Акт провозглашения независимости юга Осетии. Важнейшая веха в истории современной Алании
Путь к независимости. Предтечи
После того как Кавказ и грузинские княжества оказались в лоне российской империи, Осетия была разделена на две части – одна часть решением Петербурга вошла в состав Терской области Ставропольской губернии, другая, южная – в состав Горийского и Душетского уездов Тифлисской губернии и Рачинского уезда Кутаисской губернии. При этом добавим, что до 1830 годаюг Осетии оставался вне сферы контроля царской администрации, хотя номинально считался владением России. Фактическое присоединение Южной Осетии произошло в 1830 году после военной экспедиции имперских войск во главе с генералом Ранненкампфом.
В 1843 году на территории Южной Осетии в составе Тифлисской губернии был образован Осетинский округ, в состав которого также входила часть территории современной Российской Федерации (Нарская котловина). Административное управление Осетинским округом осуществлялось Джавским (Дзауским) окружным начальником. Тут необходимо сразу обозначить, что включение юга Осетии в административно-территориальную систему Российской империи не сопровождалось признанием Россией какой-либо зависимости Южной Осетии от Грузии. Поэтому представители грузинской феодальной знати князья Мачабели, Эристави предпринимали попытки уже в рамках российской империи добиться с помощью русского оружия контроля над Южной Осетией, поставив ее население в зависимое положение. Однако претензии грузинского дворянства на юг Осетии были отвергнуты имперским Сенатом, решившим «грузинским князьям отказать в домогательстве о признании крепостного их права над осетинами». Мнение самого императора Николая I было таково: «Каково бы ни было решение высшихсудебных мест, трудно будет признатьи привести в действие таковое в пользу князей грузинских, поскольку опытом доказано, что осетины никогда не будут без употребления военной силы исполнять следующие от них повинности и что, с другой стороны, нельзя же допускать мысль, что через каждые два или три года необходимо наряжать туда отряды и экспедиции».
По распоряжению российского императора осетины юга Осетии были переведены в разряд казенных, государственных крестьян и, таким образом, исключены из системы какой-либо феодальной зависимости,а значит, и политического контроля со стороны грузинского дворянства, получив особый социально-экономический статус. Это был некий прообраз будущей политической автономии Южной Осетии, обусловленный ее исторически сложившимся особым положением в Закавказье.
После распада российской империи встал вопрос самоопределения Южной Осетии, что в итоге привело к многочисленным вторжениям войск грузинского правительства, венцом которых стал геноцид осетинского народа 1920 года.
После победы Советской власти в Закавказье стали формироваться контуры национальных образований. Вопрос о вхождении и юга Осетии в территориальное пространство России был поставлен на рассмотрение Закавказского Революционного комитета 21 мая 1921 года. Но от имени Наркома по делам национальностей большевистского правительства И. Сталина было заявлено, что вопрос неможет быть рассмотрен, так как «пока временно Южная Осетия должна в общеполитических интересах остаться в составе Грузии». На этом же заседании была принята Декларация о независимости Абхазской ССР, а Южной Осетии было предложено обособление в форме автономной области. Это принудило руководство Южной Осетии принять решение о создании Юго-Осетинской Советской Социалистической Республики. Были разработаны проекты о границах Республики и Конституция Южной Осетии. Однако в 1922 году регион получает только статус автономной области.
К моменту распада СССР в самосознании осетин твердо укрепилось представление о том, что включение в 1922 году юга Осетии в состав большевистского новообразования – советской Грузии – на основании решения Кавказского бюро РКП(б) не могло иметь юридического обоснования и являлось ни чем иным, как насильственной аннексией, захватом Грузией чужой национальной территории.
Нахождение Южной Осетии в составе Грузинской ССР с 1922 по 1990 год может рассматриваться как ситуация де-факто. Но это решение не признавалось населением Южной Осетии, о чем свидетельствуют многочисленные протесты в 1926, 1934, 1944, 1949, 1958, годах и следовавшие за этим репрессии. За советский период проходил так называемый культурный геноцид нашего народа.
После распада СССР противоречия между Грузией и Южной Осетией снова обострились. Получив свободу, Грузия отказала в таком же праве южным осетинам, более того началось подавление всего национального: от стремления к самоопределению, до права широкого использования родного языка. Стало понятно, что грузинские власти не остановятся в выборе средств в построении мононационального государства. Юго-осетинское общество оказалось снова перед выбором: лишиться национальной идентичности, либо взять судьбу народа в свои руки. 10 ноября 1989 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской Автономной области принял решение о ее преобразовании в автономную Республику (в составе Грузии). Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, после чего в конце ноября, при непосредственной помощи высших должностных лиц грузинского правительства, несколько десятков тысяч экстремистки настроенных грузин пытались прибыть в Цхинвал, чтобы провести там митинг. С этого момента (23 ноября) официально начинается борьба народа Южной Осетии за свою свободу.
В тот день небольшая группа городской молодежи смогла противостоять и не допустить многотысячную грузинскую армаду в город. Так наша борьба за независимость началась с Подвига. При этом следует сказать, что грузины еще задолго до этого дня уже бесчинствовали в селах Южной Осетии: грабили дома, издевались над мирными жителями сел, в Республиканскую больницу уже поступали десятки людей с огнестрельными ранениями...
20 сентября 1990 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской Автономной области провозгласил Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику (в составе СССР). Была принята Декларация о национальном суверенитете. В ноябре чрезвычайная сессия Совета народных депутатов заявила о том, что Южная Осетия должна стать самостоятельным субъектом подписания Союзного договора.
9 декабря 1990 года прошли выборы в Верховный Совет Юго-Осетинской Советской Демократической Республики. 10 декабря 1990 года председателем Верховного Совета Республики Южная Осетия был избран Торез Кулумбегов. В этот же день Верховный Совет Республики Грузия, в свою очередь, принял решение об упразднении юго-осетинской автономии.
11 декабря 1990 года в Цхинвале в результате провокации, устроенной телохранителями Звиада Гамсахурдиа, погибли три человека. Воспользовавшись этим инцидентом, Тбилиси ввел в Цхинвале и Дзауском районе чрезвычайное положение.
В ночь с 5 на 6 января 1991 года по решению руководства Грузии во главе с З. Гамсахурдиа в Цхинвал были направлены грузинские вооруженные формирования – милиция и национальные гвардейцы, вместе с переодетыми уголовниками, специально опущенными накануне из тюрем, которые совместно попытались установить контроль над городом. Но, натолкнувшись на сопротивление осетинских отрядов самообороны, через три недели оккупанты были вынуждены оставить город.
Потерпев неудачу в силовом решении конфликта, власти Грузии устроили блокаду Южной Осетии. 1 февраля 1991 года Союз независимых энергетиков Грузии отключил энергоснабжение Южной Осетии. Следствием этого стали страдания мирного населения в самый разгар зимы. В доме престарелых замерзло несколько десятков стариков, в родильном доме умирали младенцы. Кроме того, были заблокированы дороги, отключили газ и воду…
В течение 1991 года продолжались периодические вооруженные столкновения. Начался поток беженцев из зоны конфликта в Северную Осетию, на российскую территорию.
17 марта 1991 года в городе Цхинвал и контролировавшихся осетинской стороной населенных пунктах прошел референдум о судьбе СССР. На территориях, подконтрольных официальному Тбилиси, референдум, в нарушение действующего законодательства, не проводился, хотя Грузия еще была частью СССР. Между тем, более 70 процентов жителей Южной Осетии, принявших участие в плебисците, высказались за сохранение СССР. Это позволило руководству Южной Осетии после восстановления государственной независимости Грузии 9 апреля 1991 года самостоятельно принять решение о пребывании автономии в составе СССР на основании Закона «О порядке разрешения вопросов, связанных с выходом союзной республики из Союза ССР». Грузия вышла из состава СССР, а Южная Осетия осталась в составе Советского Союза, что означало окончательное политико-правовое размежевание Южной Осетии и Грузии.
21 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принимает Декларацию о независимости.
19 января 1992 года в стране прошел референдум по двум вопросам: 1. Согласны ли Вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой? 2. Согласны ли Вы с решением Верховного Совета независимой Республики Южная Осетия от 20 сентября 1991 года о воссоединении с Россией? Более 98% ответили положительно на оба вопроса.
Акт провозглашения независимости. Свершение
Все предшествующие политические шаги юго-осетинской стороны показывают, что на юге Осетии никогда не ставили цель следовать политическим веяниям того периода, когда советские республики в начале 90-х годов в течение короткого времени разорвали отношения с Центром и провозгласили суверенитет. Мотивы Южной Осетии базировались на необходимости международно-правового оформления государственного и национального суверенитета Республики, народу которого грозило физическое уничтожение или полное изгнание с родной земли. Драматические события, развернувшиеся в Южной Осетии с конца 1980-х годов и получившие кровавое продолжение в начале 1990-х годов, не оставили иного выбора народу и руководству Южной Осетии, кроме как объявить суверенитет.
Принятие решения о провозглашении независимости происходило в условиях, угрожавших самому существованию южной части осетинского этноса. Уже в начале мая к границам Республики подошли крупные вооруженные формирования грузинского правительства. Им содействовали многочисленные подразделения самочинных полевых командиров. В районах края и на подступах к Цхинвалу происходили спорадические боевые столкновения. 20 мая 1992 года произошел расстрел грузинскими боевиками у села Зар колонны беженцев, направлявшихся на север Осетии. 21 мая Чрезвычайная сессия Верховного Совета Северной Осетии приняла Обращение к Генеральному секретарю ООН Бутросу Гали с призывом воспрепятствовать геноциду осетин Грузией. В Цхинвале понимали – промедление смерти подобно...
29 мая 1992 года в разгар грузинской военной агрессии против Южной Осетии, Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт провозглашения государственной независимости Республики Южная Осетия. В основополагающем документе указывается: «Исходя из смертельной опасности, которая нависла над Республикой Южная Осетия в связи со злодеяниями, поставившими на грань вымирания ее народ и культуру, геноцидом осетин, с жестокостью и вероломством осуществляемым Республикой Грузия в процессе распада СССР с 1989-1992 гг.
– основываясь на праве на самоопределение, предусмотренном Статусом ООН и другими международно-правовыми документами, - учитывая итоги наборов в Верховный Совет Республики Южная Осетия от 9 декабря 1990 г., и волеизъявление народа, выраженное в референдуме от 19 января 1992 года
– осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Республики Южная Осетия, Верховный Совет торжественно ПРОВОЗГЛАШАЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ и создание самостоятельного государства Южная Осетия».
В основу решения депутатов легли результаты всенародного референдума января 1992 года, на котором большинство его участников проголосовали за независимость края. Акт о независимости был принят в строгом соответствии с общепризнанными нормами международного права. Строго следуя букве и духу международного законодательства, в частности, Устава ООН, Международного билля о правах человека, Хельсинкского заключительного акта от 1 августа 1975 г. – Южная Осетия воспользовалась правом народов на самоопределение и объявила независимость, на примере подавляющего большинства государств планеты – свободным волеизъявлением.
Референдум с широким участием граждан страны – а в 1992 году в голосовании принимали участие и жители грузинской национальности – является решающим фактором в определении легитимности принятого 29 мая решения. Например, бывший президент США Б.Обама проведение жителями Косово референдума по выходу из состава Сербии назвал главным аргументом в пользу признания ее независимости. При том, что эта автономия выходила из состава Сербии, на тот момент международно-признанного государства. А Южная Осетия объявила о своем суверенитете тогда, когда Грузия не была еще признанным государством и членом ООН. А это, как говорится, две большие разницы!
29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял исторический документ, ставший важной вехой развития государственности страны, свидетельством решимости нашего народа идти до конца в построении суверенного независимого государства. Таким образом, шесть веков спустя мы возродили частичку Великой Алании.
Вместо послесловия
Несмотря на все призывы Дню провозглашения независимости Республики не уделяется должного внимания. По-прежнему, как главный праздник страны, во всяком случае по внешнему оформлению, отмечается 20 сентября – День образования Республики. Действительно, началом государственности страны можно считать 20 сентября 1990 года, когда было объявлено о создании нового политико-территориального образования – Республики Южная Осетия. Однако этим решением Южная Осетия оставалась в составе СССР, речь пока не шла о реальной независимости. И только 29 мая 1992 года была провозглашена государственная независимость де-юре.
Подготовил Л.Джиоев
Баннер на заглавном фото подготовлен в редакции газеты «Республика»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.