Визитной карточке Юго-Осетии прошлого века – Гуфтинскому мосту исполнилось 90 лет

5-11-2019, 13:57, Даты [просмотров 1394] [версия для печати]
  • Нравится
  • 1

Визитной карточке Юго-Осетии прошлого века – Гуфтинскому мосту исполнилось 90 лет1 ноября 1929 года было окончено строительство Гуфтинского моста (длина 72 метра, высота 22 метра) через реку Паца. На его сооружение ушло 10 месяцев. Надо сказать, что данное транспортное сооружение на долгие годы стало неофициальной визитной карточкой Южной Осетии, поскольку ни одно издание, будь то фотоальбом или набор открыток, не обходилось без изображения Гуфтинского моста. Однако в настоящее время он нуждается в капитальном ремонте.

В возведении этого уникального по своей архитектуре сооружения принимали участие и юго-осетинские строители. В частности, в качестве производственной практики будущий осетинский инженер Умар Кочиев (Хъоцыты). В то время он заканчивал Тифлиский Государственный политехнический институт. Вот, что писал У. Кочиев об этом эпизоде своей трудовой биографии в воспоминаниях: «В 1928 году я проходил производственную практику в Юго-Осетии на строительстве моста через реку Паца. Штат строительства состоял из трех человек: прораб (фамилию не помню), техник Гоксадзе и десятник Миорини, он же завскладом. Прораб появился на строительстве в самом начале, а затем долго отсутствовал. Первые несколько дней Гоксадзе и я работали по разбивке трассы дороги на подходах к мосту, съемке поперечных профилей и определение объема скальных работ (берега р.Паца сложены из базальта). Окончив эту работу, мне пришлось заняться набором рабочей силы из окрестных сел и организацией из нее артелей (бригад) по разработке подходов. Желающих работатьвартелях было значительно больше, чемтребовалось. И не попавшие в артели начинали разводить демагогию, что я сколачиваю артели по признаку родства и знакомства. Приходилось изрядно понервничать.

С самого начала скальных работ рабочие начали скандалить с Гоксадзе, обвиняя его в занижении объема выполненных ими работ, вследствие чего Гоксадзе уехал и большене вернулся. А поскольку прораб тоже не появлялся, все работы по организации бригад, выдаче нарядов, а так же ежедневные замеры выполненных работ и их подсчеты производились мною. На работу я выходил на рассвете и уходил в сумерках.

Когда приехал начальник Югоосдортранса инженер Сафарян и увидел, что я справляюсь с работой, он больше никого не прислал из инженерно-технических работников. А ведь практиканту, по положению, вменялось в обязанности: наблюдать за работами, вести дневник, описание работ и составление отчета по производственной практике, в лучшем случае быть дублером строительного мастера. Работать на стройке приходилось с большим напряжением. Но когда я вспоминал, какие мучения испытывал народ от отсутствия постоянного моста через реку Паца, энергия моя удваивалась, а усталость снималась. Так я проработал четыре месяца, срок практики закончился, и я выехал продолжать учебу».

Позже в трудовой биографии осетинского инженера было много важных строек, среди которых отдельно стоит участие в строительстве железной дороги Гори-Цхинвал. Но это уже другая история.

Что же касается Гуфтинского моста, то ныне вице-спикер Парламента РЮО Владимир Келехсаев, в бытность руководителем администрации Дзауского района, занимался возвращением былых символов. К примеру, им была благоустроена территория минерального источника Дзау-суар. Говорил он и о планах реставрации Гуфтинского моста. По всей видимости, теперь эта ответственная миссия перешла к новому главе района.

М. Багаев

Фото из архива газеты «Республика»

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Популярно