О чем плачет сердце поэта? (к 75-летию Валерия Гобозова)

22-05-2023, 12:57, Даты [просмотров 993] [версия для печати]
  • Нравится
  • 2

О чем плачет сердце поэта? (к 75-летию Валерия Гобозова)Известному осетинскому поэту Валерию Гобозову, заслуженному журналисту РЮО, кандидату филологических наук, прозаику, переводчику и публицисту, во вторник, 16 мая, исполнилось бы 75 лет. Он ушел из жизни в январе 2012 года в расцвете творческих сил, не успев увидеть вышедший накануне последний сборник своих стихов «Слезы сердца». Поэты долго не живут, пропуская все через сердце, это известно, но Валерий Леонтьевич, кажется, всегда жил на предельном натяжении нервов, при постоянном обострении чувств, выражая их через один из самых сложных жанров поэзии – сонет.

Воплощение лирики, сонет, так уж сложилось, имеет твердую форму, в которой обязательно соблюдение количества строк и частей. Для поддержания такого формата поэту, если он не с большой буквы, приходится жертвовать смыслом или красотой ради рифмы и количества слогов. Валерий Леонтьевич компромиссов ради рифмы не допускал, как впрочем, никаких других компромиссов в жизни. Он был близок по духу к Шекспиру и Петрарке, близкие знакомые отмечали его удивительную «средневековость» в рыцарском отношении к женщине, в любви к Родине, к красоте природы, полную неспособность к современному цинизму, к обману и предательству. Сонет подошел ему, отвечал его складу ума и характеру с самого начала, это была его стихия, поэтому так много было в его самых первых стихах неба, звезд, облаков и что там еще над землей. Говорят, Герсан Кодалаев, первый строгий критик поэтических упражнений Валерия Гобозова, приходил в замешательство от этого разгула эмоций в стихах юноши, тогда еще школьника, и советовал ему уменьшить обилие небесных явлений и воздушной стихии в своих творениях и сосредоточиться на смысле и размере стиха.

Красота языка, литературы и поэзии осетинских классиков влекла молодого Валерия со школы, основы богатства его будущей поэзии закладывались родителями – школьными учителями, которые направляли его интерес к родной литературе. Он родился в селе Гобозтыкау Знаурского района, окончил Зиулетскую среднюю школу и в каком-то максималистском порыве поступил в медицинский техникум в Цхинвале. Как бы он сейчас объяснил тот шаг? Возможно, он думал, что поэзия никуда не денется, и он может успешно писать свои сочинения, занимаясь одновременно таким интересным делом, как медицина. Почему нет? Чехов – не единственный пример такого симбиоза интересов. Но вскоре Валерий понял, что сделал поспешный выбор, потому что вне осетинского языка, вне поэзии он не представлял себе будущей профессии, и поступил на историко-филологический факультет ЮОГПИ. Становясь взрослей, он понимал, что поэзия это труд и много работал над собой, читал произведения лучших писателей, совершенствовал язык, чтобы служить осетинскому художественному слову. Он публиковался в газете «Советон Ирыстон», в журнале «Фидиуӕг», его первые стихи посвящались труду во славу Отечества и родному народу, воспевали красоту природы. В 1985 году вышел первый сборник стихов молодого поэта, объединивший довоенную лирику беззаботного периода жизни. Еще один сборник, «Арвæрдыны дидинæг» («Цветок радуги»), вышел в 1989 году. И как отмечает Мелитон Казиты в своем сборнике «Публицистика», «было заметно, как поэт рос от одной книги к другой. Расширялась тематика его произведений, ярче и глубже начал видеть жизненные проблемы. Его слог становился ясней». Вот один из самых пронзительных сонетов Валерия Гобозова того периода, приведенный в переводе Ю. Баранова.

 

«Над грустным кладбищем опять склонилась тьма,

Как ласковая мать, к нему припала,

Но ветер, тишины срывая покрывало,

Тревожит так, что впрямь сойти с ума.

О странник-ветер, как похожи мы с тобой!

Я чувствую, что братья мы по сути:

Ты счастьем обделен, ты бесприютен.

И я, ты знаешь, в точности такой.

Ведь одиночества невыносимый гнет

Обоим нам так хорошо известен.

Так поклянемся же, что вечно будем вместе

Делиться горестями… Но сомненье жжет:

Ты примешь ли подобный оборот?

Ты побратаешься со мной? – скажи по чести».

 

После учебы Валерий Гобозов отслужил в армии и, вернувшись, работал педагогом в школе-интернате. В этот же период он добился больших успехов в шахматах и шашках, которые любил с детства, стал мастером спорта, неоднократным победителем республиканских соревнований, отстаивая честь Юго-Осетинской автономной области. Шашки и шахматы сопровождали его всю жизнь, как и поэзия. «Валерий Леонтьевич был моим первым учителем по шахматам в Лицее искусств, – вспоминает Президент Федерации шахмат РЮО Георгий Шавлохов. – Время было совсем другое, тяжелые 90-е годы, не было никаких условий, зарплаты, но он не бросал уроки, приходил даже в выходные дни, учил нас всему, чего достиг сам, и радовался нашим успехам. Он многое сделал для возрождения шахмат в Южной Осетии после войны. Валерий Гобозов – единственный мастер спорта СССР по шахматам на юге Осетии за последние много лет. В отличие от других видов спорта, выполнить норматив мастера в шахматах несопоставимо труднее. Он был также двукратным чемпион Грузии по шашкам. Федерация шахмат Республики создана учениками Валерия Гобозова в 2015 году, после его смерти. В память о нем мы проводим ежегодный Мемориал Валерия Гобозова. Есть также шахматный клуб со школой в ЮОГУ, который носит его имя».

Валерий работал уже в редакции газеты «Советон Ирыстон», когда ситуация в стране стала меняться, каждый человек вдруг оказался защитником Южной Осетии, а журналисты стали практически солдатами Родины. Валерий Гобозов первым написал статью о грузинской агрессии 6 января 1991 года, заголовок которой «Кровавое Рождество» («Тугӕйдзаг Цыппурс») так и остался в истории официальным обозначением начала войны. Валерий был на улице вместе со всеми горожанами, собирал материал в тот непростой день и выполнил работу более чем добросовестно. Война оставила глубокий след в душе поэта, он на долгое время забыл о любовной лирике, сердце его переполняла боль за погибших молодых парней, защищавших Отечество с оружием в руках. Осетия была погружена в траур, каждый день приносил новый список смертей. Валерий Гобозов посвящал стихи каждому погибшему, в общей сложности этот мартиролог состоял из почти ста стихотворений, а это значит, что он, вероятно, приходил в семью, слушал плач по убитому грузинскими экстремистами парню, ходил на похороны, читал там свое посвящение. Каждая трагедия становилась его личной трагедией, никакое здоровье не выдержит такого гнета, камнем легшего на сердце.

На несколько лет он становится редактором газеты «Южная Осетия», затем оставляет журналистику и переходит работать в ЮОГУ. С 1998 года до конца своей жизни он преподавал осетинскую литературу на факультете журналистики ЮОГУ, а с 2005 года возглавил кафедру. Это был очень плодотворный период жизни Валерия Леонтьевича, он работал над диссертацией, которую успешно защитил на основе своей монографии «Художественное мастерство Сека Гадиева – поэта», стал кандидатом филологических наук. Он является редактором первой книги 40-томной «Библиотеки национальной литературы» – собрания сочинений С. Гадиева. Был доцентом ЮОГУ, старшим научным сотрудником ЮОНИИ, заведующим литературным отделом Госдрамтеатра им. К. Хетагурова, для которого переводил на осетинский язык драматургические произведения. И переводил не только для театра, он любил русскую классику и всегда хотел попробовать, как прозвучат любимые произведения на осетинском, переводил поэмы Пушкина, стихи Лермонтова, Баратынского, Бунина... Спустя годы после смерти поэта, в Цхинвале вышла книга «Болгарские народные сказки» на болгарском и осетинском языках. Безупречный перевод на осетинский язык с болгарского осуществил Валерий Гобозов. Талант, мастерство и обычно присущий настоящим поэтам нелегкий жизненный опыт сделали поэта «гласом народа» наряду с другими выдающимися поэтами и писателями Осетии, пророком, у которого, как известно, всегда сложное положение в своем Отечестве. Издание сборника стихов Валерия Гобозова военного периода, которые буквально отняли у него здоровье, затянулось на долгие годы по неясным причинам, даже после того, как проблемы с издательским делом в Республике постепенно стали решаться. Книга «Сагъæс Ирыстоныл» («Думы об Осетии») отразила в полной мере ту боль поэта за поруганную, истерзанную Родину, которая не покидала его все эти годы после войны, все пережитое оставалось в памяти, не хотело отпускать, и пессимистичные предчувствия подсказывали новые строки.

Работал он много, потому что спрос на его компетентность был большим. Иногда при его виде охватывало смутное чувство чего-то недопустимого, сродни чувству вины, но вместо того, чтобы спросить, что тебя тревожит, Валера? – знакомые принимали его приветствие и пожелание доброго дня. Тревога была в его глазах всегда, даже в самые благополучные дни, до болезни, до распада семьи, до катастрофы для всей Южной Осетии в 2008 году. Он потерял дом, стоявший в самом центре Цхинвала, восстановить его на собственные средства после прямых попаданий грузинских снарядов, было невозможно, а государство не спешило помочь хотя бы с крышей. Так и стоял он в самом престижном месте города, и каждый раз, когда мимо него государственный кортеж заворачивал к киноконцертном залу «Чермен», становилось неловко за власть. А Валерий Леонтьевич ходил на работу из дома своей сестры мимо зиявших окон своего дома и думал лишь об одном – дожить до его восстановления, дожить, чтобы умереть в своем доме. Рождались стихи цикла «Зæрдæйы цæссыгтæ» («Слезы сердца»), последняя книга поэта, которую ему уже не суждено было увидеть. «О чем плачет сердце поэта?» – задается вопросом заслуженный журналист РЮО Роланд Биазырты, один из близких друзей Валерия. – Оно плачет о тяжелом положении своего народа, об утрате близких и любимых людей, о своей трудной судьбе, о том, сколько несправедливостей приходится терпеть народу в жизни».

 

«Тревога закрыла над городом небо,

Солнце уже не согреет людей.

От пулеметных очередей

Все превращается в жуткую небыль…».

 

«О Валерии Гобозове можно многое сказать, он был не только превосходным поэтом, он был чистым и искренним человеком. Одним из его лучших качеств было то, что он не умел делать свою работу наполовину, уставал предельно, если не хватало времени, но делал свое дело добросовестно. Поэтическое наследие Валерия не очень большое, писал он не много, но законченные произведения были всегда безупречны и не нуждались в совершенствовании. Он не любил говорить о своей поэзии, но всегда давал нам послушать свои новые стихи. Валера был в расцвете творческих сил, жаль, что судьба отвела ему так мало времени», – рассказывает заслуженный журналист РЮО Иван Гӕззаты, близко знавший Валерия Гобозова.

«Последние годы Валера болел, лечился в России и в телефонных разговорах, возможно, предчувствуя скорую кончину, говорил, что хочет домой и что попросту теряет в больнице время, – вспоминает главный редактор газеты «Республика» Андрей Кочиев. – Это был добрый, деликатный, бескорыстный и очень открытый человек. Легко ранимый и относительно наивный. Возможно, поэтому его некоторые не понимали. Он был требовательным к себе и очень ответственным. В разные годы Валера успешно работал вреспубликанских газетах «Хурзæрин» и «Южная Осетия», а в последней являлся главным редактором. Стоит ли говорить, что когда мы задумали и приступили к осуществлению проекта «Библиотека национальной литературы», то редактором первого тома сознательно был приглашен именно Валера Гобозов… Что же касается его поэтических сборников. Когда я стал работать в Госкомитете информации, связи и массовых коммуникаций и среди разных направлений мы стали возрождать книгоиздательство, то пришлось вплотную коснуться «писательской кухни», тогда и стало понятно, почему долгое время не выходил в свет сборник Валеры Гобозова, книги еще ряда авторов – просто некоторые их коллеги приложили к этому руку. Таковы вот реалии… Нами было издано два сборника Валеры Гобозова. Но, к сожалению, книгу «Зæрдæйы цæссыгтæ» он не успел взять в руки, хотя типография спешила и сигнальные экземпляры были готовы буквально в день похорон».

Книга «Зӕрдӕйы цӕссыгтӕ» действительно вышла в свет в день похорон поэта, став упреком всем, кто долгие годы способствовал его «торможению», кто знал, как тяжело болен Валерий, и какую радость доставит ему долгожданный сборник, вобравший самые сильные произведения уже маститого поэта, прозаика и публициста. Творчество Валерия Гобозова, одного из последних настоящих поэтов на юге Осетии, занимает достойное место в современной осетинской литературе и заслуживает внимательного изучения.

 

Инга Кочиева

О чем плачет сердце поэта? (к 75-летию Валерия Гобозова)О чем плачет сердце поэта? (к 75-летию Валерия Гобозова)

 

 

 

 

 

 

 

 

Валерий Гобозов на вступительных экзаменах в ЮОГУ

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031