Энергобезопасность как одна из основ национального суверенитета

19-12-2020, 13:14, Даты [просмотров 1182] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0
Энергобезопасность как одна из основ национального суверенитета17 декабря в календаре праздничных дней и памятных дат Республики отмечен как День энергетика. От работников этой важной отрасли во многом зависит то, насколько устойчива наша энергобезопасность. Но решить этот вопрос удается не всегда – за три десятка лет нашей независимости в стране так и не были созданы возможности для организации собственного источника электроэнергии.

 

Лампочка Ильича

В конце ноября было объявлено, что РГУП «Энергоресурс-Южная Осетия» будет проводить ремонтно-профилактические работы на линии электропередачи «Зарамаг – Северный портал – Дзау» на юго-осетинском участке, в связи с чем Республика на дневное время суток будет отключена от электроснабжения. Тогда это вызвало возмущение общественности, мол, нельзя ли было провести регламентные работы в теплое время года, а не в осенние холода. В тот день действительно было холодно, и руководство РГУП «Энергоресурс-Южная Осетия» отменило свое намерение. Но тут вмешалась стихия и свет все же выключился. На устранение аварии понадобилось несколько часов.

Эту пространную преамбулу мы использовали с целью проиллюстрировать зависимость юга Алании от внешних источников энергии. Обесточивание целой страны по причине профилактических работ на целый световой день – нонсенс. Но и это ничто по сравнению с тем, что Республика неоднократно оставалась без света неделями. Последнее происходило по причине лавин или обрыва обледеневших проводов ЛЭП, идущей из России. Аварии, случавшиеся регулярно зимой высоко в горах не позволяли ремонтникам быстро устранять неисправности. Получается, что вся энергобезопасность целого государства зависит от пары проводов! Ситуация не изменилась и сегодня.

Необходимо отметить парадокс – успешная электрификация в СССР привела к тому, что в Южной Осетии были ликвидированы собственные источники энергоресурсов. Воплотив в жизнь планы электрификации всей страны, советские власти создали общую энергосистему Советского Союза. В ее рамках существование региональных, маломощных ГЭС уже не имело практического смысла.

При этом независимые ресурсы по производству собственного электричества в Южной Осетии существовали. Первая гидроэлектростанция была построена на реке Большая Лиахва в пределах города Цхинвал в 1925 году. Небольшая ГЭС была построена напротив здания нынешней городской электросети. Электроэнергией от двух турбин подпитывались два производства – лесопильный завод и фабрика гнутой мебели. А после окончания рабочего дня свет подавался и в частный сектор. Свои источники энергии строились и в районах. Так, в 1930 году в селах Корнис и Ленингор были построены две небольшие гидроэлектростанции, а на Цхинвальской ГЭС наращена мощность турбин. 17 октября 1935 года, дала свет и сельская электростанция «Дзагина ГЭС» в Знаурском районе. Строили электростанцию полтора года, прорыв канал для воды протяженностью два километра. Электричеством обеспечивались не только жители окрестных сел, но и небольшая лесопилка. Еще через пять лет, в 1940 году была введена в строй гидроэлектростанция у селения Чъех (Кехви), была построена электростанция при Квайсинском рудоуправлении, а в 1950 году заработала турбина на небольшой ГЭС у высокогорного селения Рук Дзауского района.

Следует отметить, что актуальностьвопроса неуплаты за пользование электроэнергией обозначилась одновременно с началом ее потребления. Люди охотно пользовались светом, но с меньшим энтузиазмом желали за него платить. В 1953 году городские электрики решили произвести замену электрических счетчиков на более современные, затрудняющиесбрасывание показаний. Однако некоторые граждане самовольно ставили обратно старые контрольные приборы. Так, 13 июня 1953 года сотрудниками электросети Цхинвал был составлен акт на жителя Г.Цховребова, самовольно установившего старый счетчик, на котором регулярно сбрасывал показания прибора.

Впрочем, нарекания были и на самих сотрудников электросети, особенно рабочих Цхинвальской ГЭС. Жители жаловались, что как только наступают морозы, приходится пользоваться керосиновыми лампами, так как вода в Лиахве замерзает. «Лед у плотины электростанции не очищается, и турбины перестают работать. Осенью не хватает воды для нагрузки на лопасти турбин, весной турбины засоряются илом и мусором, которые заносит разлившаяся река. Так и приходится часто быть без света жителям города», – писал возмущенный читатель в местной газете.

Свет как политический и экономический фактор

В 90-х годах, с началом грузино-осетинского противостояния, власти Тбилиси использовали фактор электроэнергии в политических целях. Отключая регион от потребления света, грузинские власти надеялись сломить дух осетинского народа. Не получилось.

Через какое-то время удалось провести ЛЭП из России, и энергозависимость от Грузии была устранена. Но теперь возникала новая проблема – регулярные отключения электроэнергии по причине частых аварий на ЛЭП. Нитка проводов шла по Главному Кавказскому хребту с его селями, обвалами, ураганными ветрами и лавинами. Аварии были ожидаемы и регулярны как смена времен года. Света не бывало неделями, а как-то даже целый месяц.

Нельзя сказать, что власти не предпринимали поиски путей выхода из ситуации. На водоводе «Едыс-Цхинвал» даже пытались устроить гидроэлектростанцию. Был выполнен большой объем работ, завезена турбина. Но инициатор строительства Президент Л.Чибиров покинул свой пост, и стройка была заморожена. Чуть позже средства на строительство, аккумулированные в банке, пошли на оплату задолженности по зарплате, а турбина ГЭС таинственно исчезла. О несостоявшемся проекте независимой энергогенерации сегодня напоминают лишь металлические конструкции машинного зала у селения Згубир Дзауского района.

После также были намерения изыскать возможности для независимого энергоснабжения Республики. Леонид Тибилов, в бытность свою президентом, в 2015 году подписал указ «О строительстве объектов гидрогенерации на реках Малая и Большая Лиахва». Решение главой государства было принято после того, как в результате очередной аварии на ЛЭП Южная Осетия осталась без электричества. Главным объектом генерации электроэнергии должно было стать Зонкарское водохранилище. Были названы и конкретные сроки – к строительству гидроэлектростанции приступить в 2016 году.

Но, несмотря на оптимистический настрой, стройка века так и не стала частью действительности. Более того, в апреле прошлого года в Республику прибыла группа российских специалистов и с ними заместитель министра энергетики РФ Андрей Черезов. Эксперты пришли к выводу о нецелесообразности строительства на Зонкарском водохранилище малой ГЭС, которая, по их мнению, будет вырабатывать не более 6 МВт, а себестоимость электроэнергии будет значительно выше, чем поставляемая из Российской Федерации. Впрочем, то, что идея строительства ГЭС в привязке к Зонкарскому водохранилищу утопична, смог убедиться в этом году даже неспециалист. Воды в гидротехническом сооружении в начале осени уже не было, вся она была спущена летом для орошения полей. Для этих целей, собственно, водный резервуар и строился.

Чтобы «закруглить» общую картину по вопросу энергобезопасности страны за все эти годы, добавим, что в одно время для создания независимого (резервного) источника электроэнергии намеревались также приобрести модульный газогенератор, вырабатывающий электричество посредством природного газа. Сообщалось даже, что этот вопрос уже фактически решен.

В настоящее время выбран еще один вариант создания резерва поставок электроэнергии в РЮО – прокладка кабеля в штольне Рукского тоннеля. Работы начнутся в 2021 году. Это, конечно же, более скорый и менее затратный вариант создания дополнительного источника электроэнергии для страны, но и он не панацея. Скажем, и в этом случае могут быть и авария, и ремонтные работы на подстанции. В обоих случаях вся страна опять остается без электричества. Поэтому вопрос с установкой газогенератора забывать тоже не стоит. Ну и, конечно же, ветрогенераторы, на которые переходит уже множество стран в Европе. Мы неоднократно поднимали данный вопрос, тем более, что на юге Алании немало ущелий с «вечными ветрами», но поддержки эта идея пока не получила. Насколько нам известно, не было даже просчета минэкономразвития по данному направлению. А жаль.

С.Остаев

На снимке: Машинный зал электростанции поселка Квайса

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Популярно