Итоги референдума о независимости Республики Южная Осетия как судьба народа
Пятнадцать лет. Ровно столько исполнилось референдуму о
независимости, проведенному в Республике 12 ноября 2006 года. Тогда подавляющее
большинство населения молодого государства подтвердило курс страны на
утверждение государственной независимости. Подготовка к голосованию, его
проведение были сопряжены со значительными трудностями, существовали внутри
страны силы, которые противились проведению плебисцита, но более всего
противников, и при этом, действенных, было за пределами Республики.
Параллельная реальность Тбилиси
Сразу следует отметить, что плебисцит 2006 года не был первым подобным мероприятием в новейшей истории молодого государства. 19 января 1992 года в Южной Осетии был проведен референдум по вопросам создания независимого государства и воссоединения с Россией. Более 99% населения проголосовало «за» по обоим вопросам голосования. При этом два положения здесь не противоречат друг другу, поскольку это два этапа пути к одной цели.
Проведение нового плебисцита было вызвано необходимостью еще раз, уже в условиях новых политических реалий, подтвердить решение народа юга Осетии. С волеизъявления 1992 года к тому времени прошло немало лет, сменилось целое поколение. Узнать волю и новой генерации, родившейся и выросшей в Южной Осетии нового статуса – так определили необходимость нового голосования его инициаторы.
О проведении референдума и назначенных с ним одновременно очередных президентских выборов официально было объявлено в августе 2006 года. И практически на второй день последовала реакция из-за пределов Республики.
Госдепартамент США выступил с заявлением, в котором было сказано, что Соединенные Штаты выступают против проведения референдума о независимости Южной Осетии. Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис зая-вил, что Европа не признает итоги голосования. МИД Грузии выпустило заявление, в котором выразило «крайнее возмущение в связи с происходящими в Цхинвальском регионе процессами, а также назначенным на 12 ноября 2006 года референдумом в Южной Осетии».
В Тбилиси, впрочем, не ограничились одними заявлениями, там было решено, что клин клином вышибается. Параллельно с выборами Президента и референдумом на неподконтрольной юго-осетинским властям территории РЮО грузинские власти решили провести свои выборы и референдум. Это действо должно было произойти в селах РЮО, оккупированных грузинской полицией.
Для придания легитимности данному намерению был срочно, в сентябре 2006 года создан «Союз национального освобождения Южной Осетии», куда вошли осетины-коллаборационисты и местные грузины. Руководителем был утвержден Дмитрий Санакоев, его же выдвинули кандидатом в «альтернативные президенты Южной Осетии». Не забыли и про параллельный референдум, озвучив, выносимый на голосование вопрос: «Согласны ли вы с тем, чтобы Республика Южная Осетия начала переговоры с Грузией о федеративном устройстве государства?».
Цинизм организаторов параллельной реальности заключался в том, что на тот момент для грузинских властей де-юре не существовало такого территориального образования, как «Республика Южная Осетия».
Весь период, предшествовавший голосованию, грузинская сторона не оставляла попыток дестабилизировать ситуацию в нашей стране. Юго-осетинскими спецслужбами была предотвращена попытка взрыва вышки мобильного оператора сети «Остелеком», расположенного у въезда в город Цхинвал. Дополнительные силы МВД Грузии были переброшены в район грузинонаселенного пункта Аунеу (Авневи), временно неподконтрольного властям РЮО. Велась пропагандистская компания в СМИ, организовывались обстрелы Цхинвала и осетинских сел. В ночь перед днем голосования над столицей Республики пролетел легкомоторный самолет, с которого сбросили на город листовки в поддержку альтернативного кандидата в президенты Южной Осетии Дмитрия Санакоева.
Назло надменному соседу
Легитимные, а не скоморошные, выборыПрезидента РЮО и референдум о независимости состоялись 12 ноября 2006 года. Всего на территории четырех районов РЮО – Цхинвальского, Дзауского, Знаурского и Ленингорского, а также в столице Республики Цхинвал – было открыто 75 избирательных участков. Еще шесть избирательных участков для граждан РЮО были организованы в Северной Осетии.
Голосование прошло без эксцессов и существенных нарушений. 14 ноября Центризбирком обнародовал окончательные итоги по референдуму: «Общее количество граждан, внесенных в списки для тайного голосования, составило 55 163 человека. Из них в голосовании приняло участие 52 443 человека, что составляет 95,1%. В поддержку вынесенного на референдум вопроса «Согласны ли Вы с тем, чтобы Республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом», проголосовало 52 378 человек, что составляет 99,88%, против проголосовало 60 граждан, или 0,12%. Центризбирком РЮО констатирует, что референдум считается состоявшимся и вопрос, вынесенный на референдум, признан всенародно одобренным».
Не было существенных замечаний и у международных наблюдателей. На референдуме и выборах Президента в РЮО присутствовало около 200 наблюдателей из 17 стран, в том числе Польши, Венесуэлы, Иордании, Албании, Косово, Германии, Швеции, Латвии, Австрии, Беларуси, Испании…
После окончания голосования, как Грузия, так и коллективный Запад, заявили о непризнании выборов Президента РЮО и самого референдума. А американское правительство пошло еще дальше, публично усомнившись в том, что в Южной Осетии провели именно референдум. «Нет, мы не думаем, что это является так называемым референдумом», – заявил на следующий день после голосования официальный представитель госдепартамента Шон Маккормак.
Тут хочется отметить, что сами США всегда считали именно волеизъявление народа главным условием в определении его судьбы. Так, в 2014 году тогдашний президент Соединенных Штатов Б.Обама, говоря о праве албанцев Косово на самоопределение, именно референдум назвал справедливым основанием этого решения: «Косово вышло из состава Сербии только после того, как там был организован референдум». Этот постулат он назвал главным аргументом, хотя де-факто в Косово, в отличие от Южной Осетии, референдума не проводилось.
Что ж, двойные стандарты правят миром, мы же знаем, что в ноябре 2006 года, 15 лет назад, народ Южной Осетии выбрал в качестве своей судьбы независимость. И на этом пока стоит.
Подготовил М.Багаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.