Геннадий Кокоев: «Решение о провозглашении Республики принималось при свете керосиновых ламп»

19-09-2020, 11:42, Даты [просмотров 1457] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Геннадий Кокоев: «Решение о провозглашении Республики принималось при свете керосиновых ламп»20 сентября 1990 года произошло знаковое событие, оказавшее решающее влияние на весь ход последующей новейшей истории юга Осетии. В этот день сессия областного совета народных депутатов Юго-осетинской автономной области практически единогласно приняла решение о провозглашении Юго-Осетинской Советской Демократической Республики. Геннадий Кокоев, депутат первого созыва, один из активных участников событий тех лет, представитель той самой национальной политической элиты, которая сформировалась на стыке двух эпох, считает провозглашение Республики первым и важным шагом на пути к строительству государственности. «Если мы говорим о значимости даты 20 сентября, то, прежде всего, следует отметить, что наш нелегкий путь к признанию государственной независимости все же следует рассматривать именно с этой исторической даты, – говорит Геннадий Герсанович. – Очень часто, рассматривая первостепенность и значимость двух дат в истории основания нашей государственности – 20 сентября и 29 мая 1992 года, можно услышать, что главным государственным праздником следует считать именно день принятия Акта о государственной независимости, поскольку, именно тогда был юридически оформлен независимый статус нашего государства. Однако, у каждой из этих дат свое неоспоримое важное значение».

Вспоминая события тридцатилетней давности, Геннадий Кокоев отмечает, что в тот день, 20 сентября оповещение депутатов было организовано явочным порядком, поскольку официальное партийное руководство противодействовало проведению сессии. «Пожалуй, в первый раз, именно на этой исторической сессии в докладе Валентина Чочиева была дана политическая оценка событиям ноября 1989-го – января 1990-го годов, – вспоминает экс-депутат. – После его выступления по предложению исполняющего обязанности Председателя областного совета Тореза Кулумбегова была провозглашена Республика в составе СССР. Сессия длилась до наступления темноты, электроэнергию, подаваемую из Грузии, вновь отключили, поэтому решение принималось при свете свечей и керосиновых ламп».

Уже через несколько дней решение Юго-осетинского Облсовета было отменено Верховным советом Грузии, но, по воспоминаниям Геннадия Кокоева, на это решение в Южной Осетии уже не обратили никакого внимания. Следующим шагом стало назначение выборов в Верховный совет вновь провозглашенной Республики, которые было решено провести 9 декабря 1990-го года. «Депутатские полномочия Совета народных депутатов истекли по времени, да и факт провозглашения Республики логически обуславливал формирование новых республиканских структур власти, – отметил экс-депутат. – И вот здесь началась активная кропотливая работа по приведению в соответствие с новым статусом всей нормативно-правовой базы. А работа предстояла огромная, поскольку до этого, будучи в статусе автономии в составе ГССР у Южной Осетии не было даже своей Конституции – территориальное образование функционировало по законодательству советской Грузии».

Говоря о правовой и юридической составляющей всей работы, которая активизировалась в первые же дни после провозглашения Республики, Геннадий Кокоев отмечает роль лидеров общественного движения «Адæмон ныхас», которые, собственно, и сыграли основополагающую роль в главных процессах, способствующих государственному строительству. «Когда мы говорим о персоналиях, которые в условиях жесточайшего прессинга и со стороны Тбилиси, и отчасти со стороны Москвы, не позволили себе не просто не дрогнуть, но и уверенно продолжали отстаивать позиции вновь провозглашенной республики и с правовой, и с политической точки зрения, – отмечает Геннадий Кокоев. – Таких людей, безусловно, было не мало, однако следует особо отметить роль в основании Республики политиков так называемого первого эшелона. Это, в первую очередь, Алан Чочиев, Ахсар Джигкаев, Зелим Цховребов и др. Костяк общественного движения «Адæмон ныхас» вполне обоснованно заслужил доверие среди населения, поэтому выборы в Парламент первого созыва, которые прошли 9 декабря 1990 года, показали впечатляющий итог – около 30% депутатских мандатов по итогам голосования оказались именно за представителями «Адæмон ныхас».

Экс-депутат вспоминает, что уже 10 декабря вновь избранный Парламент собрался на свою первую сессию. Председателем Верховного Совета был избран Торез Кулумбегов, его заместителем – лидер «Адæмон ныхас» Алан Чочиев. На первом же заседании активно обсуждались вопросы строительства структур государственной власти и политическая ситуация вокруг Южной Осетии. «В тот же день, 10 декабря, спешно созванный Верховный совет ГССР тоже собрался на сессию, – рассказывает Геннадий Кокоев. – Был заслушан доклад «комиссии по статусу так называемой Южной Осетии», главным выводом которого была «историческая несостоятельность» и даже «преступность» образования на исконно «грузинской земле – Самачабло и Шида Картли» автономии. После длительного обсуждения и «достоверных» доводов Председатель ВС ГССР Звиад Гамсахурдиа предложил упразднить Юго-осетинскую Республику, районизировать ее и переподчинить сопредельным районам Грузии – Онскому, Карельскому, Горийскому и Каспскому».

После этого, по воспоминаниям Геннадия Кокоева, начались и практические шаги – попытки введения в городе Цхинвал и Дзауском районе чрезвычайного положения. Так или иначе, но далее события разворачивались стремительно. 11 декабря в центре Цхинвала грузинской стороной была спровоцирована перестрелка, в ходе которой, в ответ на убийство работника правоохранительных органов Сергея Цховребова, неизвестные расстреляли автомашину «Жигули» без номерных знаков. В результате погибли два человека с удостоверениями телохранителей Гамсахурдиа. В багажнике автомобиля была обнаружена взрывчатка, несколько единиц огнестрельного оружия и большое количество патронов. Выяснилось, что эта машина в течение трех часов была припаркована у здания Верховного Совета Южной Осетии. Именно с этого дня, по мнению Геннадия Кокоева следует вести отсчет кровавых событий новейшей истории юга Осетии.

«Если говорить о будущем государства, основы которого мы закладывали тридцать лет назад, то это, конечно же, независимый путь развития при тесном сотрудничестве и партнерстве с нашим стратегическим партнером Российской Федерацией, – говорит депутат Парламента первого созыва. – Судьбоносное для Южной Осетии решение, озвученное Дмитрием Медведевым 26 августа 2008 года – это не просто выход в Российское пространство, гарантии мира и спокойствия, но и тысячи предпосылок для развития государства, которыми за прошедшие двенадцать лет мы так и не сумели воспользоваться в полной мере. 30 лет – возраст зрелого мужчины, который должен уметь не просто отвечать за свою жизнь, но и уметь планировать свое будущее – Республика вступает в пору своей зрелости, а значит все потрясения, которые снисходительно можно было списывать на молодость, отныне могут рассматриваться как проявления несостоятельности. А ведь вовсе не к этому мы стремились 30 лет назад, когда противостояли фактически всему миру, отстаивая право на свободу и национальную независимость».

Рада Дзагоева

Фото ИА «Спутник»

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Июнь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Популярно