Сказание о нартах – зашифрованный код выплавки сплавов?

Сказание о нартах – зашифрованный код выплавки сплавов?Если вы внимательно читали «Сказание о нартах», то наверняка заметили, что все без исключения герои рождаются каким-то стран­ным образом, совсем не так, как нормальные люди. Причем, такое «ненормальное» рождениеможно встретить лишь в осетинском вари­анте сказаний. В любом другом северо-кавказ­ском изложении такого «чудесного» рождения нет. В чем же дело? На мой взгляд, в основе Нартских сказаний, принадлежащих изначально осетинам, а затем заим­ствованным некоторыми другими народами нашего региона, лежит иносказательно выраженная техно­логия выплавки сплавов, от самых примитивных до высококачествен­ной оружейной стали – булата.

Что определяло могущество того или иного племени в те далекие времена? Конечно, оружие, способное дать преимущество в борьбе с другими. Естественно, секрет его изготовления берегся как зеница ока и передавался кузнецами из уст в уста от отца к сыну в такой форме, чтобы никто даже случайно не смог догадаться о чем идет речь. Полагаю, что в Нартиаде изображены герои, олицетворяющие тот или иной металл, сплав и, соответственно, обладающие свойствами этих металлов: Уырызмаг – это железо, Хамыц – чугун, Сослан – сталь...

Уырызмага и Хамыца называют братьями-близнецами. Сослан же в сказаниях выступает то в ро­ли их сына, то в роли третьего брата. Странность объясняется тем, если исходить из предложенной схемы, что чугун и железо практи­чески невозможно отличить друг от друга по внешнему виду – оба серые, оба выплавляются из одной руды. Сталь же в то время получа­ли двумя основными способами: то из смеси железа с чугуном (сын), то сразу из руды (брат). Не слу­чайно также, что ни Хамыца (чу­гун), ни Уырызмага (железо) Курдалагон не закаляет. Закалке подвер­гается только Сослан (сталь), а потом и Батрадз. Ведь, незакален­ная сталь так же непрочна, как же­лезо.

Ключом к разгадке, своеобраз­ным кодом к расшифровке Нартских сказаний, на мой взгляд, мо­гут стать слова, сказанные о нарт­ах Богом: «Они рождены в огне, закалены в воде, и в этом их си­ла!» В огне рождается и закаляет­ся в воде только сталь, булат!

Без сомнения, одним из интерес­нейших центральных образов ска­заний является Cатáна. Неродив­шая мать нартов олицетворяет ртуть. Ту самую ртуть, которую древние алхимики считали неродив­шей матерью всех металлов. Cатáна действительно остается бесплод­ной – ртуть и железо (Уырызмаг) никаких соединений не образуют. Все качества, которыми обладает ртуть или которые ей приписыва­лись, в равной мере присущи Cатá­не. Она, в частности врачует (из ртути изготавливают некоторые лекарства). Кроме того, Cатáна отравляет недругов (ртуть ядовита); когда один из уаигов врывается в дом, Сатáна напускает на него свои чары, и тот теряет силу и волю: типичные признаки ртутного отравления. Сатáна имеет способность исчезать и появляться вновь. Она родилась в склепе, и это не случайно: ртутные рудники всегда были пол­ны останками ее добытчиков...

Сатáна не стареет – ведь ртуть не ржавеет, это «вечно молодой» металл. Алхимики считали его бо­жественным. В сказаниях и это на­ходит отражение, ведь Сатáна рож­дается от небожителя Уастырджы и Дзерассы. Кстати, по матери Сатáна и Уырызмаг являются братом и сес­трой. Мужем же и женой они счи­таются, поскольку люди в то время не знали ни одного металла, кроме железа, который ртуть не превра­щала бы при соединении в амаль­гаму, то есть существовать она мо­жет только с Уырызмагом. А по­скольку и железо тоже божественный, «небесный» металл (ведь древ­ние сначала познакомились с мете­оритным железом и лишь потом нау­чились делать его сами), то они как бы равны друг другу. Но Са­тáна считается матерью нартов, а Уырызмаг старшим.

Однажды Уырызмаг ушел в поход на целый год. Сатáна в это время забеременела. Она пришла на берег реки и там родила сына. Почему для этого нужно идти к воде? Все очень просто. Самые прочные ртут­ные соединения – водные. Ртуть по своим химическим свойствам близка благородным металлам. На воздухе она не окисляется, ее сое­динения, как правило, весьма не­прочны и разлагаются под влияни­ем температуры, а некоторые даже под действием света.

И все же, пожалуй, главный ге­рой сказаний – Батрадз, ибо все пути ведут к нему. Я думаю, что Батрадз олицетво­ряет собой новый вид стали, более прочный, нежели обычная. Это ти­гельная сталь. Варится такая сталь в специальном тигеле (сосу­де), изготавливаемом из смеси гра­фита и глины. Такой сосуд выдер­живал температуру до трех тысяч градусов. В тигель высотой примерно в 15 и шириной в 8 санти­метров клали чугун (Хамыц) и варили его там, плавили, потом до­бавляли железные обсечки и дающие угле­род материалы: уголь, листья, дерево. После охлаждения (причем не резкого, а плавного) получали тигельную сталь.

Вспомним, как родился Батрадз. Быценон (углерод) говорит Хамыцу, что у нее есть от него «заро­дыш»: «Подставь свою спину, и я выдохну тебезародыш туда». И у Хамыца на спине образовалась опухоль. «Теперь иди и расскажи все Сатáне, она знает, когда настанет время ее разрезать».

Стала Сатáна считать дни и месяцы. А потом осторожно разреза­ла опухоль на спине Хамыца и вы­прыгнул оттуда раскаленный маль­чик. Выше поясницы был он из ста­ли, а ниже – из булата. Прыгнул в море, и вода в море превратилась в пар, а потом от дождей море сно­ва наполнилось. Вот вам и рожде­ние тигельной стали, в которой принимают участие тигель (опухоль), дающие углерод материалы (Быценон), чугун – (Хамыц), ну и, конечно, ртуть (Сатáна).

И еще один момент. Как уже замечено, когда сталь научились варить в тигеле, она получилась разных цветов – от красного до фиолетового. Наверное, поэтому радугу в Дигории называют «Сосланы андура». И действительно, радуга Сослана состоит из се­ми цветов. Сталь каждого цвета имела свои характерные особеннос­ти, но самыми прочными и ценными были те марки, которые по цвету приближа­лись к цвету золота, солнца. К слову, до XVII века также знали лишь семь металлов и семь соответству­ющих им планет Солнечной систе­мы. Отсюда, возможно вытекает и значение слово нарты. «Нар», как известно, означает «солнце», а окончание «та» – показатель множественности в осетинском языке. И название сел в Алагирском и Дигорском ущельях – Нар, означает «хуры хъæу» («солнечное село»). Получается, что слово – «нарты» означает «солнечные», то есть сталь золотисто-солнечного цвета. Они не столько нарты, сколько относящиеся к ним. Поэтому в осетиноязычном варианте эпоса их называют не «нарт Уырызмаг», «нарт Хамыц», «нарт Сослан», а «нарты Уырыз­маг», «нарты Хамыц», «нарты Сослан». Не «нарт», а «нартский»…

Все народы Кавказа говорят о принадлежности к Нартскому эпосу, но только в осетинском вари­анте эпоса речь идет о рождении фундамента мировой цивилизации – железа, а затем и его спла­вов, и изделий, изготавливаемых из него. Только в осетинском вариан­те, в завуалированной иносказа­тельной форме существуют рецепты приготовления тех или иных спла­вов!

Казбек Болатов,

(печатается в сокращении)

Рубрика «Мнение»

На фото: репродукция картины М. Туганова


Опубликованно: 12-02-2024, 13:39
Документ: Культура > https://respublikarso.org/culture/5234-skazanie-o-nartah-zashifrovannyy-kod-vyplavki-splavov.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад