Неделя празднеств в честь покровителя Алании – небесного Уастырджы

Неделя празднеств в честь покровителя Алании – небесного УастырджыВ ноябре главное празднество традиционного религиозного календаря осетин посвящено патрону Осетии-Алании – небожителю Уастырджы. Долгое время этот праздник называли «Джиуæргуыба», однако это лишь грузинифицированное название осетинского праздника. Данное празднество, носящее наименование Уастырджымæ кувæн къуыри (букв. неделя молитв во имя Уастырджы) и сегодня, как и в прошлые века, отмечают с большим размахом, благо для этого есть время – оно длится неделю. В 2024 году его начало приходится на 17 ноября, окончание – в ночь с 25 на 26 ноября.

 

Данный праздник отмечают все осетины от Цхинвала на юге, до Моздока на севере Осетии, а также наши соотечественники, проживающие за пределами своей Родины. Отмечают его также и часть осетин-мусульман. Впрочем, от участия в праздничных торжествах не отказываются и жители Осетии других национальностей и вероисповедания.

Существование этого праздника у осетин отмечали все исследователи быта нашего народа. «Представляется покровителем мужчин, всадником на чудном белом коне. Уастырджы считается бичом воров, мошенников, клятвопреступников, убийц и покровителем честных людей. Имя его часто произносится в клятвах и богословиях. Про него ходит в Осетии много легенд... К поздней осени относится праздник Уастырджы. Кувды (празднество) совершаются около молельни Уастырджы, которую аул строит на возвышенном месте, откуда Уастырджы может удобно наблюдать за людьми и скотом», – пишет об этом культе известный исследователь, академик В.Миллер. Он же приводит интересные детали ритуала: «Отобедав, богомольцы садятся на лошадей и, объехав на них вокруг молельни со словами: «Уастырджы, соблюди нас и лошадей наших», – возвращаются в аул. В ауле молодежь долго поет песни, обращенные к небожителю: «Уастырджы! Да съедим мы твои болезни! Окажи помощь вот этому дому, умножь скот его и хлеба и т.п. Пение и посещение отдельных саклей продолжается до утра».

К дням почитания небожителя обычно должны были быть закончены все хозяйственные работы: уборка и обмолот урожая, его складирование, заготовка дров, скот запирался в хлевах. Наступало время распоряжаться плодами своего труда.

Празднество растягивалось на целую неделю. В первый день, в воскресенье закалывался определенный для этого случая откормленный бык, поэтому этот день называется Галæргæвдæн хуыцаубон (букв. воскресенье заклания быка).

В череде праздничной недели есть один интересный обряд, который носит название Уастырджыйы æхсæв или, как его табуированно именуют женщины, Лæгты æхсæв (букв. Ночь мужчин). Он справляется в ночь с понедельника на вторник. Обязательно закалывается козел темного окраса, женщины готовят пироги, другие кушанья. После они покидают пиршественное место, оставляя мужчин пировать до утренней зари. Отметим, что на другие праздники мясо этого жертвенного животного ставить на стол возбраняется.

На следующий день, во вторник устраивается общинное моление и общественная трапеза по общепринятым нормам. Старались почетные части ритуальной пищи освятить у стен соответствующего святилища. Мясо жертвенного быка распределялось по всем семьям участников этой ритуальной трапезы. А ровно через неделю устраивали проводы праздника, известные под названием Уастырджыйыфæдзæхсæн.

В ряде мест празднование растягивалось еще на неделю. Особым размахом оно проходило в Куртатинском ущелье у стен Дзвгисы-дзуар. Празднества здесь проходили с большим размахом, сохранились свидетельства того, что только в танцах принимало участие по меньшей мере 300-400 человек. Столько же людей наблюдало за танцами молодежи со стороны. В конных состязаниях и джигитовке здесь на поляне Дзуарварс участвовало по скромным подсчетам до 200-300 всадников. Здесь же можно было видеть вплоть до 30-х годов нашего столетия народно-драматические представления ряженых.

В преддверии празднования в осетинском сообществе обычно разворачивается дискуссия, в какой временной промежуток его отмечать. Споры эти давние. Притом, что сторонники той или иной даты одинаково представлены как на севере Алании, так и в ее южной части.

Категоричное мнение ряда наших соотечественников, что празднование дней Уастырджы должно приходиться на последнюю полную неделю ноября (в этом году это промежуток с 17 по 26 ноября) определяется тем, что празднование никак не должно «переходить» на зимний месяц декабрь. Мол, дни Уастырджы – этопраздник осеннего цикла традиционного религиозного календаря. Но дело в том, что полагать исчисление праздника исключительно на ноябрь тоже неверно. Ведь по старому стилю, по которому и определяли сроки праздников наши предки, ноябрь заканчивается только в середине декабря. Именно по этой причине мы и Новый (старый) год отмечаем в ночь с 13 на 14 января. Дело в том, что народные праздники не должны меняться в зависимости от смены политического строя и

смещения календаря. Тут, как говорится, Луна вам в помощь.

Другой момент – определение начала праздника на понедельник. Первый день праздника традиционно начинается в воскресенье и имеет свое названиеГалæргæвдæн хуыцаубон. Что же касается Лæгты æхсæв, то это один из периодов праздника, но точно не начало самого праздника. К тому же приходится он не на понедельник, а на вторник (в ночь с понедельника на вторник – как известно, особенность осетинского исчисления в том, что каждый день недели де-факто начинается в ночь предыдущего дня), поэтому и выходной, в таком случае, правильнее было бы закреплять за вторником. К тому же у осетин за каждым днем недели закреплен свой патрон, и вторник связан именно с Уастырджы.

Немало копий было сломано и относительно того, является ли Уастырджы представителем традиционной осетинской веры или это все же «переиначенный» святой Георгий. Причем, это мнение нам прямо или косвенно, но настойчиво навязывается. Оттого и неудивительно, что конь статуи Уастырджы, что возвышается над ТрансКАМом, попирает змея-дракона (отсылка к каноническому образу св. Георгия), а на росписи потолка залы Юго-Осетинского Госдрамтеатра сознательно изображен добрый молодец в сафьяновых сапожках и в шлеме с развевающимся султаном (аналогия с юным воином Георгием). Но в православном календаре установлен день почитания святого Георгия – 6 мая – и именно в этот день и полагается вспоминать его самопожертвование. А для патрона Осетии-Алании определен другой период – конец ноября. И желающим ничто не мешает отмечать эти две разнесенные по времени даты с одинаковой радостью и благодарностью. Но отождествление здесь точно не уместно.

 

Х. Коцты


Опубликованно: 18-11-2024, 15:06
Документ: Культура > https://respublikarso.org/culture/5650-nedelya-prazdnestv-v-chest-pokrovitelya-alanii-nebesnogo-uastyrdzhy.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад