Вахтанг Цховребов. Один против системы (к 95-летию со дня рождения)

17-02-2023, 23:17, Даты [просмотров 656] [версия для печати]
  • Нравится
  • 2

Вахтанг Цховребов. Один против системы (к 95-летию со дня рождения)18 феврале текущего года исполняется 95 лет со дня рождения видного партийного деятеля, ученого Вахтанга Дмитриевича Цховребова. Человека, с именем которого связано не только становление комсомольской организации Южной Осетии, благоустройство ее столицы, но и пример последовательной гражданской позиции.

Вахтанг Цховребов родился в 1928 году в селении Мсхлеб Южной Осетии в семье Дмитрия Матвеевича Цховребова и Екатерины Христофоровны Джиоевой. Он рос в дружной трудолюбивой семье, хорошо учился, был веселым, отзывчивым, заботливым сыном.

В 1938 году семью постигло страшное горе, трагически погиб глава семьи. Все заботы легли на плечи многодетной вдовы. Дети, двое мальчиков и две девочки, сплотились вокруг матери, стараясь, кто как мог, облегчить свалившуюся на нее ношу. Она пыталась вынести стоически это испытание, работая не покладая рук. Маленький Вахтанг всегда умел ее утешить, и она говорила о нем – «он особенный». Да, природное благородство, доброта и врожденная интеллигентность сопутствовали ему на протяжении всей его жизни!

По окончании в 1944 году средней школы №2 В.Цховребов поступил на исторический факультет Сталинирского Государственного педагогического института (ныне ЮОГУ им. А.А. Тибилова), где принимал участие в общественной жизни ВУЗа. По окончании учебного заведения в 1948 году, он включается в общественную жизнь: старший пионер-вожатый, директор лекционного бюро культпросвета, зав.лекторской группой Юго-Осетинского Обкома комсомола. Когда пришло время – с честью отслужил в рядах Советской армии. После окончания воинской службы возвращается в Цхинвал, и снова с головой окунается в общественную деятельность.

Работал с молодежью и был избран вторым, а затем первым секретарем городского Комитета комсомола. В 1955 году выдвигается на должность первого секретаря Областного комитета комсомола. Ему всегда было присуще стремление к совершенствованию своих знаний, и В. Цховребов поступает в аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. За время учебы подготавливает кандидатскую диссертацию, блестяще ее защищает и получает приглашение остаться работать в Москве. Но пришел запрос из Южной Осетии и он возвращается в родной город, где избирается первым секретарем городского Комитета партии. С присущей ему энергией В. Цховребов приступает к работе. Несмотря на то, что в городе успешно работали крупные заводы «Эмальпровод» и «Электровибромашина», ощущалась нехватка рабочих мест. Было решено открыть швейную фабрику, и В.Цховребов становится организатором нового производства. Десятки женщин получили работу. Его заботило также благоустройство города, жизненное благополучие жителей, их духовные и эстетические потребности. Он лично привез серебристые ели, которые были высажены по городу, в том числе, и на улице Московской, украсив въезд в город.

Он остро реагировал на нужды людей и многим помог обустроиться в жизни. Но больше всего его беспокоила судьба молодого поколения, и Вахтанг переходит на работу в Юго-Осетинский Государственный педагогический институт на должность проректора по учебно-научной работе и доцента кафедры истории, где завоевывает уважение и любовь студентов и коллег на долгие годы.

Уважали и любили его не только за энциклопедические знания, но и за принципиальность, нежелание потакать злоупотреблениям, которые в это время происходили в ВУЗе. В своем обращении на имя руководства автономной области он просит перевести его на другое место работы, так как «более не хочет являться свидетелем всяких проделок и махинаций». Просьба В.Цховребова была удовлетворена и он переводится в Юго-Осетинский Научно-исследовательский институт (ЮОНИИ) на должность заместителя директора по научной части. Здесь Цховребов с головой уходит в исследовательскую деятельность, написав пять монографий, посвященных истории партийной организации Южной Осетии и подготовив докторскую диссертацию.

Но В.Цховребов интересовался как прошлым страны, так и текущим состоянием дел. И, в первую очередь, соответствием деклараций реальным делам. А с этим в СССР не всегда все было однозначно. Много было формализма, несправедливости, хозяйственных нарушений, приписок и волюнтаризма.

Еще в 1963 году он обращается в Комитет партийного контроля ЦК КПСС с заявлением, где описывает все нарушения, происходящие в Южной Осетии при попустительстве партийного руководства. Однако, вместо предметногоразбирательства, комиссия, присланная в г.Цхинвал, ограничилась общими, поверхностными выводами. «Все это еще больше развязало руки отдельным нечестным партийным и прокурорским работникам автономной области, мне даже стали угрожать физической расправой», – пишет В.Цховребов в письме на имя главного редактора газеты «Правда».

Гражданская позиция В.Цховребова остается неизменной на всем протяжении его жизни – неприятие двуличия, формального отношения к делу социалистического строительства, попрание справедливости. И эту свою позицию он демонстрировал открыто и гласно. Вахтанг Дмитриевич при этом не только говорил, но и действовал. В январе 1977 года он встречается со вторым секретарем ЦК Компартии Грузии Г.Колбиным. Во время беседы В.Цховребов проинформировал ответственного руководителя о серьезных недостатках в руководстве хозяйственным и культурным строительством, которые, по его твердому убеждению, допускаются в автономии, и пути выхода из ситуации.

Понятно, что такая позиция В.Цховребова не могла остаться без внимания. С ним «поговорили» в высоких кабинетах, но тот оставался при своем мнении. Тогда власть решила действовать. В апреле 1977 года на имя руководства ЮОАО поступает анонимка, в которой сообщалось о недостатках деятельности самого В.Цховребова в должности заместителя директора ЮОНИИ. Но главной темой заявления было то, что тот в разных документах по-разному указывает… год своего рождения. Власти тут же поспешили дать ход этому анонимному заявлению. Было срочно созвано собрание первичной партийной организации Научно-Исследовательского института, где разбирались факты, изложенные в анонимке. На нем, кроме самих работников, присутствовал и высокий партийный начальник из городского комитета Компартии. Почему-то партийное руководство считало, что коммунисты ЮОНИИ обязательно поддержат изложенную в анонимке линию на критику В.Цховребова. Но получилось наоборот, из 20 партийцев высказались 15, и все они выступили в защиту своего коллеги. Под стать было и решение: «Собрание ЮОНИИ признает данное анонимное заявление клеветническим, а автора – преступником». Представитель Горкома партии был в шоке!

Особое недоумение ученых вызвало стремление объявить преступлением именно неточности в дате рождения В.Цховребова. Так, Зинаида Гаглоева заявила, не скрывая своего возмущения: «Меня огорчает, что на сегодняшнем заседании мы обсуждаем не проблемы науки, а возраст нашего коллеги. Если это настолько важно, то можно было сделать поручение институту геронтологии в Москве, который по основным биологическим данным Вахтанга Цховребова мог бы дать точные сведения о его возрасте заинтересованным в этом вопроселицам». Высказался на данном собрании и известный лингвист Николай Габараев, в речи которого сквозила грусть: «Я завидую, что у Вахтанга такая хорошая выдержка. Это, видимо, исходит из его внутренней убежденности в своей правоте. Когда я ставлю себя мысленно на его место, мне становится неловко. Ведь никто не гарантирован от подобной анонимки и потом иди и доказывай, что ты не верблюд…».

Не получив ожидаемого осуждения В.Цховребова в стенах научного института, власти не успокоились. На очередном пленуме областной партийной организации было объявлено о «недостойном поведении коммуниста В.Цховребова», и через несколько дней городской Комитет партии, исходя из фактов, изложенных на пленуме, объявляет ему строгий выговор с занесением в учетную карточку. В те времена такая формулировка была волчьим билетом для советского коммуниста.

Тем не менее, своей позиции В.Цховребов не изменил. Он, по-прежнему, не мог оставаться равнодушным к нуждам людей и к участившимся случаям коррупции, в борьбе с которой не получал никакой поддержки. При эмоциональном складе его характера это не могло не отразиться на его здоровье. 1 декабря 1984года на 56-м году жизни он скоропостижно скончался от обширного инфаркта.

Но он ушел из жизни непобежденным!

 

Редакция газеты «Республика» выражает благодарность семье Вахтанга Цховребова за помощь в работе над материалом

 

 Вахтанг Цховребов. Один против системы (к 95-летию со дня рождения)

В.Цховребов среди коллег в Юго-Осетинском

Научно-исследовательском институте (в центре).

Фото из архива ЮОНИИ.


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30