Коста Хетагуров. Интересные факты

Коста Хетагуров. Интересные факты· Когда Коста было 10 лет, он учился во владикавказской прогимназии. Возвращаясь с занятий, мальчик снимал свои сапоги и босиком добирался до квартиры отца, проживавшего в то время в районе Осетинской слободки. Юному поэту нравилось шлепать по грязи босиком. Как-то, совершая очередную прогулку, 10-летний Коста снял сапоги и присел на лавочку. Обувь он оставил рядом. Через какое-то время мальчик обнаружил, что сапоги пропали. На этом его увлечение гулять босиком закончилось.

· Коста ездил верхом не хуже любого джигита. Однажды на скачках, которые проходили во Владикавказе, поэт с группойосетин шел за город посмотреть на соревнование. Подвыпивший всадник, проезжавший мимо них, почему-то обругал группу. Хетагуров погнался за обидчиком, скинул его на землю и сам сел в седло. Так он проучил обидчика.

· В период первой ссылки Коста по меньшей мере трижды приезжал во Владикавказ инкогнито. Во время тайных приездов поэт оставался у друзей – супругов Шредерс. Варвара Шредерс была начальницей Владикавказской прогимназии, а ее муж – мировым судьей. Они часто принимали в своем доме главу Терской области генерала Каханова. Генерал и не догадывался, что во время его очередного визита к Шредерс Коста находился в соседней комнате.

· 23 января 1893 года Хетагуров приехал во Владикавказ для личного объяснения с Анной Цаликовой. Поэт находился в ссылке и в область прибыл тайно. Слухи об этом дошли до главы Терской области генерала Каханова. Коста задержали. За «самовольное появление» во Владикавказе Хетагурова отправили в тюрьму. Только спустя несколько дней Коста выпустили, отобрали паспорт и взяли подписку не проживать во Владикавказе и Владикавказском округе.

· Коста писал портреты по заказу, как своих знакомых, так и тех, кто приходил по газетным объявлениям. Над портретами друзей он работал долго, даже продумывал детали костюма. К примеру, мало кто знает, что на знаменитом портрете Анны Цаликовой серебряные крючки-застежки были изготовлены по эскизу самого Коста Хетагурова.

· Как-то Коста приехал из Ставрополя в Нар. Вечером он увидел группу молодых людей, которые распевали песню на его стихотворение «Сидзæргæс». Поэт остановился. Дослушав песню до конца, он заплакал и, взволнованный, ушел в саклю.

· На протяжении всей своей жизни Коста Хетагуров не забывал Нар и был желанным гостем в домах крестьян-горцев. Как-то перед высылкой в Херсон Коста приехал в родной аул. К его приходу все жители собрались, и он до поздней ночи вел беседу со старейшинами…

·Родственником и близким другом поэта был Николай (Нико) Хетагуров. Николай родился в Наре на два года раньше Коста. Их дружба окрепла во время совместной учебы в Ставропольской гимназии. В 30 лет Нико женился на 16-летней Рахе Мамиевой. Коста очень любил детей Николая и Рахе. Когда поэт приходил к ним в гости, дети радостно выбегали навстречу поэту. И если они выбегали с растрепанными волосами, Коста с шутливой строгостью обращался к их матери: «Æри-ма, Рахе, хæсгард» (Дай-ка, Рахе, ножницы). Испуганные, что их будутстричь, дети забирались под кровать, поплевав в ладошки, приглаживали волосы и прилизанные вылезали обратно.

· Когда Коста строил для себя дом на углу улиц Армянской и Войкова, близкие родственники и друзья узнали об этом и объявили осетинский «зиу» (общая помощь). Люди запрягали свои арбы и возили к дому Коста песок и камень. К зиу присоединялись новые участники, и вскоре двор был полностью заполнен строительными материалами.

· С 1903 по 1904 годы поэт, мучившийся от болезни, провел в семье своего друга и родственника Нико Хетагурова. Коста готовил себе сам лекарство: в белый фаянсовый кувшинчик он наливал молоко, взбивал туда несколько яиц, масло, все размешивал и выпивал. Подобную процедуру поэт выполнял каждый день в 12 часов.

· Когда Коста было 26 лет, его приняли в Петербургскую академию художеств. Там он получал стипендию, которая выплачивалась администрацией Кубанской области из горских штрафных сумм. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии власти прекратили, а своих денег поэту не хватало. Летом 1885 года Коста был вынужден вернуться в отчий дом, не закончив полного курса обучения.

· В Ардоне, около семинарии, стояла группа молодых офицеров вместе с генералом Хорановым. Коста, скромно одетый, проходил мимо и поздоровался, но офицеры не обратили на него внимания. Спустя некоторое время в семинарии проходил вечер, куда пригласили и поэта. Коста пришел, но уже хорошо одетый. Офицеры, которых он встретил когда-то, стали его приветствовать: «Æгас цу», но Хетагуров не подал никому руки, сказав: «Вы приветствуете не меня, а мою черкеску». И прошел мимо.

· На юге Осетии за попытку надругаться над невестой молодожен убил княжеского сына. Его арестовали, а на село наложили штраф в 3 000 рублей. Когда жителям села стало невмоготу, кто-то посоветовал обратиться за помощью к Коста Хетагурову. К поэту отправили двух горцев, но, так как они были бедно одеты, постеснялись войти к нему в дом. Тогда Коста сам вышел к ним и попросил не стесняться, так как он сам «хохаг лæппу» (горский парень). Поэт пообещал помочь. И, действительно, начал писать прошения. В итоге заключенного молодожена освободили, штраф с селения сняли. Благодарные горцы предложили поэту 100 рублей, но он отказался.

· В Ставрополе Хетагуров принимал участие почти во всех культурных мероприятиях. В отчете о вечере памяти Петра Чайковского говорилось: «Программа концерта была очень разнообразной. На открытой сцене пуще остальных выделялся бюст Чайковского работы Коста Хетагурова. Концерт начался с выступления Коста: он привел краткие биографические сведения композитора. Свою речь Хетагуров закончил авторским стихотворением, посвященным памяти Чайковского», – говорится в тексте.

· Коста был очень требовательным как к собственному творчеству, так и к поэтическим опытам своих современников. Поэтому, когда вышла третья по счету книга осетинской художественной литературы, он написал гневную рецензию: «В ней (книге) нет ничего – ни техники, ни рифмы, ни идеи. Чепуха ужаснейшая! По-моему, лучше еще 100 лет не печатать ничего, чем распространять подобную дребедень».

· В 1901 году после ссылки Коста вернулся во Владикавказ. Здесь он пытался открыть школу рисования для одаренных детей, однако ему помешала болезнь и резкое ухудшение физического состояния.

· Летом 1902 года Коста обручился с 22-летней Лелей Хурумовой. Девушка, как и сам Хетагуров, болела туберкулезом В 1904 году болезнь подкосила Лелю, а в 1905 ее не стало. Спустя год пришла весть о том, что в селении Георгиевско-Осетинском скончался и сам Коста.

· В 1905 году вышел закон, запрещающий горцам выходить на улицы города с оружием. Несмотря на это, в день похорон великого осетинского поэта многие из них приехали верхом с саблями и кинжалами. Кто-то даже прибыл с охотничьим ружьем. Сначала полиция пыталась обезоружить нарушителей, но когда с гор стали спускаться все новые группы вооруженных людей, полицейские отступили, а у дома губернатора выставили охрану. Похороны Коста прошли без музыки и инцидентов. Однако после церемонии, возвращаясь домой, кто-то из горцев произвел несколько залпов в знак протеста.

· На похороны Коста Хетагурова съехались представители многих национальностей: осетины, русские, грузины, украинцы и т.д. Власти не ожидали подобной массовости. Похоронная процессия превратилась в грандиозную демонстрацию. Вот что об этом писала сестра поэта Ольга Хетагурова-Кайтмазова: «Коста встретили уже в Беслане. Во Владикавказ мы прибыли в 11 часов. На вокзале было столько народу, что пройти туда было трудно, вся платформа была заполнена. Хотя приготовили траурную колесницу, но Коста все время несли на руках, даже на головах. Несли студенты, офицеры, простой народ…».

 

По материалам Ossetia News

 

 


Опубликованно: 14-10-2025, 10:49
Документ: Культура > https://respublikarso.org/culture/6159-kosta-hetagurov-interesnye-fakty.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад