Маленький юбилей большой истории Юго-Осетинского Государственного университета
Восемьдесят пять лет назад, 2 июля 1936 года в Цхинвале широко отпраздновали первый выпуск юго-осетинского педагогического института (ныне ЮОГУ). В тот день общественность чествовала первых 19 выпускников высшего учебного заведения Юго-Осетинской автономной области. Впереди у них у всех была новая жизнь.
Свои двери учебное заведение открыло 1 октября 1932 года, но подготовительная работа началась намного раньше. Прежде всего, необходимо было убедить руководство в Тифлисе о необходимости организации в Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО) своего высшего учебного заведения. Грузинские власти первоначально отнеслись к этой идее прохладно, в высоких Тифлисских кабинетах считали, что для южных осетин вполне достаточно и существующего тогда педагогического техникума. Но в Сталинире (Цхинвале) проявили настойчивость, кроме представителей власти в этом деле последовательно работали такие столпы просвещения как А.Тибилов и П.Тедеев.
Наконец, после долгих требований и обращений было определено финансирование деятельности нового учебного заведения и выделено несколько комнат в южном крыле Государственного драматического театра. Теперь встал вопрос кадров. В самой Южной Осетии с этим было негусто, поэтому пришлось приглашать преподавателей из-за пределов ЮОАО. Педагогический коллектив в первый год состоял из 14 лекторов и двух ассистентов. История сохранила нам их имена: А.Тибилов, Б.Кочиев (Хъоцыты), И.Гуцунаев, В.Карсанов, С.Собиев, Г.Зангиев, Н.Чочиева, С.Гаглоев, Б.Корнаев, Г.Санакоев, А.Дементьев, Ф.Гутиев, А.Джиоев, П.Гадиев.
Первое название кузницы преподавательских и научных кадров звучало как «Сталинирский агро-педагогический институт», но к моменту первого выпуска на вывеске учебного заведения значилось «ЮОСПИ» – Юго-Осетинский Сталинирский педагогический институт.
Первым директором ВУЗа был назначен А.Хубов (Хубаев), но проработал он на этой должности всего пару месяцев. А вот подписи под приказом о зачислении первых абитуриентов ставил Измаил Гассиев. В первый год за парты в институте сели 39 студентов, которые прошли трехмесячные курсы довузовской подготовки.
В начале 1933 года руководство института снова меняется, директором становится профессор Г.Дзилихов, направленный в Цхинвал решением советских властей из Северной Осетии. Свою научную и преподавательскую работу он совмещал с партийной деятельностью. Дзилихов окончил аспирантуру Коммунистического университета трудящихся Востока, преподавал в Закавказском Коммунистическом университете в качестве зав.кафедрой и преподавателя экономических дисциплин, одновременно занимал должность заместителя директора Закавказского экономического института. В сентябре 1933 года по постановлению ЗКК ВКП(б) Г.Г. Дзилихов направляется на работу в Юго-Осетинский Обком партии, где он был членом бюро и завотделом культуры и пропаганды ленинизма вплоть до 1937 года. Таким образом, Г. Г. Дзилихов, как и его предшественники, исполнял обязанности директора института по совместительству, уделяя главное внимание своей партийной работе.
Назначение представителя северо-осетинской интеллигенции стало свидетельством тех интеграционных процессов, которые активно проходили в то время между Южной и Северной Осетией. И инициатором этого движения стал руководитель юго-осетинского Обкома партии Б.Таутиев.
В июне 1935 года новым директором института стал Иван Мацеевич Абаев. Он был приглашен из Тбилиси, где работал после получения философского образования в Москве. Однако, по неизвестным нам причинам, на посту руководителя института он оставался всего четыре месяца, после чего директором вновь стал проф. Г. Г. Дзилихов.
Здесь необходимо отметить, что основная нагрузка по организации учебного процесса, вне зависимости от того, кто был руководителем ВУЗа, лежала на заместителе директора и по совместительству заведующем учебной частью Александре Тибилове.
Государственные экзамены у первого выпуска состоялись в ноябре 1935 года, из 39 студентов, поступивших в первый год в институт, учебу смогли окончить всего 19 человек. В дипломе у каждого из них значилось «учитель биологи средней школы». Но волею судьбы многие из первых выпускников применили свои знания преимущественно в других сферах. Вот их имена: П.Джиоев, Н.Галаванова, С.Тедеева, К.Маргиев, З.Джиоева, Д.Цховребова, А.Кокоева, Т.Газзаева, Н.Карсанова, А.Газзаева, А.Садзаглишвили, Л.Яралова, Р.Корнаева, Л.Джиоева, М.Харебова, М.Гасиева, И.Джиоев, С.Илаева. Г.Цицкишвили (на фото). Из этой когорты наибольшую известность впоследствии получила заслуженный учитель школ Грузинской ССР, писательница Нина Галаванова (Нига).
Чествование выпускников ВУЗа проходило в Доме культуры колхозника (ныне Госдрамтеатр). С приветственной речью к участникам торжественного мероприятия обратился руководитель юго-осетинских коммунистов Б.Таутиев, руководство института, пионеры показали небольшие театрализованные сценки. Силами местной самодеятельности был дан концерт.
Внимательный читатель обратит внимание на то, что выпускники, изображенные на фотографии, отнюдь не юного возраста. По сегодняшним меркам они по возрасту больше походят на преподавателей ВУЗа. Но надо понимать, что в институт поступали люди уже работавшие в сфере образования: М.Харебова, Г.Цицкишвили, А.Газзаева, С.Илаева, Д.Цховребова, имели значительный трудовой стаж и другие студенты. Одним словом, все выпускники давно перешагнули юный возраст.
Одной из основных проблем, вставших перед институтом в первые годы его существования, было отсутствие в области подготовленной для поступления в ВУЗ молодежи. Людей со средним образованием было недостаточно, что грозило срывом плана приема. Единственная полная средняя школа в Цхинвале произвела свой выпуск в 1936 году всего в количестве 8 человек. В Цхинвале существовал и Рабочий факультет (Рабфак) – учреждение системы народного образования, которое готовило молодежь и для поступления в высшие учебные заведения. Но и слушателей Рабфака также не хватало для выполнения плана приема.
Поэтому каждое лето руководящие работники института объезжали селения автономной области, а также и районы Грузии с компактным осетинским населением с целью привлечения молодежи в институт. Потребность комплектования контингента была настолько острой, что несмотря на острую нехватку учителей (ими порою работали люди с 3-4 классным образованием) выпускников Цхинвальского педтехникума почти полностью определяли в институт.
Несмотря на эти трудности, руководящие работники института и области приложили огромные усилия для сохранения единственного ВУЗа Юго-Осетии. По данным на 1936 год из 79 директоров и завучей в школах области только 19 человек имели законченное высшее образование, а из 160 преподавателей полной и неполной средней школы лишь 38 окончили высшее учебное заведение.
В первые годы работы института итоги по семестрам обсуждались на совещаниях преподавателей. Сохранившиеся архивные документы свидетельствуют о тяжелых материально-бытовых условиях жизни студентов. В феврале 1933 года на открытом партийном собрании студенты поднимают вопрос о стипендиальном обеспечении, где говорилось о трудностях совмещения учебы в институте с работой. В 1935 г. определенная часть студентов уже получала стипендию, но многие студенты по-прежнему не прекращали совмещать работу с учебой. Тем не менее, об инициативности и жажде к знаниям студенчества тех лет можно судить по следующему примеру. «На общем собрании студентов литфака института от 27 марта 1936 г. студенты ходатайствовали перед дирекцией об организации литературного кабинета, требовали, чтобы преподаватель русской литературы, при разборе произведений передавал содержание, чтобы слушатели могли анализировать проходимый материал, чтобы поправляли их речевые ошибки с теоретическим разъяснением», – это свидетельство приводится в книге «Юго-Осетинский государственный педагогический институт» (Авторы Ю.Гаглойти, Л.Чибиров, Цхинвал, 1982 г.).
В 1933 году в институте были организованы еще два факультета: физико-математический и языка и литературы (осетинского и русского). Это позволило увеличить контингент учащихся и число преподавателей. В этом же году ВУЗ становится четырехгодичным, сменяется и вывеска, теперь это «Сталинирский педагогический институт».
В связи с расширением института остро стал вопрос о новом помещении, ибо четыре академических курса невозможно было вместить в единственной аудитории. Поэтому институт был переведен в помещение Сталинирского педтехникума, здание которого после расширения является нынешним первым корпусом института. Тогда он арендовал второй этаж здания и пользовался его восемью комнатами в вечернее время. Новыми научно-педагогическими кадрами пополнился и профессорско-преподавательский состав ВУЗа.
Подготовил Коцты Х.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.