Государственный ансамбль песни и танца «Симд». Вехи истории

Государственный ансамбль песни и танца «Симд». Вехи историиВ ноябре прославленный коллектив отмечает свое 85-летие. 17 ноября 1938 года на президиуме Центрального исполнительного комитета Юго-Осетинской автономной области было принято решение объединить в единый Государственный ансамбль областной хор, ансамбль народных танцев и струнный оркестр. Новое творческое объединение получило официальное наименование – «Ансамбль песни и пляски Юго-Осетии», его художественным руководителем был назначен композитор и дирижер Борис Галаев.

 

Вначале была песня…

Государственный ансамбль был создан на основе богатых народных песенных и танцевальных традиций. Тогда практически каждый житель Южной Осетии умел танцевать, каждый пятый играл на музыкальном инструменте, и каждый десятый хорошо пел. В селах юга Осетии и в самом городе Цхинвал действовали самодеятельные коллективы, ставшие предтечей профессиональных ансамблей, которые впоследствии и были объединены в Госансамбль.

Например, в 30-х годах в поселке Дзау функционировал первый любительский самодеятельный кружок под руководством Филуша Цховребова. В сельском клубе райцентра Знаур танцевальному искусству молодежь обучал Ясон Тотоев. В цхинвальской семилетней школе танцевальным кружком руководил Александр (Соско) Джаттиев.

Не оставалось невостребованным и песенное искусство жителей Южной Осетии. Пора Джиоев, бывший священник, а после известный общественный деятель в 1927 году при педагогическом техникуме в г.Цхинвал организовал народный хор. Его дело продолжил следующий директор этого учебного заведения Ераст Багаев. Он, благодаря Б. Галаеву, переехавшему на постоянное жительство в Цхинвал, инициирует создание в этом учебном заведении хора, оркестра струнных инструментов «Дала фандыр» и духового оркестра. Все три коллектива были объединены в один.

Участники самодеятельности педтехникума впервые представили народное музыкальное творчество Южной Осетии за ее пределами. В 1934 году они под руководством Б.Галаева дали концерт для трудящихся г.Ленинград. Добирались до Северной столицы окольными путями. Вот, как писал об этом творческом вояже заслуженный артист ГССР А.Джигкаев: «Участники нашего ансамбля, насчитывавшего 50 артистов, во главе с Б.Галаевым и Б.Корнаевым (педагог педучилища и музыкант – прим. автора) пешком дошли до Джавы за один день, там переночевали. На следующее утро перешли через Магский перевал в село Нар, с утра снова в дорогу пешком до поселка Мизур, где сели в автомашины и доехали до Алагира. Здесь пересели в поезд до Орджоникидзе и уже оттуда на другом поезде до Ленинграда». Во время выступления в зале Дома культуры среди зрителей оказался и глава ленинградских коммунистов С.Киров.

В 1935 году при Государственном театре им.Коста Хетагурова был организован народный хор под управлением Петра Тедеева. Здесь же работала танцевальная группа, созданная директором театра В.Хетагуровым. Именно ее участники в 1936 году впервые продемонстрировали сценический вариант исполнения массового танца «Симд» в Тбилиси.

Несмотря на большое количество самобытных народных коллективов, в сфере танцевального искусства все же превалировала самодеятельность. Поэтому отделом искусств ЦИК ЮОАО в 1936 году в Южную Осетию был приглашен известный балетмейстер Заурбек Бирагов. В Цхинвал он переезжает вместе с семьей. Среди первоочередных задач, которые он поставил перед собой – организация молодежного ансамбля на-родного танца. И с этой задачей З.Бирагов блестяще справился, создав профессиональный танцевальный коллектив.

 

«Свежесть горного воздуха, хрустальный блеск ручья…»

Новый коллектив возглавил Борис Галаев, который по приглашению народного комиссара просвещения А.Тибилова приехал в Южную Осетию. Здесь он организует музыкальную школу, после создает оркестр и хор в Цхинвальском педагогическом техникуме. И вот новая высота – ансамбль песни и танца, которым он руководит на протяжении 14 лет.

Борис Галаев, помимо обязанностей руководителя, в новом коллективе отвечал за музыкальную и песенную часть, а З.Бирагов руководит танцевальной группой ансамбля. Однако через месяц после создания ансамбля З.Бирагов возвращается в Северную Осетию, откуда был родом. Его на посту ассистента танцевальной группы сменяет «северянин» Мисост Бидеев. Всего в составе Госансамбля было 132 человека: непосредственно хор состоял из 82 исполнителей; оркестр осетинских народных инструментов насчитывал 27 музыкантов, танцевальная группа – 12 артистов, обслуживающий персонал – 7 человек. Администратором назначается С.Джаттиев.

Перед организаторами творческого коллектива стояла серьезная задача. С незапамятных времен осетинские народные песни исполнялись без участия женских голосов, ансамблю же пришлось делать коренную ломку: потребовалось каждую народную песню, входящую в репертуар, гармонизовать для исполнения многоголосным хором.

Через шесть месяцев ансамбль подготовил большой репертуар – обработанные старинные народные песни, произведения отдельных композиторов, осетинские народные танцы в сопровождении струнного оркестра народных инструментов. Выступление артистов было тепло встречено публикой.

Вскоре пришло и признание за пределами Южной Осетии. В 1940 году в Тбилиси состоялась первая декада осетинского искусства и литературы. Показательный концерт состоялся 4 сентября в театре им. Ш. Руставели. В программе были осетинские народные песни и танцы и произведения советских композиторов. Внимание столичной публики привлекли народные танцы и среди них особенно – «Симд».

Программа выступления коллектива из Южной Осетии завершалась финальным номером – музыкально-хореографическойкомпозицией на музыку Б. Галаева (хореограф М. Бидеев). В ней были песни о коммунистической партии, о дружбе, о молодости, о труде. Текст читали Нина Чабиева и Дмитрий Мамиев. Танцам аккомпанировали на осетинской гармонике Борис Корнаев и Борис Цховребов.

В финальном номере участвовал весь коллектив ансамбля, документы сохранили нам имена первых артистов Госансамбля: М. Абаев, Д. Корнаева, Б. Цховребов, Г. Гучмазов, Ф. Михолак, К. Яралова, Ш. Цховребова, Т. Карсанова, Д. Бигулаева, С. Маргиева, Э. Тер-Степанова, А. Шпаковская, 3. Калоева, А. Тарасенко, В. Гаглоева, В. Мамиева, Т. Кочиева, М. Созыраева, 3. Сланова, Т. Кристесиашвили, Н. Чабиева, Н. Тедиашвили, С. Яралова, К. Цховребова, Г. Асанидзе, С. Джиоева, Ю. Хетагурова, Н. Кокоева, М. Бикоева, Т. Джигкаева, Н. Санакоева, А. Козаева, Т. Тибилова, В. Чабиева, В. Газзаева, В. Джиоева, О. Цховребова, Г. Плиев, П. Келехсаев, Ак. Джигкаев, Г. Кокоев, Г. Дзагоев, И. Келехсаев, Г. Мамиев, К. Бестаев, И. Плиев, В. Садзаглешвили, И. Цицкишвили, К. Дзагоев, К. Газзаев, Л. Шавлохов, Н. Магкоев, С. Бадзкарадзе, И. Лутовинов, X. Аликов, Ар. Майсурадзе, Н. Чернышев, В. Габараев, Б. Андиев, А. Хасиев, 3. Туаев, В. Джиоев, К. Джигкаев, Д. Мамиев, Л. Козаев, Г. Кабулов, И. Хетагуров, Е. Дзахов, Н. Магкоев, В. Галаванов, Н. Шавлохов, Б. Харебов, Г. Кабисов, Ф. Багаев, К.Касабиев, И. Парастаев, Г.Келехсаев, А.Кулумбегов, К. Сланов, Г. Габараев, Б. Дзодзоев, М. Бидеев, В. Джелиева, М. Тер-Степанова, К. Габараева, И. Тадтаева, Л. Кочиева, Н. Габаева, А. Дзассохова, 3.Плиева, A.Догузов, В. Джаттиев, Ф. Тедеев, Ч. Санакоев, В. Плиев, Г. Габараев, 3. Гергаулов, А. Дзудцов, Ч. Абаев, А. Парастаева, А. Калоева, Ф. Джиоева, 3. Цховребова, А. Цховребова, 3. Парастаева, Д. Кочиева, С. Алборова, А. Джиоева, А. Келехсаева, Т. Абаева, Т. Джиоева, Ж. Джуссоева, В. Келехсаева, B.Гаглоев, М. Кочиев, И. Габараев, А. Сланов, Дз. Козонов, Г. Плиев, X. Плиев, В. Плиев, А. Козаев, В. Джиоев, Г. Шавлохов, Л. Джатиев, И. Кабисов, 3. Дзагоева, Г. Келехсаев, Ж. Харебова, Р. Джигкаев, И. Джиоев.

Корреспондент газеты «Заря Востока» поделился своими впечатлениями от выступления артистов ансамбля: «...Есть какая-то особая сила в песнях и танцах осетинского народа. Она полностью захватывает внимание зрителя, она несет с собой свежесть горного воздуха, хрустальный блеск горного ручья… Чудесна, например, колыбельная «А-лол-лай» Б.Галаева, исполненная хором и оркестром народных инструментов… выше всяких похвал танцы «Симд» и «Танец приглашения»… Плавность – органическое качество осетинского танцевального творчества. В исполнении М.Бидеева и Н.Габаевой эта плавность была доведена до блестящего совершенства».

Особый восторг тбилисских зрителей вызвало выступление детской группы Госансамбля. Зрители выражали свой восторг громкими возгласами, а некоторые даже бросали на сцену шоколадки.

Через год, в июне 1941 года началась Великая Отечественная война, которая стала испытанием для всего советского народа. Свое место в этом историческом периоде занял и Государственный ансамбль песни и пляски Юго-Осетии.

 

Подготовил Коцты Х.

(продолжение в следующем номере)

Надписи под фото:

1. Госансамбль «Симд». Фото Алексея Ковалева

2. Фото одного из первых составов госансамбля «Симд». Из архива газеты «Республика».

3. Борис Галаев. Из архива газеты «Республика».

4. Группа танцоров Педтехникума. 1931 год. Из фондов Национального музея РЮО

5. Ансамбль под руководством Заура Бирагова. 1936 год. Из фондов Национального музея РЮО

6. Студия танца под руководством Константина Касабиева. 1936 год. Из фондов Национального музея РЮО

7. Младшая группа танцоров. 1938 год. Из фондов Национального музея РЮО

8. Струнная группа ансамбля. 1938 год. Из фондов Национального музея РЮО

Государственный ансамбль песни и танца «Симд». Вехи истории
Государственный ансамбль песни и танца «Симд». Вехи истории
Государственный ансамбль песни и танца «Симд». Вехи истории
Государственный ансамбль песни и танца «Симд». Вехи истории

Государственный ансамбль песни и танца «Симд». Вехи истории
Государственный ансамбль песни и танца «Симд». Вехи истории
Государственный ансамбль песни и танца «Симд». Вехи истории


Опубликованно: 20-11-2023, 14:42
Документ: Культура > https://respublikarso.org/culture/5095-gosudarstvennyy-ansambl-pesni-i-tanca-simd-vehi-istorii.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад