«В какой-то момент, прямо у выхода из здания школы, перед нами упал цинкар…». Воспоминания очевидицы Дзауского землетрясения Ренаты Цховребовой
29 апреля 1991 года в Дзауском районе произошло крупнейшее в истории страны землетрясение магнитудой около 9 баллов. В результате катастрофы погибло 56 человек, были разрушены и повреждены более 600 домов. К счастью, в этот день жители Дзау и близлежащих сел собрались в центре поселка, чтобы принять участие в митинге, организованном руководством района. Митинг был посвящен сложной политической ситуации, сложившейся вокруг Южной Осетии. Директор школы-интерната Роланд Козаев обязал пойти на митинг не только учителей, но и старшеклассников школы, а учеников младших классов поручил отпустить по домам. Именно этот факт позволил предотвратить большие жертвы.
Однако трагедии избежать не удалось. В результате землетрясения было стерто с земли высокогорное село Хахет, многие жители погребены заживо. В самом поселке погибли 11 человек, трое из которых были учениками второго класса Дзауской школы-интерната.
Рената Цховребова в год землетрясения была ученицей 7 класса Дзауской школы-интерната. В тот день классный руководитель 3 класса, уходя на митинг, попросила ее остаться с детьми до обеда. Класс располагался на втором этаже трехэтажного здания школы-интерната. «Я пыталась занять порядка тридцати детей, играя с ними в «Поле чудес». Было шумно, весело… Почувствовав первые толчки, я не сразу поняла, в чем дело. Окна класса выходили во двор, и оттуда послышались крики. Раздался грохот, все запаниковали, дети стали громко кричать, подбежали ко мне и вцепились в мою одежду. Я была в ужасе, но понимала, что нужно бежать. И мы побежали...».
Рената, вспоминая те страшные моменты, не смогла сдержать слез. «Я не могла быстро бежать, потому что с десяток ручонок намертво вцепились в мою одежду и не отпускали меня. Не бойтесь, не бойтесь! – кричала я. – Но школа разрушалась буквально на наших глазах. Это была страшная картина… Мне казалось, что мы были единственными в здании школы. Еще несколько секунд, и уже практически ничего не было видно на расстоянии вытянутой руки. Белая пыль застилала глаза, забивалась в рот и в нос… Каким-то чудом нам удалось спуститься на первый этаж. Казалось, еще пару шагов, и мы выберемся из здания. Но в какой-то момент прямо перед нами упал цинкар. В отчаянии, мы повернули обратно. Я уже не понимала, что мне надо делать, как вдруг на лестничной площадке, между первым и вторым этажами увидела окно. Падая и поднимаясь, ослепленные пылью, мы взбежали по лестнице», – продолжает свой рассказ Цховребова.
Рената еще не знала, что от школы осталась только та часть, из которой они пытались выбраться. А на улице огромное количество людей, родители детей, ринулись к единственному уцелевшему окну, надеясь увидеть там кого-нибудь... «Окно на лестничном пролёте было с железной решеткой изнутри. У меня в голове даже промелькнула мысль, что если я разобью окно, меня поругает директор. В тот момент я не осознавала, что там, за стенами здания, настоящая трагедия, и директор и все молятся Богу, чтобы мы спаслись. Я схватилась за решетку,она очень легко поддалась. Затем разбила ногой окно… Первыми, кого я увидела, были папа и наш сосед. Отец с безумным взглядом, впереди огромной толпы людей, прямо под окном, протягивал ко мне руки. Я увидела директора школы, своих учителей, односельчан и очень много незнакомых людей. Все кричали – прыгайте, прыгайте! Дети один за другим стали прыгать в руки взрослых, их сразу передавали рыдающим родителям...».
И даже тогда Рената еще не понимала, что именно произошло. Слово «землетрясение» она услышала уже от людей. «Нас отвели в безопасное место рядом со школой. Это была поляна вблизи школьного яблоневого сада. Глянув оттуда на то, что осталось от нашей школы, я стала осознавать, какой беды нам удалось избежать. Еще один толчок – и оставшаяся часть здания тоже рухнула...».
Под обломками школы погибли три второклассника, которых нашли вместе через несколько часов после того, как спаслись Рената и весь третий класс...
Потом была жизнь в нечеловеческих условиях. Большинство людей долгое время жили в палатках или наспех сколоченных деревянных сараях.
С тех пор прошло 32 года. Сегодня Рената Цховребова – сотрудник Государственного телевидения и мать двоих детей. Ей многое пришлось пережить, но трагедию и ужасы Дзауского землетрясения она не забудет никогда. И каждый раз, воспоминая, на ее глазах наворачиваются слезы...
Гульнара Козаева
P.S. Материалы и воспоминания очевидцев Дзауского землетрясения, подготовленные и собранные журналистами «Республики» в прежние годы, вы можете найти на сайте нашей газеты
Доброе беззаботное время... Рената Цховребова (в центре) со своими одноклассницами
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.