Шапка и косынка как атрибуты траура у осетин. Некоторые мысли вслух

Шапка и косынка как атрибуты траура у осетин. Некоторые мысли вслухСовременные осетинские похоронные обряды во многом сохранили свою традиционность. Это проявляется в их многолюдности, формах выражения траура, ряде других элементов. Причина подобного явления в стремлении народа следовать привычной, издавна принятой манере поведения. Однако древняя традиция в наши дни нередко облекается и в новые надуманные формы. К примеру, есть свои правила ношения траура. И сегодня хотелось бы поговорить о таком атрибуте траура, как папаха у мужчин, и косынка у женщин.

Головной убор являлся очень важной и престижной частью комплекса мужской одежды. Согласно полевому и фотоматериалу у осетин головные уборы делились на три типа: меховые (уæлдзарм худ) – головной убор, целиком сделанный из меха и с широкой меховой каймой с матерчатым верхом, войлочные (нымæт худ) – шапка, изготовленная из войлока, к категории головных уборов относится и (басылыхъ) – башлык. Надо сказать, что шапка в глазах осетин всегда являлась символ мужества, отваги и отражала превосходство над женщиной, а потому была неприкосновенной. Осетин считал себя оскорбленным, если кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. До сих пор в Осетии бытует изречение «Лæджы худмæ ма бавнал» (Не дотрагивайся до шапки мужчины), что говорит о некой «сакральности», неприкосновенности головного убора.

Ни о каком другом предмете своей одежды осетин не заботился так, как о свой шапке. «Горец мог ходить в порванной черкеске или рваных чувяках, но головной убор его должен был быть образцовый. Как беден бы ни был горец, шапку он старался иметь отличную. Когда же хотели пристыдить мужчину, ему говорили, что он не достоин носить шапку и пусть сменит ее на платок, и тогда не будет к нему претензий, предъявляемых к мужчине. По головному убору могли определить возраст, сословное, семейное положение человека.

Шапка или папаха – являлась важным атрибутом, неотъемлемым аксессуаром. Скажем, прийти с непокрытой головойна свадьбу расценивалось, как оскорбительноеотношение к гостям торжества. При этом нередко можно было обнаружить целый арсенал папах, например: одна для повседневного ношения, другая – на свадебный вариант, третья – на случай траура. В некоторых районах Осетии сохранился шуточный обычай красть шапку жениха, когда тот первый раз приходил в дом к родственникам невесты (сиахсы цыд). Подростки, выхватив у зятя шапку, требовали от его друзей выкуп.

Снимать же папаху разрешалось только в особых случаях. Так, до наших дней сохраняется традиция мужчинам снимать головной убор во всех жилых помещениях. Сняв шапку, гость таким образом показывал свое уважение к хозяевам. Шапка снимается и при похоронахумершего. Даже «хъæргæнæг» (вестник) у осетин снимал головной убор перед тем, как сообщить печальную весть. Тем самым осетины проявляют уважение к отошедшему в мир иной. Причем это делается независимо от того, каким человек был при жизни. Данный момент описан у многих авторов. К примеру, этнограф Измаил Айларов пишет: «Во время «тæфæрфæс»… дыккаг хистæр галиу къахы истæй иу цыбыр къахдзæф раздæр балæууы, сисы йæ худ рахиз къухæй æмæ фæзæгъы: Зиан рухсаг уæд… (Второй старший делает короткий шаг левой ногой вперёд, снимает шапку правой рукой и говорит: Царствие небесное умершему!). Там же:Нæлгоймæгтæ лæууыдысты гомсæртæй æмæ фыдохы уагыл хъуыстой хистæрты ныхасмæ. (Мужчины стояли с непокрытыми головами и слушали траурные речи старших). На этот момент обращает внимание и этнограф К.Гастанти: «В определенное время, около 14 часов, распорядитель похорон приглашает собравшихся подойти поближе, чтобы сказать прощальное слово покойнику. Человек, открывающий траурную встречу, говорит несколько общих фраз о покойном, а потом от имени соседей и односельчан предоставляет слово заранее намеченному человеку. Тот подходит к гробу, также снимает шапку левой рукой и произносит примерно следующее...».

Однако древний обычай стоять на похоронах с непокрытой головой постепенно претерпевает изменения. Так, на севере Осетии в последнее время почему-то перестали снимать шапки во время траурных церемоний. И если кто-то приезжает на похороны с юга и стоит с непокрытой головой, то спрашивают, почему они стоят без шапки…

Почему стал искажаться этот обычай, сказать трудно. В разговоре некоторые апеллируют к картине Махарбека Туганова «Посвящение коня покойнику», где посвятитель-старец стоит с покрытой головой. Но тут надо понимать, что автор полотна – мусульманин и стоять с покрытой головой – мусульманский обычай. Последователи же народной осетинской веры, так же, как, к слову, и православные, снимают головной убор во время похоронных обрядов, согласно своим традициям, выказывая, таким образом, почтение к умершему. В подтверждение этих слов следует отметить, что, по крайней мере на юге, до сегодняшнего дня, когда идет траурная процессия, прохожие мужчины останавливаются и снимают шапки, в знак скорби. Но следует отметить, что в последнее время приходится замечать, как некоторые мужчины и на юге, подражая северянам, во время траурных митингов не снимают шапки. Это категорически неприемлемо.

Несколько слов и о женском платке. Платок, как головной убор, является древним элементом костюма. Как символ и знак, женский платок присутствовал во многих важных ритуалах – от свадебного до похоронного. Платок обозначает смирение. Осетинская женщина платок (кæлмæрзæн) надевала после замужества, пряча свои косы. Чёрный же платок, надеваемый по смерти родственника, усугубляет этот символизм.

Вообще, символом траура у осетин служила чёрная одежда или отдельные элементы (рубаха, платье, головной убор и отсутствие украшений). Траурная одежда называлась – саутæ(букв.чёрная одежда), отсюда саударæг – носившая чёрную одежду, т.е. траур. Время соблюдения траура зависело от возраста умершего, но в основном траур длился год, при этом траурное одеяние носилось непрерывно. Стиралось оно только ночью, а днем опять должно было быть надето. Со дня, когда жена, сестры, дочери облачались в траур, они должны были быть тихи, скромны, говорить негромко, чтобы ничем не запятнать имя умершего мужа, брата, отца.

Были случаи и более продолжительного ношения траура. Если умерший был молодым, судзæггаг мард, то траур продлевали до трёх лет. Если до истечения этого срока в семье еще кто-либо умирал, то траур продолжался. Учитывая многочисленность семьи и близких родственников в прежние времена, иногда женщины старшего поколения не снимали траур до конца жизни.

По старикам траур не носили, только сын или дочь. Считалось, что они прожили своё (цæрынхъуаг нæ уыдысты). Не носили траур также по малолетним детям, с грудного возраста до трёх лет. Плакать по ним также запрещалось.

Если умирал сын, то мать одевалась во всё чёрное, отказывала себе во всём, ела всё постное в течение года. При этом она отказывалась от всех благ, в том числе от кровати и ложилась на пол.

Женщина, носившая траур, пользовалась у осетин большим уважением. Если в момент битвы между двумя враждовавшими фамилиями становилась женщина в трауре, то эти фамилии прекращали свою вражду.

Снятие траура всеми, кто носил его, сопровождалось «пусканием крови», т.е. резали барана или курицу (петуха), в зависимости от родства с умершим.

В Нартском эпосе есть интересный эпизод. Сын Уырызмага Крым-Султан пропал без вести. Когда он вернулся, то спросил, почему они в чёрном. Ему ответил Сослан, не узнавший его: «…мы носим сау по сыну нартского снежнебородого Уырызмага Крыма-Султана, который сделался абреком и скрылся неизвестно куда. Прошло немало времени, от него нет вестей и поэтому, пока он не возвратится к нартам, или же мы не узнаем, что его нет в живых, мы будем носить этот траур». Крым-Султан рассказал свою историю и попросил Сослана: «Идите и очистите себя от траура»...

Времена меняются, меняется и уклад жизни. Сегодня многое изменилось. Замужние женщины не всегда носят головной убор. И, по большому счёту, каждая девушка и женщина вольны в выборе одежды и головного убора. Что касается траурных косынок, то порой можно встретить косынки, скажем, в горошек. Это неприемлемо. Кроме того, некоторые ныне носят траур, как некую дань традиции, не вкладывая в это истинный смысл. К примеру, девушки часто просто набрасывают черный платок на плечи и считают, что носят траур. Лучше не делайте этого. Ведь вас никто не заставляет его носить.

Издревле одежда и головные уборы изготавливались и носились с определённым смыслом. Каждая деталь в одежде, рисунок были наполнены внутренним содержанием, идеей, являлись символами. Хочется надеяться, что традиции, в том числе такие, как ношение головных уборов, дошедшие до наших дней, сохранятся в том виде, в котором нам оставили наши предки, чтобы будущее поколение не утратило свою национальную идентичность.

 

Аза Кокоева,

кандидат исторических наук

(печатается в сокращении)

На фото: Цхинвал. Начало 90-х годов. Траурный митинг


Опубликованно: 23-01-2023, 14:47
Документ: Культура > https://respublikarso.org/culture/4600-shapka-i-kosynka-kak-atributy-traura-u-osetin-nekotorye-mysli-vsluh.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад