Людвигу Чибирову – 80 лет
28 ноября в зале ЮНЕСКО Северо-Осетинского Государственного университета имени Коста Хетагурова чествовали первого Президента Республики Южная Осетия, академика РАЕН, доктора исторических наук, профессора Людвига Алексеевича Чибирова. Мало кто из пришедших мог поверить, что юбиляру исполнилось 80 лет – настолько он моложав, подтянут, энергичен. Надо сказать, что поздравить видного ученого, общественного деятеля, патриарха осетинской этнографии прибыли лучшие представители осетинской интеллигенции – политики, ученые, писатели, деятели культуры обоих частей Осетии. Были здесь родные, близкие, друзья юбиляра, многие из тех, с кем он работал раньше и продолжает трудиться сейчас. Конечно, не все смогли лично выступить и поздравить Людвига Алексеевича, но организаторам удалось предоставить слово более чем двум десяткам человек. И надо сказать, что все выступления были оригинальными, насыщенными, проникнутыми неподдельной теплотой, не было повторений и дежурных фраз. Одни, понимая, что время мероприятия небеcпредельно, ограничились поздравлениями, словами благодарности, всяческими пожеланиями. Другие – посчитали необходимым выступить с пространными научными докладами, в которых был отражен вклад Л. Чибирова в осетиноведение, его деятельность в период нахождения на высоких руководящих должностях.
Вел торжественное собрание президент СОГУ Ахуырбег Магомедов. И надо отметить, что этот выбор был весьма удачным. Ахуырбег Алиханович знал, пожалуй, всех, кто присутствовал в зале, поэтому он умело управлял аудиторией, всегда готов был включиться в разговор, оживить обстановку, вызвать интерес к происходящему.
Первым было предоставлено слово Президенту РЮО Леониду Тибилову. Им было особо отмечено, что юбиляр, являясь первым Президентом Республики Южная Осетия, навечно вписал свое имя в историю самого молодого государства. Период президентства Людвига Чибирова был сложен и тяжел. Республика оставалась в блокаде, дороги перекрывались, не прекращались обстрелы и похищения людей, казна была пуста, ощущались серьезные проблемы со светом, газом, водой, поставкой предметов первой необходимости. Всякого рода провокации и теракты держали население в напряжение. К этому следует добавить нестабильность, внутренние конфликты, природные катаклизмы. «И, тем не менее, – считает Л. Тибилов, – Республика с каждым днем все больше крепла, развивалась, обретала все признаки государственности, в чем большая роль принадлежит руководству Республики». Что касается руководства нынешнего, то оно преподнесло в дар юбиляру портрет Коста Хетагурова, выполненного лауреатом Госпремии, художником Ирбегом Алборовым. Кроме того, Людвигу Чибирову было присвоено звание «Заслуженный деятель науки РЮО». Как отметил Л. Тибилов, юбилейные мероприятия будут продолжены в Цхинвале, где виновник торжества будет отмечен другим знаком отличия – орденом Почета. Но самая главная награда – признательность своего народа.
Президент РСО-А Таймураз Мамсуров по объективной причине не мог прибыть на юбилей, поэтому приветственный адрес от его имени зачитал заместитель Председателя Правительства РСО-А Сергей Таболов. Он также рассказал о близких отношениях между их семьями, участие его отца и Л. Чибирова в экспедиции «Via Alanica».
От имени Парламента РСО-А юбиляра поздравил первый заместитель председателя высшего законодательного органа Станислав Кесаев, который именно в этот день был избран на этот пост. Он особо остановился на том периоде, когда Л. Чибиров возглавлял Верховный Совет РЮО.
Приветствие от администрации города Владикавказа зачитала заместитель главы Светлана Есиева. Она же вручила юбиляру медаль «Владикавказ – город воинской славы».
На мероприятие прибыла делегация Чеченской Академии наук во главе с президентом Академии Шахрудином Гапуровым. Было зачитано решение президиума АН Чеченской Республики о присвоении Людвигу Чибирову звания академика Чеченской АН.
Председатель Совета ветеранов Солтан Каболов приветствовал юбиляра от имени актива своей организации. Он также вручил Л. Чибирову удостоверение Почетного ветерана Северной Осетии.
Особо следует сказать о тех докладах, которые подготовили член президиума Владикавказского научного центра АН РФ, профессор Валерий Дзидцоев, директор Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований, доктор наук Залина Канукова, декан СОГУ Аслан Цуциев, старший научный сотрудник Лариса Гостиева. Каждый из них в своих выступлениях рассказал о Людвиге Алексеевиче, его вкладе в науку, его научных трудах, подготовке молодых ученых. В. Дзидцоев сделал упор на личности юбиляра, как видного политика, организатора, ученого. Было отмечено, что за время своей научной деятельности им опубликовано около 300 научных работ, 26 из которых вышли отдельными изданиями. На докладчика наибольшее впечатление произвели шесть томов материалов «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах». З. Канукова больше говорила о Людвиге Чибирове как об этнографе, о том, над какими проектами он работает в стенах СОИГСИ. А. Цуциев показал Л. Чибирова как историка. А вот доклад Л. Гостиевой был посвящен специальной теме. Речь идет о последнем проекте юбиляра – «Осетинской этнографической энциклопедии». Здесь в полной мере проявились организаторские качества Людвига Алексеевича. Он привлек к работе над этим фундаментальным изданием, у которого нет аналогов, большую группу ученых Северной и Южной Осетии, Москвы, Северного Кавказа. Автор этих строк также был включен в группу разработчиков, хотя этнографом не является. Но Людвиг Алексеевич умеет убеждать, активизировать процесс, добиваться результатов. Рукопись почти тысячестраничного фолианта, в которой более четырех тысяч статей с иллюстрациями, уже полгода лежит в типографии. До сих пор нет средств на его издание. Возможно, после юбилея такие возможности появятся. Но было бы лучше, если бы энциклопедия вышла сейчас. Это было бы самым лучшим подарком для Л. Чибирова.
На торжественном собрании со словами поздравления и признательности выступили профессора СОГУ Римма Комаева и Рита Кесаева, директор ЮОНИИ Роберт Гаглоев, проректор СОГУ Александр Блиев, председатель Союза журналистов РСО-А Булат Фидаров, Народный писатель Северной Осетии Музафер Дзасохов, представитель администрации Пригородного района Регина Дзебоева, заместитель председателя «Стыр Ныхас» Таймураз Хутиев и другие.
Можно сказать, что наше повествование о Людвиге Чибирове начато с конца – с юбилейных мероприятий, хотя, возможно, их следовало начать с событий 80-летней давности. Но будем считать, что и такая форма повествования имеет право на признание. Что ж, вернемся к началу.
Людвиг Алексеевич Чибиров родился в самые «джыуæргуыбайы бонтæ» – 19 ноября 1932 года. Обычно детей, рожденных в эти дни нарекают Георгиями, но его, по настоянию друга семьи, назвали неведомым для этих мест именем – Людвиг. Говорят, что имя предрекает характер, а может и судьбу. Сейчас мы вправе оценить правильность такого посыла.
Родился Людвиг Чибиров в селе Зар Цхинвальского района, основанного выходцами из Чесельтского и Дзауского ущелий. Рос в многодетной семье. Его родители Алексей Чибиров и Ксения Тедеева были работящими и гостеприимными, всеми уважаемыми людьми. Детей воспитывали в строгости. Рано приобщили к труду, научили быть терпеливыми, упорными, доводить дело до конца.
До 8-го класса Людвиг Чибиров учился в Зарской школе, но затем семья переселилась в Сталинир, где он был определен в знаменитую вторую школу. Среди его одноклассников оказались Заур Техов, Николай Дзагоев, Руслан Цховребов, Михаил Джиоев, Василий Цховребашвили, Отар Сиукаев и другие известные в Осетии люди. Педагогический коллектив тоже здесь был самый сильный. Все это позволило ему за счет усидчивости, природных сил, способностей и упорства выбиться в число лучших учеников.
Были некие сомнения по поводу выбора профессии, но в итоге Людвиг Чибиров поступил на исторический факультет Северо-Осетинского педагогического института им. К. Хетагурова. О чем впоследствии никогда не сожалел. Здесь также был собран прекрасный профессорско-преподавательский состав, да и курс оказался достаточно сильным. Со многими из сокурсников его связывает долгая дружба. В стенах института Л. Чибиров ведет общественную работу, занимается спортом. Тогда же стали проявляться его научные пристрастия, начался долгий и тернисты путь к вершинам академического осетиноведения.
В 1956 году Л. Чибиров возвращается в Цхинвал и начинает преподавать историю в художественном училище им. М. Туганова. Затем была работа в Юго-Осетинском краеведческом музее. А еще через пару лет он становится научным сотрудником отдела истории и этнографии ЮОНИИ. Тогда же поступает в аспирантуру Института археологии и этнографии АН ГССР, где его научным руководителем становится видный ученый академик Георгий Читая. Под его руководством была защищена кандидатская диссертация на тему: «Поселения и жилища осетин».
После защиты диссертации начинается научно-педагогическая эпопея Людвига Чибирова. Целых четверть века он посвятил Юго-Осетинскому Госпединституту, который при нем стал Университетом и стал носить имя Александра Тибилова. Здесь он становится деканом историко-филологического факультета, а затем и ректором. Здесь же ему присваивается звание пока доцента, а затем и профессора. За годы работы в Университете здесь многое менялось: строились новые корпуса, росло число факультетов, укреплялся профессорско-преподавательский состав. Сам Людвиг Алексеевич за это время подготовил не одно поколение специалистов, многие из которых пошли по его стопам. Было участие в экспедициях, выступления на конференциях, общественная работа. Когда лет 40 назад в ЮОГПУ был создан студенческий клуб «Аполлон», то Л. Чибирова избрали его президентом. Позже, став уже Президентом Республики, он шутил, что опыт президентства у него есть давно.
В этот же период появляются главные научные труды Людвига Чибирова. И каждый из них вызывал большой интерес, получал много благосклонных отзывов. Как уже указывалось, кандидатская диссертация называлась «Поселения и жилища осетин». Она была издана отдельной книгой. Академик Алексей Робакидзе так отозвался на ней: «Совершенно новый, в значительной степени оригинальный авторский материал, многообразные сравнительные данные из быта других народов горного Кавказа, выводы автора по вопросу о путях развития осетинского жилища, о его хозяйственных, социальных и культовых функциях – все это делает исследование Л.А. Чибирова значительным шагом в истории изучения жилых комплексов народов горного Кавказа вообще».
Но еще больший резонанс вызвала следующая монография «Народный земледельческий календарь осетин», которая стала основой докторской диссертации ученого. Поскольку это была во многом пионерская работа, вскоре у нее появились аналоги в Чечне, Абхазии, Дагестане. Высокую оценку ей дали известные ученые М.Н. Погребова, Д.С. Раевский, Г.Х. Мамитов. А известный славист Н.И. Толстой писал: «К Вашей книге об осетинских календарных обрядах я постоянно обращаюсь и нахожу всегда много интересного и параллельного по отношению к славянскому материалу. Осетинский материал очень важен в индоевропейском плане, ибо иранистика в индоевропейской мифологии играет едва ли не ключевую роль».
Не осталась незамеченной и следующая монография Л.Чибирова «Древнейшие пласты духовной культуры осетин». В.Н.Басилов в журнале «Советская этнография» писал о ней: «Своими исследованиями он вновь подтверждает большие возможности этнографии в изучении культуры человечества на ранних этапах развития. Монография «Древнейшие пласты духовной культуры осетин» – серьезный вклад в этнографическое религиоведение… Книга вызовет живой интерес не только кавказоведов, но и широкого круга специалистов, посвятивших себя изучению ранних воззрений человека». А академик М. Исаев отметил, что после Вс. Миллера и В. Абаева это третья по значимости книга о духовной культуре осетин.
Как бы подводя итог этому периоду научной деятельности, Л. Чибиров издает в 2008 году многостраничный фолиант «Традиционная духовная культура осетин». В него вошло многое из ранее изданного, но уже ставшее библиографической редкостью. Это настолько объемный и содержательный труд, что не кажется преувеличением слова доктора исторических наук Ю.Ю. Карпова: «Осетиноведению повезло. В нем были такие выдающиеся ученые, как Всеволод Миллер, Максим Ковалевский, Василий Иванович Абаев. В нем был Борис Александрович Калоев – патриарх отечественного кавказоведения. В осетиноведении есть Людвиг Алексеевич Чибиров – талантливый Ученый, Человек, Гражданин».
О шеститомнике «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах» было сказано. Отметим, что об этом труде отозвались практически все заметные кавказоведы, среди которых В.И. Абаев, В.В. Ливинский, В.Н. Басилов, В.А. Кузнецов, Б.В. Техов, В.С. Уарзиати, Д.С. Раевский, В.П. Кобычев, М.И. Исаев и другие. Сам составитель всех убеждал, что на этом его труд завершен. Но многие усомнились в его словах, и были правы. Будет и седьмой том, который выйдет в следующем году (первый том появился аж в 1981 году).
В самый разгар националистических настроений в Грузии, Л.Чибиров собирает коллектив авторов, которые издают учебник «История южных осетин». Несмотря на то, что у него оказалось много недоброжелательных критиков не только в Грузии, но и в Южной Осетии, книга вышла в 1990 году, и многие годы ею пользуются в школах Республики.
Помимо научной и педагогической литературы Людвиг Чибиров пишет книги научно-популярные, сотрудничает с различными периодическими изданиями. Он является автором и соавтором книг «Аксо Колиев», «Встречи с Васо Абаевым», «Осетинские народные юморески», «Юго-Осетинский Государственный педагогический институт», «По тропам времени», «Имена», «О времени, о людях, о себе»...
Людвиг Алексеевич много сделал и продолжает делать по увековечению памяти видных представителей нашего народа. Среди них Васо Абаев, Георгий Тогошвили, Григорий Котаев, Георгий Бестауты, Сергей Таболов, Вилен Уарзиати, Юрий Кучиев, Шамиль Джигкаев и многих других.
Ректором ЮОГПИ Л. Чибиров стал в начале 1989 года, когда СССР на глазах разваливался, а власть в Грузии захватили националисты-гамсахурдиевцы. Целью новоявленных хозяев Картли стало создание мононационального государства. При этом участь нацменьшинств была незавидной: ассимиляция, уничтожение, изгнание... В Цхинвале националисты свили гнездо в грузинском секторе пединститута, действуя нагло, вызывающе, провоцируя на ответные действия. В этих условиях перед ректоратом стояла сверхсложная задача: с одной стороны не допустить доведения ситуации до крайности, с другой – дать понять, что давлению извне никто поддаваться не намерен. В противовес этому, в том же пединституте стало зарождаться движение «Адамон Ныхас».
А в январе 1991 года именно здание института оказалось одним из очагов обороны и защищали город многие из учеников Людвига Алексеевича. Сам он еще в ноябре 1989 года оказался в необычной ситуации. Скончался Георгий Тогошвили и вся научная интеллигенция Южной Осетии выехала на его похороны в Каспский район Грузии. Обратно в Цхинвал пришлось в буквальном смысле продираться через толпы воинственных националистов-митингантов.
В тот период никто из представителей осетинской интеллигенции не мог оставаться вне политики – народ бы этого просто не понял. К тому же, чтобы противостоять мощному давлению извне, необходимы были совместные усилия всех и каждого. Что касается таких личностей как Людвиг Чибиров – профессор, ректор, депутат, да еще и этнограф, то он просто был обязан находиться на переднем крае. Так, собственно, и было. Он выступает на митингах, пишет обращения, встречается с различными политическими деятелями, в составе делегаций посещает Москву, Санкт-Петербург, Тбилиси, Владикавказ, Сочи... Его позиция, действия не всем были понятны, а у отдельных граждан вызывали полное отторжение. Людвига Алексеевича огульно обвиняли во всяческих грехах, вплоть до предательства национальных интересов. На эти обвинения он сам дал ответ, хотя и сейчас нет-нет, да и появится некий «правдолюб», который начинает искать корни наших бед. Есть и претензии иного рода: создание кризисных ситуаций, преждевременный уход некоторых лидеров, клановость, отсутствие креатива… Но по большому счету, в таких грехах можно бездоказательно обвинить любого. Даже не учитывая особенности времени.
Спикер Парламента РЮО Станислав Кочиев, которому довелось работать с первым Президентом, говорит, что главным его достоинством была толерантность. Как минимум два раза в период его правления чуть не вспыхнула гражданская война, но ему удавалось гасить конфликты. Главным же недостатком периода правления Чибирова Кочиев называет сильное влияние оружия, которое зачастую и подводило Президента. Говорит Станислав Кочиев: «Произошла конфронтация с Парламентом. Каждый остался при своем мнении, и пусть стороны рассудит история. Но то, что он был первым Президентом, и могло быть гораздо хуже, чем при нем, вот за это ему, конечно, спасибо! Но после ухода с должности он сам «забылся», потому что не показывал больше признаков политической жизни. Однако, я полагаю, если даже его забыли, то незаслуженно. И хотя у меня были очень сложные отношения с Людвигом Чибировым, иногда доходившие до конфликта, я всегда отдавал ему должное».
Сам Людвиг Чибиров считает свою причастность к принятию первой Конституции РЮО, подписанию Меморандума о принципах мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта. Встречи на высшем уровне, переход на президентскую форму правления, укрепление связей с Северной Осетией, налаживание отношений с непризнанными республиками, контакты с российским руководством, создание финансово-банковской системы, встречи с представителями иностранных государств, создание государственного телеканала, подписание Конкордата с Аланской Епархией, строительство киноконцертного зала «Чермен», создание Демографического фонда, организации и проведение традиционных и новых праздников, учреждение знаков отличия и еще многое другое.
Уходил со своего поста первый Президент более чем достойно. Он уклонился от использования пресловутого административного ресурса. Не опустился до применения «темных» технологий, не стал оспаривать результаты выборов. Во время инаугурации вместе с новым президентом Эдуардом Кокойты поднялся на сцену, поздравил его и пожелал успехов. Тем самым было продемонстрировано, что Южная Осетия стоит на путях демократии и тут не чужды такие понятия, как преемственность власти.
Людвиг Чибиров, несмотря на знатный юбилей, полон сил и энергии, идей и планов. Каждый его очередной проект, по словам видного этнолога Вилена Уарзиаты является «бесценным даром своему народу», а его труда «существенным вкладом в осетиноведение и иранистику» (это уже по академику В. Литвинскому). Сейчас Л. Чибиров много усилий, как уже было сказано выше, предпринимает по поводу издания «Осетинской этнографической энциклопедии». Собственно, вся творческая часть уже завершена и осталось только оплатить типографские расходы. Но именно здесь возникли трудности. Безусловно, этот научный свод будет рано или поздно издан. И тогда все станут ставить его в один ряд с «Историко-этимологическим словарем осетинского языка» В. Абаева, «Толковым словарем осетинского языка», подготовленным группой ученых ЮОНИИ… Так не лучше ли издать его раньше, чем позже. Лучше для всех… А затем появятся новые идеи, начнется работа над очередным уникальным проектом. И все, кому довелось сотрудничать с Людвигом Алексеевичем Чибировым, будут счастливы принять в нем участие.
Батрадз Харебов
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.