоге вышла в оформлении Б.Багаева.

Но дальнейшего сотрудничества не случилось: Махарбек Туганов вернулся в Северную Осетию, а Борис Николаевич, окончив филфак Юго-Осетинского пединститута, начал работать в газете «Советон Ирыстон», где совмещал работу журналиста и художника. Именно им были изготовлены клише названия газеты и заголовки рубрик. При этом он все более совершенствовался в каллиграфии, и постепенно искусное соединение букв в текстах стали превращать строку в орнаментальный ряд. А затем эти орнаментальные мотивы стали обретать и самостоятельную жизнь. Друзья и коллеги Б.Багаева всегда отмечали не только природный дар этого человека, но и его скромность, порядочность, поразительную работоспособность.

Выйдя на пенсию, Борис Николаевич полностью переключился на работу над орнаментами, совершенствуя свое мастерство. Если раньше он работал пером и тушью в черно-белых тонах, то со временем стал работать с цветом и использовать для художественных панно и аппликаций любой подручный материал: бисер, семечки, ракушки, маковые зерна. Тогда же с неизменным успехом проходят его выставки в Цхинвале и Владикавказе. Критики и простые любители прекрасного восторженно отзывались о необычной экспозиции. Многое в ней поражало. Как, скажем, вручную каллиграфически переписанная книга стихов Коста Хетагурова «Ирон фæндыр». Казалось, что любую бытовую вещь Борис Николаевич был в состоянии превратить в произведение искусства. Так, большую  известность приобрели бутылки с простой домашней наливкой, для которой изготавливались оригинальная в национальном стиле красочная этикетка и маркиза. Бутылка помещалась в футляр, который богато украшался орнаментом. Некоторые из этих творений носили именной характер, поэтому автором щедро раздаривались.

После того как Республика Южная Осетия стала независимой, таланты Бориса Николаевича стали снова востребованы. Его пригласили возглавить наградной отдел Администрации Президента РЮО. Помимо всего, здесь он своим чудесным почерком заполнял наградные документы, исполнял тексты приветственных адресов. Сейчас эту работу выполняет компьютер, но больше повезло тем награжденным, у кого на руках оказались листы, заполненные Б.Багаевым.

Следует отметить, что искусство орнамента имеет многовековые традиции. Осетинскому орнаменту, по всем свидетельствам, более трех тысяч лет. Вот что по этому поводу писал Васо Абаев: «За прошедшие тысячелетия многое было забыто и утеряно, и то, что осетинский народ сохранил до наших дней, есть не более как руины и фрагменты. Но если даже эти руины поражают своей монументальностью и мощью, то можно представить, какое богатство эпического духа и эпического творчества находилось у истоков – в скифо-сарматском мире».

Осетинским орнаментам посвящено несколько фундаментальных работ. По свидетельству М.Туганова, в их родовом поместье в Дигории хранился уникальный этнографический материал, среди которого много места занимали орнаменты. Но во время революции все это было безвозвратно утеряно. В 1932 году выходит книга Аслангирея Хохова «Осетинские орнаменты». Он же в соавторстве с К.А. Берладиной в 1948 году выпускает книгу «Осетинский народный орнамент». В 1960 году выходит фундаментальный труд Б. и Р. Андреевых «Осетинский орнамент». Тема осетинских  орнаментов обильно присутствует в работах этнографов Б. Калоева, Л. Чибирова, А.Х. Магометова. В 1992 году появилась в свет книга археолога Р. Дзаттиаты «Орнаменты горной Осетии». Над осетинскими орнаментами много и плодотворно работала О. Малтызова...

Подготовленная в издательстве «Республика» в 2012 году книга Бориса Багаева «Осетинский орнамент» отличается от вышеприведенных изданий тем, что, если те выступают как собиратели, толкователи, систематизаторы орнаментов, то Борис Николаевич является их создателем. Вот что по этому поводу пишет искусствовед Марина Цховребова: «Волшебные орнаментальные композиции вводят нас в мир причудливых фантазий художника. Автор этих удивительных орнаментов очень органично связывает свое творчество с орнаментальными традициями кобанского и скифского искусства, напоминает нам о богатейшем декоративно-прикладном искусстве древней Осетии… Искусство орнамента – одно из древнейших искусств. Казалось бы, что нового еще можно сказать в искусстве, которому несколько тысяч лет, но Б.Н. Багаев убеждает нас в обратном. Используя традиции древнего скифского и кобанского орнамента, он создает новые формы, новые орнаментальные мотивы, тончайшим кружевом покрывает плоскость листа. Включает в свои орнаменты предметы, фигуры, современную символику. Образ строится на основе четкого, линейного рисунка. Изысканное линейное и цветовое решение, гармоническое соотношение целого и деталей способствуют композиционному совершенству орнаментов Мастера. Прекрасный вкус и чувство меры усиливают это впечатление». При этом работы Б. Багаева отличает большая культура. Он творчески воспринимает традиции и свободно и своеобразно их развивает.

Сам Борис Николаевич говорил по этому поводу следующее: «В древней культуре осетинского народа была сильно развита тема животных – тур (сычъи, дзæбидыр), олень (саг)… Именно форма рогов этих животных, на мой взгляд, зачастую и лежит в основе национального орнамента. Ну а дальнейшее оформление и стилизация зависят от видения, творческого подхода и фантазии художника. Особенностью моего стиля является существование нескольких тем в одной работе, сплетение элементов традиционного древнего прошлого и современного. Мне часто говорят, что в моих орнаментах преобладают элементы скифо-сармасткой и кобанской культуры. Это отчасти так, но мои орнаменты не являются повторением древних сюжетов, они лишь выражают структурное родство с народным искусством Осетии, впитавшим в себя многие элементы древней культуры нашего народа, в том числе и из названных выше источников. Я, кстати, изучаю орнаменты других народов, и часто нахожу в них элементы осетинского орнамента. Скорее всего, эти элементы были переняты другими народами в древности, под влиянием культуры наших далеких предков, которые кочевали по всему миру».

…В пятницу, 29 сентября, Борису Николаевичу исполнилось бы 100 лет. Его не стало семь лет назад. Но хорошо помнится, как он, несмотря на возраст, часами продолжал трудиться, сидя дома в своем рабочем кабинете... Борис Николаевич прожил яркую и богатую жизнь, насыщенную различными событиями, которую он без остатка подарил своему народу. И делал он это, в первую очередь, через свое волшебное перо, выводя замысловатые орнаментальные узоры и выстраивая, тем самым, виртуальный мостик с нашими великими предками.

 

Батрадз Харебов


 

 


1. Борис Багаев. 1952 годБлеск и великолепие осетинского орнамента и волшебное перо Бориса Багаева (к 100-летию Мастера)


 

 

 

2. Борис Багаев обсуждает предложенный макет праздничного номера газетыБлеск и великолепие осетинского орнамента и волшебное перо Бориса Багаева (к 100-летию Мастера)

 


 

 

3. Борис Багаев. 1980-е годыБлеск и великолепие осетинского орнамента и волшебное перо Бориса Багаева (к 100-летию Мастера)

 

 

 

 

 

 



Блеск и великолепие осетинского орнамента и волшебное перо Бориса Багаева (к 100-летию Мастера)
Блеск и великолепие осетинского орнамента и волшебное перо Бориса Багаева (к 100-летию Мастера)
Блеск и великолепие осетинского орнамента и волшебное перо Бориса Багаева (к 100-летию Мастера)
Блеск и великолепие осетинского орнамента и волшебное перо Бориса Багаева (к 100-летию Мастера)
Блеск и великолепие осетинского орнамента и волшебное перо Бориса Багаева (к 100-летию Мастера)
Блеск и великолепие осетинского орнамента и волшебное перо Бориса Багаева (к 100-летию Мастера)
Блеск и великолепие осетинского орнамента и волшебное перо Бориса Багаева (к 100-летию Мастера)
Блеск и великолепие осетинского орнамента и волшебное перо Бориса Багаева (к 100-летию Мастера)
Блеск и великолепие осетинского орнамента и волшебное перо Бориса Багаева (к 100-летию Мастера)
Блеск и великолепие осетинского орнамента и волшебное перо Бориса Багаева (к 100-летию Мастера)
Блеск и великолепие осетинского орнамента и волшебное перо Бориса Багаева (к 100-летию Мастера)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Популярно