Гениальный художник в простой оправе

6-07-2021, 14:41, Даты [просмотров 1330] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Гениальный художник в простой оправе27 июня исполнилось 140 лет со дня рождения Туганова Махарбека Сафаровича, Народного художника Осетии, этнографа, педагога, публициста.

Он был племянником осетинских аристократов Шанаевых, Народный художник Северной Осетии и Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. Туганов по праву считается выдающимся представителем творческой интеллигенции не только Осетии, но и всей нашей огромной многонациональной страны. Он оставил богатое и оригинальное наследие не только в живописи, где, по моему убеждению, был классиком, непревзойденным мастером своего дела, но и в сфере осетинской истории, этнографии, фольклора и философии. Талантливый художник был также оригинальным журналистом, этнографом, фольклористом, историком и блестящим публицистом.

Общественно-политические и литературно-художественные воззрения Махарбека Сафаровича складывались в конце XIX – нач. XX вв. Родился будущий художник в богатой помещичьей (дворянской) семье в с. Дур-Дур в июне 1881 года. Следует подчеркнуть, что долгое время о дате его рождения в различных публикациях встречались разные и противоречивые данные. Примерно в 70-е гг. XXв. исследователи его биографии и творчества, в том числе его единственный сын Энвер Туганов (1912-1992), с которым автор настоящих строк был хорошо знаком и долгое время переписывался, внимательно изучили личное дело Махарбека Сафаровича, хранящееся в архиве Российской Академии художеств в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Именно из этого дела явствует, что талантливый осетинский художник родился в июне 1881 г., хотя до сих пор встречаются другие предполагаемые даты его рождения.

Талантливый юноша мечтал стать художником. Он с детства полюбил живопись, которой готов был отдать всего себя. Наверное, в этой любви к живописи не последнюю роль сыграл родной Дур-Дур, где так много красивейших мест, которые с детства воодушевляли будущего талантливого художника. Однако, существует мнение, что его увлечение живописью не разделяли родители. Как это часто бывает, родители талантливого художника видели его будущее вне живописи, так как судьба художника, даже известного и талантливого в то время была не очень благополучной в материальном отношении. Наглядным примером в этом плане могла служить и судьба талантливого художника, поэта и публициста Коста Хетагурова, который периодически испытывал не только гонения со стороны официальных властей, но и материальную нужду. Именно поэтому его родители хотели, чтобы сын получил более «стабильное и надежное» образование, которое бы обеспечивало ему благополучное существование. Желание родителей можно было понять. Они всегда хотят лучшей доли и наиболее благополучной судьбы для своих детей. Так было во все времена и у всех народов. Но, как это часто бывало, Махарбек Сафарович, тем не менее, продолжал мечтать стать художником. Однако, судьба продолжала вносить корективы в мечты и планы будущего народного художника Осетии, талантливого корифея осетинской живописи. Можно предположить, что родители и близкие родственники уговорили знаменитого художника поступать в Горный институт в Петербурге. Но, Всевышний в очередной раз помог талантливому юноше тем, что он не был зачислен в число студентов этого института. Надо полагать, что парень из Дур-Дура, классический представитель осетинской аристократии М.С. Туганов, не огорчился такому суровому решению комиссии по вступительным экзаменам. Ведь данное решение давала ему возможность реализовать свою настоящую мечту – стать художником. Для этого он в 1900 г. поступил в подготовительные классы для поступления в Академию художеств в Петербурге. Этими классами руководил известный художник и талантливый педагог Я.С. Гольдблат. Напомню, что классы давали необходимый объем знаний, которые нужно было продемонстрировать для поступления в Академию художеств, что и сделал талантливый парень из Дур-Дура. Таким образом, М. Туганов осенью 1901 г. стал студентом Петербургской Академии художеств. Нет необходимости подробно рассказывать о том, что жизнь в столице Российской империи существенно изменила его мировоззрение и менталитет. Он включился в многоаспектную и бурную культурную жизнь Петербурга. Талантливый и оригинальный художник с большой заинтересованностью, почти жадно, включился в водоворот всех культурных событий, которых было в избытке в столице Российской империи. Он интересовался журналистикой, публицистикой, различными вопросами культуры, но не забывал о своем главном предназначении – живописи. Махарбек Сафарович самоотверженно, почти фанатично ежедневно занимался совершенствованием своего мастерства в живописи. Большое внимание он уделялосновательному изучению теории искусства. В этом вопросе будущий художник считался одним из самых талантливых студентов Петербургской Академии художеств. Следует также подчеркнуть, что здесь он познакомился с выдающимися российскими художниками и педагогами – И.Репиным, Г.Мясоедовым, П.Чистяковым, А.Савинским и др. Ему повезло, что в Петербурге в Академии художеств он стал учеником признанного авторитета Ильи Репина. Здесь же знаменитый осетинский художник сблизился с выдающимися воспитанниками Академии художеств, грузином М.Тоидзе и евреем И.Бродским. В последующие годы эти три талантливых художника поддерживали творческие контакты и личную дружбу.

Художественное образование Махарбек Сафарович завершил за границей. Летом 1905 г. он уехал в Мюнхен, не окончив Академию художеств в Петербурге. По этому вопросу существуют разные точки зрения. Подобно Коста Хетагурову, Махарбек Туганов по какой-то причине не окончил Академию художеств. Но, в отличие от бедного материально Коста Хетагурова, состоятельный Махарбек Сафарович не мог испытывать финансовые трудности. Скорее всего, уход из Академии художеств был продиктован другими причинами, по которым пока мы имеем противоречивые суждения, догадки, предположения. Более достоверно известно, что в Мюнхене осетинский художник попал в знаменитую школу-студию Антона Ашбе, одного из самых известных и талантливых европейских художников и педагогов конца XIX – нач. XXвв. Важно при этом подчеркнуть, что до сих пор нет абсолютно точных данных относительно того, в каком году Махарбек Сафарович уехал в Германию. Исследователь его биографии и творчества, кандидат филологических наук, доцент СОГУ Девлет Гиреев и сын знаменитого художника Энвер Туганов считали, что Туганов уехал в Мюнхен летом 1905 г. В то же время необходимо подчеркнуть, что в научной и публицистической литературе высказываются два мнения по этому поводу. Одни исследователи его жизни и творчества (Мусса Хаким, Девлет Гиреев и др.) считают, что Махарбек отправился в Мюнхен летом 1905 г. Другие, подобно А.Дзантиеву, В. Цагараеву и др., полагают, что талантливый осетинский художник уехал в Германию «двумя годами раньше». Документальных подтверждений пока что нет ни одной из этих версий.

В Мюнхене Туганов плодотворно и много трудился. Это был период совершенства его мастерства, становление таланта большого художника. Он интересовался историей живописи народов Европы, музыки и литературы. В Мюнхене художник написал полотна «Тбау-Уацилла», «Танцы на свадьбе», «Канатоходец в ауле» и другие. Здесь же Туганов начал создавать пробные образы своих великих нартов.

Следующий важнейший период его жизни и творчества связан с Владикавказом, куда Туганов вернулся из Германии летом 1907 г. Считается, что главной причиной возвращения на Родину была смерть его матери Асият Тугановой, урожденной Шанаевой. В это время он переживал и другие сложные семейные обстоятельства. Тем не менее, Туганов активно работал в своей художественной студии, которую открыл во Владикавказе. Махарбек Сафарович регулярно организовывал выставки молодых художников, принимал участие в работе Владикавказского осетинского общества «Ир», которое образовалось в 1906 г. Усилиями М.С. Туганова (ему в этом помогали художники Григорян, братья Акоп и Арам Коджоян, Вопилов и др.) было создано во Владикавказе общество художников, которое объединяло наиболее талантливых и известных мастеров живописи. Кроме того, он постоянно собирал древние осетинские сказания, героические и народные песни осетинского народа, различные предания и т.д. В те годы Туганов активно разъезжал по всей Осетии, собирая уникальный фольклорный и этнографический материал осетинского народа. Особенно его привлекали различные аулы и села Западной Осетии (Дигории), где он хорошо знал всех старожил, с которыми неоднократно беседовал, записывая подробно с их слов различные тексты песен, фольклорные и иные сказания. Туганов интересовался историей возникновения высокогорных аулов, боевых башен, предметов повседневного быта и т.д. Он активно собирал этнографический и фольклорный материал не только в Осетии, но и в других местах Северного Кавказа, проводил обстоятельные и продолжительные беседы с известными специалистами и сказителями Осетии. Среди них следует назвать Магомеда Мисикова, Бекиза Каргиева, Уари Марзаганова, Александра Тибилова, Заурбека Туаева, Мисирби Томаева, Килци Томаева, Дриса Таутиева, Гаха Сланова и, конечно же, своего близкого родственника, известного сказителя Осетии Татаркана Туганова. Талантливого художника, публициста и историка интересовали связи осетин с народами многонационального Кавказа. Фактически каждый год он отправлялся в длительные фольклорные и этнографические экспедиции по многим районам Северного Кавказа. Через несколько лет ему удалось собрать большой и уникальный материал не только по знаменитым нартам (это было главным в его творчестве, прославившим его навсегда как великого художника), но и по материальной культуре осетин и их непосредственных предков.

На мой взгляд, уже в те годы, т.е. до установления советской власти Махарбек Сафарович испытывал достаточно сложный период в личной жизни, так как ему надо было решать один из главных вопросов: с кем надлежало быть в дальнейшем. Как представитель самой знатной и самой влиятельной осетинской аристократической фамилии он обязан был защищать интересы помещиков и капиталистов. На практике это означало жесткое, а то и жестокое противостояние (в любой форме) с неимущими, беднейшими слоями населения. Однако, как высокообразованный, интеллигентный, с особым чувством сострадания к обездоленным, М.С.Туганов не мог не видеть и не осознавать огромную социально-политическую, экономическую, духовно-нравственную несправедливость, связанную в первую очередь с несовершенством государственного строя Российской империи, составной частью которой была Терская область и, в частности, его родная Осетия.

Многолетний анализ фактов и страниц биографии и творчества талантливого художника позволяет утверждать, что в те годы он переживал сильнейший стресс, связанный с душевным конфликтом, который зрел у него многие годы. Махарбек Туганов, как широко образованный интеллигент, хорошо разбиравшийся в вопросах истории, в том числе и Российской империи, не мог не знать причины, характер и последствия многочисленных бунтов бедняков, восстания декабристов 1825 года в Петербурге, крестьянских войн под предводительством Болотникова, Булавина, Разина, Пугачева и др. Как широко образованный человек, он не мог не знать, сколько горя и страданий принесли российским крестьянам и рабочим огромные социально политические проблемы, связанные с нежеланием властей менять что-либо к лучшему. Он был очевидцем настоящего застоя той государственной системы, которую по своему статусу помещика должен был защищать. Этот внутренний душевный конфликт в последующие годы, особеннов период революционных событий 1917 г. и в первые годы советской власти неминуемо привел выдающегося художника не только к разрыву со многими из Тугановых, но и к полному разрыву со своим эксплуататорско-помещичьим классом. В последующем Махарбек Сафарович переезжает на юг Осетии и творит уже здесь, организовывает художественное училище, участвует в становлении национального театра, создает уникальные полотна по истории и быту осетинского народа, его культуре и обычаям, посвящая много работ в том числе и эпическим нартам.

…К большому сожалению, творчество корифея осетинской живописи до сих пор остается недостаточно исследованным. Речь идет не только о художественных работах, но и этнографических, фольклорных, исторических, публицистических и других. Причин здесь много, в том числе, на мой взгляд, субъективных. Его дворянское происхождение, несмотря на оригинальный талант, в советское время не давало покоя многим исследователям вопросов искусства Осетии. А в постсоветское время, когда север и юг Осетии, как и вся Российская Федерация, переживали лихие времена, затянувшиеся на долгие годы, было уже не до Махарбека Сафаровича. Обращаю внимание и на то, что с формальной точки зрения власти двух частей Осетии за минувшие годы (в особенности к 130-летию со дня рождения художника, когда 2011 год был провозглашён Годом Махарбека Туганова) проводили различные мероприятия, устраивали выставки его работ, периодически появлялись статьи в газетах и журналах. Однако, выдающийся художник, публицист, этнограф, фольклорист и просто масштабный мыслитель, по моему убеждению, достоин значительно большего. И речь идет именно об этом, о масштабе этой оригинальной Личности.

Мне представляется заслуженным и логичным устраивать ежегодно Государственные премии Осетии в честь М.С.Туганова. Можно было бы назначать его именем стипендии наиболее одаренным студентам факультета живописи и искусства СОГУ им. К.Л. Хетагурова или ЮОГУ им. А.А. Тибилова. При желании найти и другие формы увековечения памяти выдающегося художника и представителя осетинской нации. Главное, чтобы было желание у наших властей.

 

Дзидзоев В.Д.,

доктор исторических наук, профессор, завкафедрой Горского ГАУ

(печатается в сокращении)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Популярно