«Гамсахурдиа просил не проводить референдум» (к 25-летию Референдума)
Отрывок из автобиографической книги первого Президента
Северной Осетии Ахсарбега Галазова «Пережитое»:
«В безумном стремлении восстановить грузинскую государственность, они пытались в своих заявлениях, на митингах, в средствах массовой информации вообще не упоминать о Южной Осетии. Делали все, чтобы вытравить из сознания людей это понятие, восстановить общественное мнение грузин против осетин как главной угрозы единству и целостности грузинского государства. Преследовалась цель – сломить волю осетинского народа. Но достигался обратный результат. Южная Осетия не только проголосовала за сохранение Советского Союза, но провела под пулями референдум о выходе из состава Грузии и вхождении как суверенной республики в состав России. Референдум обеспокоил руководство Грузии, особенно Звиада Гамсахурдиа. Накануне референдума я был в Москве. Мне ночью в гостиницу позвонил встревоженный Александр Дзасохов:
– Прошу тебя срочно приехать ко мне на квартиру. Звонил Звиад Гамсахурдиа и сообщил, что в Южной Осетии проводится референдум по вопросу выхода из состава Грузии. Безобразие! Люди совсем с ума сошли. Я выслал за тобой машину.
Обстановка была напряженной. Через каждые 10-15 минут звонил Гамсахурдиа и упрашивал нас повлиять на руководителей Южной Осетии, склонить их на то, чтобы они отменили референдум. Никогда до этого его голос не звучал столь просительно. Он буквально умолял, унижался:
– Все будет! Автономия будет, область восстановим!.. Хотят республику, на республику пойдем! Немедленно снимем все пикеты, обеспечим бесперебойное снабжение продуктами питания, товарами, восстановим железную дорогу. Я никогда не выступал против осетин: знаю, какую роль они сыграли в судьбе грузинского государства.
Конечно, Гамсахурдиа лукавил. Но после его звонков Дзасохов тут же связывался с руководством Южной Осетии и просил отменить референдум. Но ему объясняли, что механизм уже запущен... В один из моментов Гамсахурдиа попросил к телефону меня.
– Господин Галазов! Я знаю, что на руководство Южной Осетии можете повлиять только Вы. Прошу Вас попросить их не отменять референдум, а только перенести на одну неделю! Я уверяю Вас, что за это время мы решим все вопросы. Все будет! Все!
– Хорошо, Звиад Константинович, я попробую привести Ваши доводы руководителям Южной Осетии, но Вы должны понять, что идея уже овладела народом, и им будет непросто это сделать. Не время для упреков, но хочу напомнить, что во многом к этому референдуму народ Южной Осетии подвели Вы своими заявлениями и действиями.
– Я понимаю. Это ошибка. Но она вызвана действиями Чочиева по Абхазии. Я принесу извинения. Парламент Грузии принесет. Только уговорите...
В таком духе шел разговор то с Тбилиси, то с Цхинвалом до 3 часов утра. После чего из Южной Осетии уже никто не отвечал. А на утро стало известно, что референдум состоялся. 99,9 процента южных осетин проголосовали за независимую Республику Южная Осетия в составе Российской Федерации».
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.