Как город Цхинвал стал Сталиниром или происки грузинского националиста Авеля Енукидзе
86 лет назад, 17 марта 1934 года столица Юго-Осетинской автономной области была официально переименована. Цхинвал стал Сталиниром, получив имя действующего руководителя Советского Союза Иосифа Сталина. При этом город был в числе десятков населенных пунктов, носящих это имя. Но только столица Южной Осетии имела к этому человеку непосредственное отношение, так как предки И.Сталина были из числа южных осетин.
Но история переименования началась значительно раньше. Еще 5 февраля 1931 года прошел IXсъезд Советов Юго-Осетинской автономной области, на котором выступил старый большевик Разден Козаев, который предложил дать городу Цхинвал имя Иосифа Сталина. Тут же поступили предложения для нового наименования: «Сталинаг ир», «Сталины хъæу»... Но общим голосованием в итоге выбрали имя «Сталинир», указывающее на осетинские корни руководителя Страны Советов.
Это решение телеграммой было направлено в Москву на имя самого Сталина. И хотя официально новое название было утверждено только в 1934-ом, уже с марта 1931 года все вывески были заменены с учетом нового названия столицы Южной Осетии, и во всех публикациях в газетах и журнале пишется «Сталинир» вместо «Цхинвал».
Но в Москве новое наименование было утверждено не сразу. Лишь спустя три года в марте 1934 года выходит Постановление Центрального исполнительного комитета СССР о переименовании г.Цхинвал в г.Сталинир. В нем указывалось: «Центральный исполнительный комитет Союза ССР постановляет: Удовлетворить ходатайство 9-го съезда Советов автономной области Юго-Осетии и переименовать город Цхинвали, центр этой области, в город Сталинир. Председатель ЦИК Союза ССР М. Калинин. Секретарь ЦИК Союза ССР А. Енукидзе. Москва, Кремль.17 марта 1934 г.»
Здесь необходимо отметить, что один из подписавших данное постановление, Авель Енукидзе и был виновником того, что утверждение союзным руководством решения о переименовании столицы юго-осетинской автономии состоялось лишь спустя годы.
Считаясь близким другом Сталина и занимая должность секретаря Президиума ВЦИК (затем ЦИК СССР), Авель Енукидзе имел большое влияние в среде советской партийной элиты. Именно он организовывал снабжение всего кремлевского аппарата, обеспечивая руководство страны жильем, питанием, автотранспортом, лечебным и санаторным обслуживанием. Из «кремлевского кооператива» продукты отпускали не иначе, как по запискам Енукидзе. Ему подчинялся комендант Кремля, обеспечивавший безопасность правительственных учреждений. Обустройство банкетов и соответствующего сопровождения также ложились на его плечи. Старая большевистская кличка Енукидзе – «Золотая рыбка» – подходила этому ловкому партийному «завхозу», как нельзя кстати.
Но была у этого грузинского большевика еще одна черта характера – неистребимый национализм. В свое время упомянутый выше осетинский коммунист Р.Козаев в пылу полемики в сердцах бросил в сторону А.Енукидзе слова: «Поскреби иного грузина-коммуниста, так обнаружишь шовиниста!». Эти справедливые упреки Р.Козаев высказал после того, как на 2-ом Конгрессе III Интернационала летом 1920 года А.Енукидзе заявил, что Южной Осетии не стоит оказывать поддержку от последствий геноцида. Такое отношение к югу Осетии и осетинам в целом А.Енукидзе сохранил на всю свою жизнь.
Что касается переименования Цхинвала, то рассмотрение юго-осетинского обращения в 1931 году прошло все необходимые начальные инстанции, и везде было одобрено. Однако, все тормозилось в секретариате ЦИК, который возглавлял А.Енукидзе. Тем не менее, запросы поступали снова и снова. Наконец, в мае 1932 года состоялось заседание Секретариата ЦИК СССР. Постановление за подписью Авеля Енукидзе было однозначным: «Переименование гор. Цхинвал в гор. Сталинир отложить. Материалы отправить в архив».
Однако, запросы посылались снова и снова. Из Москвы звонили в Сталинир-Цхинвал с просьбой больше не педалировать вопрос. Но бумаги отсылались с неизменным упорством и нарождавшаяся советская бюрократия была вынуждена реагировать на каждое официальное обращение.
Наконец, в марте 1934 года упрямство Авеля Енукидзе было сломлено. На карте СССР появилось новое название административного центра – город Сталинир. А Авель Енукидзе через год был исключен из партии большевиков с формулировкой «за политическое и бытовое разложение».
Имя вождя народов Иосифа Сталина ко многому обязывало. Поэтому были разработаны и приняты планы обустройства Сталинира. В первых числах апреля 1934 года состоялось заседание Президиума ЦИК Юго-Осетии, где обсуждались планы нового городского строительства. В частности, выделялись крупные денежные средства на возведение административных зданий, строительство водопровода и канализации, гидроэлектростанции и городских электрических сетей. Отдельной статьей выделялись средства на строительство столичной гостиницы. Было указано на необходимость скорейшего начала работ по устройству мостовой по улице 8 июня – на участке от главпочтамта до Дзауского шоссе (часть нынешней ул. Сталина). Булыжником предписывалось покрыть и площадь перед Домом культуры колхозника (Госдрамтеатр). На улицах 8 июня и Хетагурова было предписано устроить зеленые насаждения. В планах городского строительства стояло возведение «гаража пожарной охраны»... Были возобновлены работы по возведению Дома Советов (ныне Парламент РЮО), проект которого был разработан архитектором А. Тер-Степановым в 1931 году. В итоге, уже летом 1934 года ЦИК Южной Осетии требует от строителей возвести еще один, третий этаж, а зал заседаний на 200 мест увеличить до 500 мест и перенести его в среднюю часть здания.
…Прошло время. В 1956 году на XX съезде КПСС Н.Хрущев выступает с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного И.В.Сталина. Начинается десталинизация советского общества. В 1961 годутело И.В.Сталина было вынесено из Мавзолея и одновременно начались массовые переименования населенных пунктов, заводов и пароходов. 23 ноября 1961 г. юго-осетинскойстолице решением исполнительного комитета Юго-Осетинской автономной области было возвращено прежнее историческое название – Цхинвал…
Отметим, что в столице Республики время, когда город носил имя Сталина, многие вспоминают с ностальгией. Прав-
да это чувство сохраняется преимущественно у старожилов, которые это время ассоциируют со своей молодостью и с гордостью называют себя «сталинирцами», памятуя годы (27 лет) когда Цхинвал носил имя Сталина.
Р.Кулумбегов
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.