Зарский расстрел. Преступление без наказания?!
20 мая в Республике отмечается День памяти жертв грузинского фашизма. В 1992 году в этот день была расстреляна колонна беженцев, направляющихся в Северную Осетию в надежде на спасение от ужасов войны и экономической блокады. Колонна, состоявшая из грузовика с людьми и нескольких легковых машин, попала под огонь из засады на высокогорной объездной дороге в чаще леса вблизи селения Зар. При обстреле автомашин погибли мирные жители Южной Осетии в возрасте от 11 до 72 лет, были и раненые.
20 мая, в день памяти жертв грузинского фашизма ИА «Рес» опубликовало информацию пресс-службы Генеральной прокуратуры РЮО об уголовном деле, которое имеется в ведомстве по преступлению на Зарской дороге.
Генеральной прокуратурой Южной Осетии в ходе расследования уголовного дела, возбужденного после агрессии Грузии, установлены многочисленные эпизоды преступных действий грузинских вооруженных формирований на территории Республики. По факту расстрела мирных граждан на Зарской дороге было возбуждено уголовное дело № 9292019, основное содержание которого изложено в отдельной справке для СМИ. Этот документ настолько предметный, что мы считаем необходимым привести его основные положения.
В справке Генпрокуратуры по уголовному делу № 9292019 указывается, что в результате террористического акта на месте погибло 33 человека. Это Алборова-Кочиева Ирина Ильинична, Алборов Заур Васильевич, Битиев Владимир Ектиевич, Бязрова Людмила Матвеевна, Бязров Альберт Иванович, Гаглоева Ирина Гавриловна, Гаглоев Василий Георгиевич, Гассиева Галина Захарьевна, Джеранова Евгения Васильевна, Джиоева-Бесаева Земфира Вазноевна, Джиоева Вардо Григорьевна, Джиоев Андрей Меликоевич, Джиоев Георгий Алексеевич, Джиоев Станислав Иванович, Кабисов Батрадз Хазбиевич, Кабисов Виктор Дмитриевич, Каиров Сергей Таймуразович, Качмазов Виталий Сергеевич, Кокоева Светлана Зауровна, Кокоев Василий Александрович, Кокоев Иоска Алексеевич, Кокоев Леонид Ильич, Кочиева Валентина Романовна, Кочиева Назират Сабеговна, Кумаритов Сослан Давидович, Лалиев Икко Падоевич, Остаев Георгий Бибоевич, Сиукаева Земфира Викторовна, Тедеев Маирбег Рутенович, Цебоев Георгий Харитонович и Цебоева Наталья Георгиевна, Чибиров Руслан Анатольевич, Чочиев Ермак Елиозович.
Здесь бы хотелось уточнить, что из числа попавших в засаду мирных жителей 16 получили тяжелые ранения, но их удалось спасти. Еще один мужчина, спасаясь от пуль, потерял ориентацию в лесу и вышел к грузинской деревне, где был взят в заложники. Через несколько дней его удалось обменять на грузинского неформала.
В соответствии с информацией Генпрокуратуры данное уголовное дело несколько раз было приостановлено, поскольку следственно-оперативными и оперативно-розыскными мероприятиями, направленными на установление лиц, причастных к совершению данного преступления, в установленный Уголовно-процессуальным кодексом срок не представилось возможным.
«19 сентября 1994 г. настоящее уголовное дело было возобновлено, сотрудникам милиции удалось установить свидетеля вышеуказанного преступления В., который показал, что он, находясь в с. Тамарашени, узнал от гражданина Т., что последний вместе со своим братом Ф., а также гражданами В. и Р. при поддержке Ахалцихского батальона на «БМП» совершили 20 мая 1992 года в с. Зар указанное преступление», – говорится в документе. В интересах следствия Генпрокуратура не раскрывает имена данных лиц.
В результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий Комитетом государственной безопасности Республики Южная Осетия, получены сведения о причастности к данному преступлению 20 граждан Грузии, имена которых известны. 28 ноября 2016 года в отношении 10 из них были вынесены постановления о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу.
12 января 2017 года обвиняемые по данному уголовному делу были объявлены в международный розыск, в отношении них Цхинвальским районным судом заочно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Производство следственных действий и оперативных мероприятий, направленных на установление местонахождения и задержание обвиняемых в совершении расследуемого преступления, продолжается по сегодняшний день, сообщает со ссылкой на Генпрокуратуру ИА «Рес».
Необходимо отметить, что сразу же после того, как произошло преступление были установлены личности четырех человек, принимавших в нем участие. При этом количество участников преступления было больше, чем 20 человек. Так, в 1996 году при расследовании число установленных лиц, причастных к совершению преступления на Зарской дороге было обозначено в 24 человека.
Журналисты ранее не раз пытались выяснить судьбу уголовного дела, которое было заведено по этому преступлению. Однако долгие годы папка, которая хранится в Прокуратуре РЮО, толще не становилась. Сперва представители правоохранительных органов указывали на невозможность проводить следственные действия в селах Лиахвского ущелья, откуда убийцы поднялись к Зарской дороге. Позже было заявлено, что все участники этой акции были убиты в результате внутренних вооруженных разборок или погибли во время войны в Абхазии.
Но эта версия всегда вызывала сомнение. Мы просили назвать нам фамилии преступников, однако нам было заявлено, что их личности пока полностью не установлены. Но как можно говорить о гибели убийц, если не были известны даже их имена?! Согласитесь, чтобы утверждать о смерти человека, надо хотя бы знать его имя и фамилию.
Справедливости ради надо отметить, что некоторые имена все же были известны. Более того, двое из преступников даже были задержаны, когда они самоуверенно наведались в Цхинвал. Но в результате преступного сговора эти убийцы смогли совершить побег из заключения...
Необходимую конкретику это преступление получило лишь в последние годы. Генеральной прокуратурой в очередную годовщину Зарской трагедии впервые были названы некоторое фамилии исполнителей преступления, раскрыты детали следствия.
Но есть замечания общего характера. Нет до сегодняшнего дня общего мнения и относительно жертв Зарского расстрела. Хотя Генпрокуратура указывает цифру в 33 погибших, с перечислением конкретных фамилий, все равно в отдельных заявлениях проскальзывает цифра «36 человек». В том числе и в официальных пресс-релизах для иностранных представительств. Еще один пример – возраст мальчика, убитого при обстреле колонны беженцев Батрадза Битиева указывается то 7 лет, то 11 лет. С этими разночтениями давно уже пора определиться.
Подготовил Коцты Х.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.