Сказание о нартах – зашифрованный код выплавки сплавов? |
Если вы внимательно читали «Сказание о нартах», то наверняка заметили, что все без исключения герои рождаются каким-то странным образом, совсем не так, как нормальные люди. Причем, такое «ненормальное» рождениеможно встретить лишь в осетинском варианте сказаний. В любом другом северо-кавказском изложении такого «чудесного» рождения нет. В чем же дело? На мой взгляд, в основе Нартских сказаний, принадлежащих изначально осетинам, а затем заимствованным некоторыми другими народами нашего региона, лежит иносказательно выраженная технология выплавки сплавов, от самых примитивных до высококачественной оружейной стали – булата. Что определяло могущество того или иного племени в те далекие времена? Конечно, оружие, способное дать преимущество в борьбе с другими. Естественно, секрет его изготовления берегся как зеница ока и передавался кузнецами из уст в уста от отца к сыну в такой форме, чтобы никто даже случайно не смог догадаться о чем идет речь. Полагаю, что в Нартиаде изображены герои, олицетворяющие тот или иной металл, сплав и, соответственно, обладающие свойствами этих металлов: Уырызмаг – это железо, Хамыц – чугун, Сослан – сталь... Уырызмага и Хамыца называют братьями-близнецами. Сослан же в сказаниях выступает то в роли их сына, то в роли третьего брата. Странность объясняется тем, если исходить из предложенной схемы, что чугун и железо практически невозможно отличить друг от друга по внешнему виду – оба серые, оба выплавляются из одной руды. Сталь же в то время получали двумя основными способами: то из смеси железа с чугуном (сын), то сразу из руды (брат). Не случайно также, что ни Хамыца (чугун), ни Уырызмага (железо) Курдалагон не закаляет. Закалке подвергается только Сослан (сталь), а потом и Батрадз. Ведь, незакаленная сталь так же непрочна, как железо. Ключом к разгадке, своеобразным кодом к расшифровке Нартских сказаний, на мой взгляд, могут стать слова, сказанные о нартах Богом: «Они рождены в огне, закалены в воде, и в этом их сила!» В огне рождается и закаляется в воде только сталь, булат! Без сомнения, одним из интереснейших центральных образов сказаний является Cатáна. Неродившая мать нартов олицетворяет ртуть. Ту самую ртуть, которую древние алхимики считали неродившей матерью всех металлов. Cатáна действительно остается бесплодной – ртуть и железо (Уырызмаг) никаких соединений не образуют. Все качества, которыми обладает ртуть или которые ей приписывались, в равной мере присущи Cатáне. Она, в частности врачует (из ртути изготавливают некоторые лекарства). Кроме того, Cатáна отравляет недругов (ртуть ядовита); когда один из уаигов врывается в дом, Сатáна напускает на него свои чары, и тот теряет силу и волю: типичные признаки ртутного отравления. Сатáна имеет способность исчезать и появляться вновь. Она родилась в склепе, и это не случайно: ртутные рудники всегда были полны останками ее добытчиков... Сатáна не стареет – ведь ртуть не ржавеет, это «вечно молодой» металл. Алхимики считали его божественным. В сказаниях и это находит отражение, ведь Сатáна рождается от небожителя Уастырджы и Дзерассы. Кстати, по матери Сатáна и Уырызмаг являются братом и сестрой. Мужем же и женой они считаются, поскольку люди в то время не знали ни одного металла, кроме железа, который ртуть не превращала бы при соединении в амальгаму, то есть существовать она может только с Уырызмагом. А поскольку и железо тоже божественный, «небесный» металл (ведь древние сначала познакомились с метеоритным железом и лишь потом научились делать его сами), то они как бы равны друг другу. Но Сатáна считается матерью нартов, а Уырызмаг старшим. Однажды Уырызмаг ушел в поход на целый год. Сатáна в это время забеременела. Она пришла на берег реки и там родила сына. Почему для этого нужно идти к воде? Все очень просто. Самые прочные ртутные соединения – водные. Ртуть по своим химическим свойствам близка благородным металлам. На воздухе она не окисляется, ее соединения, как правило, весьма непрочны и разлагаются под влиянием температуры, а некоторые даже под действием света. И все же, пожалуй, главный герой сказаний – Батрадз, ибо все пути ведут к нему. Я думаю, что Батрадз олицетворяет собой новый вид стали, более прочный, нежели обычная. Это тигельная сталь. Варится такая сталь в специальном тигеле (сосуде), изготавливаемом из смеси графита и глины. Такой сосуд выдерживал температуру до трех тысяч градусов. В тигель высотой примерно в 15 и шириной в 8 сантиметров клали чугун (Хамыц) и варили его там, плавили, потом добавляли железные обсечки и дающие углерод материалы: уголь, листья, дерево. После охлаждения (причем не резкого, а плавного) получали тигельную сталь. Вспомним, как родился Батрадз. Быценон (углерод) говорит Хамыцу, что у нее есть от него «зародыш»: «Подставь свою спину, и я выдохну тебезародыш туда». И у Хамыца на спине образовалась опухоль. «Теперь иди и расскажи все Сатáне, она знает, когда настанет время ее разрезать». Стала Сатáна считать дни и месяцы. А потом осторожно разрезала опухоль на спине Хамыца и выпрыгнул оттуда раскаленный мальчик. Выше поясницы был он из стали, а ниже – из булата. Прыгнул в море, и вода в море превратилась в пар, а потом от дождей море снова наполнилось. Вот вам и рождение тигельной стали, в которой принимают участие тигель (опухоль), дающие углерод материалы (Быценон), чугун – (Хамыц), ну и, конечно, ртуть (Сатáна). И еще один момент. Как уже замечено, когда сталь научились варить в тигеле, она получилась разных цветов – от красного до фиолетового. Наверное, поэтому радугу в Дигории называют «Сосланы андура». И действительно, радуга Сослана состоит из семи цветов. Сталь каждого цвета имела свои характерные особенности, но самыми прочными и ценными были те марки, которые по цвету приближались к цвету золота, солнца. К слову, до XVII века также знали лишь семь металлов и семь соответствующих им планет Солнечной системы. Отсюда, возможно вытекает и значение слово нарты. «Нар», как известно, означает «солнце», а окончание «та» – показатель множественности в осетинском языке. И название сел в Алагирском и Дигорском ущельях – Нар, означает «хуры хъæу» («солнечное село»). Получается, что слово – «нарты» означает «солнечные», то есть сталь золотисто-солнечного цвета. Они не столько нарты, сколько относящиеся к ним. Поэтому в осетиноязычном варианте эпоса их называют не «нарт Уырызмаг», «нарт Хамыц», «нарт Сослан», а «нарты Уырызмаг», «нарты Хамыц», «нарты Сослан». Не «нарт», а «нартский»… Все народы Кавказа говорят о принадлежности к Нартскому эпосу, но только в осетинском варианте эпоса речь идет о рождении фундамента мировой цивилизации – железа, а затем и его сплавов, и изделий, изготавливаемых из него. Только в осетинском варианте, в завуалированной иносказательной форме существуют рецепты приготовления тех или иных сплавов! Казбек Болатов, (печатается в сокращении) Рубрика «Мнение» На фото: репродукция картины М. Туганова
Опубликованно: 12-02-2024, 13:39 |
Вернуться назад |