Звезда композитора Зинаиды Хабаловой |
В одном из предыдущих номеров газеты «Республика» мы поделились идеей о необходимости создания, по примеру подобных сборников, своей «Книги рекордов Алании». Естественно, без деления на север и юг. При этом высказали уверенность, что подобное издание быстро нашло бы свое наполнение. Неординарными личностями и талантами осетинская земля всегда была богата. При этом мало кто знает, что даже во всемирно известной Книге рекордов Гиннесса значится имя уроженки нашего славного города.
Музыка, в особенности, классическая, – не та сфера, в которой достижения измеряются рекордами и прочими количественными показателями, такими, к примеру, как самая высокая нота, самое большое количество инструментов в оркестре или самые длительные овации после выступления. Музыкальное произведение оценивается по степени воздействия на чувства слушателя, гармонии, богатству содержания, сложности и простоты одновременно, и чего-то еще, о чем лучше пусть скажут специалисты. Тем не менее, осетины гордятся, что в Книге рекордов Гиннесса, в которой фиксируются мировые рекорды, порой в самых неожиданных номинациях, есть две выдающиеся осетинки, чьи успехи превзошли достижения всех музыкантов в мире: дирижер Вероника Дударова, первая в мире женщина, более 50 лет проработавшая с симфоническими оркестрами, и композитор Зинаида Хабалова, написавшая 19 симфоний – больше, чем любая другая женщина-композитор в мире. Именем Вероники Дударовой назван астероид в далеком космосе – «Dudarova» Творческие свершения Зинаиды Хабаловой, нашей соотечественницы, также нашли высокое признание, она отмечена многими наградами и почетными званиями России, Северной Осетии-Алании, ЮНЕСКО и даже Кыргызстана. Присутствие на страницах книги мировых рекордов – не самый значительный ее успех, прекрасная музыка Хабаловой покоряет сердца, и в этом истинное величие композитора. В небесной сфере пока нет астероида Khabalova, но есть надежда, что несомненные и немалые заслуги Зинаиды Савельевны перед Южной Осетией, для которой она стала первой женщиной – композитором-симфонистом, будут отмечены и на ее Родине. Среди академических статей о творчестве Хабаловой с тонким анализом ее музыкальных произведений, их оригинальности и разнообразия жанров с трудом нашлось всего одно интервью, которое композитор дала юго-осетинскому глянцевому журналу «Cxinval magazine» в 2014 году за два года до смерти – в тот период, когда она работала над своей двадцатой симфонией. Такая скудость информации удивительна, учитывая, что Хабалова не была скрытным и замкнутым человеком, по фотографиям цхинвальского периода ее жизни видно, что энергия композитора била ключом, а сочинять музыку для нее было так же естественно, как дышать. Это необыкновенное дарование и сила требовали большего простора, может быть, потому она переселилась в 1984 году в Москву, во всяком случае, о причинах личного характера нам ничего не известно. Творчество Зинаиды Хабаловой оставалось всегда глубоко национальным. Отсутствие симфонического оркестра в Южной Осетии не позволяет исполнять на Родине ее симфонические сочинения, но она написала много произведений для детей, по сегодняшний день в музыкальных школах Южной Осетии с удовольствием занимаются по ее сборнику фортепианных пьес «Детский альбом». Зинаида Савельевна и сама преподавала музыкально-теоретические дисциплины учащимся музыкальных школ в Цхинвале и Дзау. Широко известны и популярны ее вокальные произведения – романсы «Зӕрдӕ, зӕрдӕ» на слова С. Хачирова, «Девичья лирическая» на слова Р. Асаева и др., часто исполняются камерно-инструментальные произведения Хабаловой. Все ее сочинения пронизаны интересом к истории и культуре родного края. Она считала всех цхинвальских композиторов великими: «Хаханов, Плиев, Габараев, Аслан и Татархъан Кокойти были основоположниками музыкальной культуры Северной и Южной Осетии. Все они ученики Бориса Александровича Галаева». Как и она сама. Зинаида Хабалова родилась в Цхинвале (Сталинире) 3 марта 1937 года в необыкновенно музыкальной семье. Отец окончил юридический факультет Тбилисского университета, мама была учительницей начальных классов, и оба прекрасно играли на многих музыкальных инструментах, в том числе осетинских национальных. Дома часто звучали стихи и поэмы Коста, которые мама знала наизусть и читала детям. Маленькая Зина уже в трехлетнем возрасте проявила склонность к музыкальному искусству и необыкновенное дарование, иначе и быть не могло в такой семье, но ее талант превзошел ожидания. Кстати, первым одаренную девочку заметил Борис Галаев, он буквально снял ее с подоконника театра, куда она тайком устраивалась смотреть, как репетирует Государственный ансамбль «Симд», слушала с восхищением аккомпанемент оркестра народных инструментов и могла даже заплакать от избытка эмоций. Галаев понял ее особенную музыкальность и начал заниматься с ней индивидуально, обучая нотной грамоте, и уже через несколько лет пришлось учить девочку записывать первые музыкальные сочинения, которые бурным потоком просились на клавиши. Дружбу с семьей Галаевых Зинаида пронесла через всю жизнь. «Музыкальные» дети Хабаловых часто устраивали концерты дома, в школе, а затем Зина выступала уже с сольными концертами перед публикой. В 11-летнем возрасте она впервые сыграла на рояле в театре вместе с оркестром, и с этого дня ее приняли на работу пианисткой в Юго-Осетинский Государственный драматический театр им. К. Хетагурова официально. Такое вот детство! Позднее она несколько лет работала концертмейстером ансамбля «Симд». При этом не стоит забывать, что в этот период Хабалова активно занималась творчеством, создавая собственные музыкальные произведения: песни, романсы, фортепианные пьесы. Сразу обрели популярность песни молодой З.Хабаловой: «Гауыз», «Гыцци» на слова Н. Бакаты, романс «Булӕмӕргъ» на слова Л. Харебова. Следующие пять лет, с 1958 по 1963 год Зинаида Хабалова училась в Москве, в семинаре молодых композиторов при Союзе композиторов РСФСР. Преподавали ей такие крупные величины музыкального небосклона, как Арам Хачатурян (занятия по композиции) и профессор Владимир Фере (фортепиано). Интересно, что в этот же период Хабалова работала концертмейстером Осетинской студии Югоосетинского драмтеатра при МХАТе им. Горького. То есть это именно она, совсем молодая Зина Хабалова, вела музыкальные занятия тому звездному составу актерской труппы, составившей гордость драматического театра Южной Осетии, среди которых были: Ростик Чабиев, Людмила Галаванова, Иван Джигкаев, Федор Харебати, Эвелина Гугкаева, Ростик Дзагоев и многие другие. Профессиональное образование Зинаида Хабалова получила в Училище искусств во Владикавказе (тогда Орджоникидзе), там же учились ее брат и сестра на других отделениях. Хабаловы учились на «отлично», несмотря на то, что Зинаиде часто приходилось брать с собой на занятия свою двухлетнюю дочку Марину. Вернувшись в Цхинвал после окончания училища, Зинаида Хабалова несколько лет вела уроки фортепиано и сольфеджио в Детской музыкальной школе. И затем, уже в начале 70-х годов, поступила в Тбилисскую консерваторию по классу композиции профессора А. Шаверзашвили. Училась она легко и успешно, поэтому неудивительно, что окончила консерваторию за четыре года вместо положенных пяти лет, снова всех удивив своей неординарностью и готовностью браться за сложные темы: в качестве дипломной работы она представила свою Симфонию № 1: «Авд цухъхъайы» по мотивам поэмы Плиты Гриса и оперу «Фатима» по поэме Коста Хетагурова, причем, либретто к опере написал брат Зинаиды Аслан Хабалов. Ничего подобного ранее в Консерватории не приходилось слушать на защите диплома! Это были крупные произведения, безупречные по всем требованиям, они ознаменовали начало творческой зрелости композитора. Вдальнейшем осетинская тематика раскрывается все полней и ярче в произведениях Зинаиды Хабаловой, таких как: «Осетинские рапсодии» для симфонического оркестра, оркестровая сюита «В горах Осетии», Симфония № 5 «Коста», которую Зинаида Савельевна посвятила своей маме, Симфония № 11 «Уастырджы» и другие. Она занималась в этот период преподавательской деятельностью, и у нее хватало времени на свое основное дело – сочинение музыки. Неожиданный поворот в творческой карьере Хабаловой, произошедший в конце 1970-х годов вызывает закономерное удивление, но в то же время – интерес и оживление у тех, кто представляет разницу между классической и рок-музыкой в виде непреодолимой стены с колючей проволокой: в 1977 году композитора-симфониста Зинаиду Хабалову назначают художественным руководителем вокально-инструментального ансамбля «Бонвӕрнон», что стало для нее полной неожиданностью. Но она сделала все, что было в ее силах, использовав свое положение, связи в Тбилиси и всю свою энергию, чтобы помочь молодым рок-музыкантам, талант которых она отметила сразу. «Бонвӕрнон» был на пике своей популярности, публика очень любила группу, а ее концерты проходили при неизменном аншлаге. Но условия работы, репетиций, оборудование, концертный реквизит – все это оставляло желать лучшего. Зинаида Хабалова к тому времени уже была принята в Союз композиторов СССР, кроме того она являлась членом правления Союза композиторов Грузии, а в Южной Осетии возглавляла Президиум музыкально-хорового общества. Так что, вскоре у группы «Бонвӕрнон» появились новые музыкальные инструменты, самые лучшие и дорогие микрофоны, все это Хабалова привезла сама из Тбилиси с немецкой выставки. Непосредственно в музыкальное творчество Зинаида Савельевна не вмешивалась, но при таком энергичном менеджере успех группы расцвел еще сильней. Хабалова оставалась с «Бонвӕрноном» до 1984 года, когда закончился цхинвальский период ее жизни. В Москве композитор активно работала в жанре симфонии, как правило, все ее симфонии красочные и жизнеутверждающие, они легко и с удовольствием воспринимаются широким слушателем. Известный осетинский музыковед Татьяна Батагова, которая тесно общалась с Зинаидой Савельевной, в своем сборнике «Композиторы Осетии» отмечает, что Хабалова любит активно цитировать фольклорные темы в своих произведениях, выстраивая их на жанровых контрастах. «Таковы, например, Четвертая, Пятая, Шестая, Седьмая симфонии, в которых ярко выражено жанровое начало, тематизм основан на народных песенно-танцевальных мелодиях («Симд», «Тымбыл кафт», «Сой» в Четвертой симфонии, «А-лол-лай», «Додой», «Сидзӕргӕс», «Ӕнӕ хай», «Барӕджы цагъд» в пятой, «Хонгӕ», «Зилгӕ», «Тауче», «Айс ӕй, аназӕй» в Шестой, «Рагон симд» в Седьмой)». Московский государственный симфонический оркестр под управлением главного дирижера Вероники Дударовой неоднократно с успехом исполнял одно из лучших симфонических произведений композитора Хабаловой – Концерт-поэму для фортепиано и симфонического оркестра «Дружба». Произведения Хабаловой исполнялись во Владикавказе, во многих российских концертных залах, а также за рубежом. Одно из ее сочинений, Симфония № 15 «Манас» посвящена Кыргызстану, есть и Симфония № 12 «Садот», в которой композитор обращается к фольклору еврейского народа, а также Симфония № 18 на темы японского фольклора. Таким образом, композитор Хабалова обогатила мировую культуру своим пониманием музыки разных народов, которая в целом находит в ее творчестве глубокий отклик, поскольку сама она воспитывалась на осетинской национальной музыке, фольклоре, древней истории народа, и понимала огромное значение национальной культуры. Она участвовала во многих международных музыкальных фестивалях. Зинаида Хабалова получила заслуженное признание со стороны тех народов, к чьей культуре она обращалась в своих сочинениях. Ей присвоено звание Народной артистки Республики Кыргызстан, она также получила международный диплом «Иерусалим – Москва». З. Хабалова – лауреат Первой международной премии ЮНЕСКО «Манас-1000», Заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР (1989), Народная артистка Республики Северная Осетия – Алания (1992). Активную работу вел Международный авторский культурный центр «Арфа», который создала и возглавила З. Хабалова. В 1993 году она была избрана действительным членом Российской Академии естественных наук. Хабалова никогда не переставала ощущать себя педагогом, она написала много музыки для детских садов и начальных школ, для детских музыкальных школ. У нее также много вокально-хоровых, инструментальных произведений, ораторий, поэм и квартетов, одиннадцать детских песен из «Осетинской лиры» Коста Хетагурова. Богатое разнообразие жанров – особенность творчества Хабаловой. Последняя оконченная симфония Зинаиды Савельевны, Симфония № 19 «Цхинвальская», посвящена первому педагогу Хабаловой – Борису Александровичу Галаеву. В своем последнем интервью она с грустью заметила, что «теперешние молодые композиторы Осетии работают каждый для себя и почему-то не чувствуют ту культуру, которая была раньше». Она была убеждена, что недопустимо делить музыкальную культуру Осетии, делить композиторов на Северных и Южных. 3 марта 2024 года исполняется 87 лет со дня рождения выдающегося осетинского композитора Зинаиды Савельевны Хабаловой, прославившей национальную культуру родной Осетии на весь мир.
Инга Кочиева
Опубликованно: 12-02-2024, 13:44 |
Вернуться назад |