Феноменальный и неподражаемый «Бонварнон» (к 50-летию легенды) |
«Бонварнон». Бренд, знак истинного качества. Легенда осетинской эстрады. Явление в национальной культуре. Творчество, стирающее временные рамки. Музыка, которая объединяла тысячи поклонников популярного коллектива в 70-ые, и делает это даже сегодня, спустя пять десятков лет. Эта история началась в 1971-ом. В Цхинвале, своеобразном островке благополучия и безмятежности, культурном центре Осетии. В период, который спустя десятилетия будет характеризоваться как период расцвета осетинской культуры и искусства. О феномене творческого подъема и успехах национальной культуры тех лет было написано немало. Но на звездномОлимпе они, бонварноновцы, фактически сразу обозначили свое место. Без всякой поддержки, влиятельных покровителей и несмотря на молодость. Легенду под названием «Бонварнон» начинали четверо цхинвальских ребят – совсем юные, отчасти дерзкие максималисты Ахсар Джигкаев, Гога Гучмазов, Вадим Харебов, Шота Дарбуашвили, бросившие вызов и себе, и обществу, вопреки стереотипам о негативном воздействии западной культуры, признанной советской пропагандисткой системой «нежелательной», погрузившись в пробивающуюся сквозь за-навес запретов «битломанию». Начиналось все то ли в гараже, то ли в сарае во дворе дома, где соседствовали ребята. Мечта о путешествии в манящий бездонный мир современной музыки не омрачалась ничем, желание творить не перебивало даже отсутствие музыкальных инструментов. В первое время ребята довольствовались старым доули и приспособленным под барабан медным тазом. За пластинку модных «TheBeatles», «Led Zeppelin», «Deep Purple» юные артисты готовы были отдавать последнее. На помощь очень кстати пришел Адик Тигмузов, соседский парень, армянин, обладающий «таинственными иностранными связями». Тетя Адика, проживающая в Лондоне, снабжала своего племянника модными пластинками. А тот, в свою очередь, щедро делился «дефицитным» добром с соседскими ребятами. И... закрутилось. Зазвучали мировые шлягеры в юго-осетинской интерпретации, загремел мощью аккордов ирон рок. Увлечение поглотило новоявленный квартет настолько, что долгие вечера под зажигательную иностранную музыку незаметно сменялись утренними рассветами, «состав» все 24 часа проводил вместе. Уже через некоторое время ребята обзавелись музыкальными инструментами. Две гитары, барабан, который, по воспоминаниям Вадима Харебова, они «украли» у Дворца пионеров – возможности стали гораздо лучше. Отар Гассиев, директор шестой школы, пре-доставил для репетиций юным рокерам «крышу» родной школы. Уже потом ребята привлекли к работе старших братьев, тоже музыкантов. Тимур Харебов, Батрадз Джигкаев и Зураб Дарбуашвили – помощь оказалась очень кстати. Репертуар ансамбля запестрил разнообразием. Мировые хиты, разбавленные российским роком и авторскими произведениями на родном языке. Вместе с тем пришло и осознание того, что пора выходить на большую сцену. Параллельно встал вопрос и о названии группы, перебирались разные вариации и звучания, итоговый вариант же подсказал известный журналист того времени Владимир Григорьевич Харебов, отец участников группы Тимура и Вадима Харебовых. Ребята были молоды, их искусство было новшеством, поэтому название «Бонварнон», означающее «утреннюю звезду», подходило как нельзя лучше, да и звучало органично. И вот вскоре рок прогремел на всю Южную Осетию. В Большом парке собрались ценители музыкального искусства, вся молодежь. Концерт «взорвал» тихую, размеренную жизнь культурного Цхинвала. Ослепительная звезда «Бонварнона» зажглась! Ошеломляющий успех, любовь многочисленных поклонниц, подражание бонварноновцам во всем. Они стали эталонами вкуса и стиля. Многочисленные концерты, гастроли, упорная работа. «Бонварнон» за короткий срок стал ансамблем всесоюзного значения. Примечательно, что он был третьим ансамблем после грузинского ВИА «Орэра» и белорусского «Песняры», получившим статус государственного. «Мы гастролировали по Осетии, России, Грузии и Украине, – вспоминает Тимур Харебов, первый художественный руководитель ансамбля. – Песни преимущественно исполняли на осетинском языке. Осетинская поэзия, обрамленная в шикарную модную музыку, не оставляла никого равнодушным. Но в творчестве было разное, в репертуар нами включались также песни на русском и грузинском языках, чтобы публика за пределами Осетии наше творчество воспринимала теплее. Каждый выход на сцену, каждая наша песня, воспринималась одинаково благосклонно со стороны зрителей самых разных национальностей». Нес свое искусство «Бонварнон», конечно же, и на север Осетии. Впервые осетинские звездные парни оказались здесь в 1975 году. В то время там не было не только вокально-инструментального, но и вообще никаких эстрадных коллективов. Зрители были очень удивлены и обрадованы, встречали ансамбль с юга с большим воодушевлением, так как впервые видели музыкантов, поющих эстрадные песни на родном осетинском языке. В селе Эльхотово даже седобородые старцы одобрительно кивали головами и аплодировали песне «Чепена» в эстрадной обработке. В 1978 году в Тбилиси проходил рок-фестиваль союзного значения, на котором ВИА «Бонварнон» занял второе место, уступив только легендарной «Машине времени». Казалось бы, с таким феноменальным успехом, который буквально обрушился на коллектив, должно было прийти и материальное благополучие. Но «бонварноновцы» никогда не были ориентированы на достижение финансового благополучия, коллектив просто занимался любимым делом, а все неплохие, по тем временам, денежные средства, которые они зарабатывали, направлялись на приобретение музыкального оборудования и концертных костюмов. Говорят, что слава не приходит одна. Ей всегда сопутствуют проблемы. Партийная верхушка не хотела воспринимать оглушительный успех «Бонварнона». После обретения статуса государственного, ансамбль стал получать «рекомендованных» сверху руководителей, репертуар не раз вынужденно менялся под воздействием цензуры. Под давлением периодических проверок и всевозможных худсоветов творческий коллектив был вынужден подгонять свою программу под частные мнения отдельных представителей партноменклатуры. Исполнять рок и находиться в статусе государственного априори ставило под сомнение само существование ансамбля и это, безусловно, заставило сбавить напор и поменять стиль – «Бонварнон» вынужденно сменил «ориентацию» на эстраду. Но от предпочтений и собственного музыкального вкуса коллектив отказываться не стал. В концертной программе произведения в жанре рок-музыки предусмотрительно завуалировано обозначали под созвучные времени названия. Так появились «Песни ирландских шахтеров», «Песни рабочих», «Песни революционеров»… Востребованные публикой произведения в обход советской цензуре пробивались на сцену. Ансамбль стал разрастаться. Не будет преувеличением, если сказать, что лучшие музыканты и исполнители юга Осетии в 70-ые, да и позднее прошли вместе с «Бонварноном» отдельные этапы его славного пути. В разные годы в ансамбле выступают Инга Джиоева, Ахмат Кокоев, Валера Сагкаев, Нодар Гуцаев, коллектив стал «обрастать» и новыми музыкантами, в него влились Тимур Тедеев, Владимир Алборов, Темо Сиукаев, Нодар Пухаев и другие. Тем не менее, как признался в одном из интервью маэстро Ахсар Джигкаев, «Бонварнон», как классическая рок-группа не сложилась. Музыка в Осетии, тем более в южной ее части, никогда не была индустрией, как в крупных столичных центрах. Любой творческий коллектив нуждается в постоянном развитии, постоянном движении вперед, а «Бонварнон» в силу определенных причин, связанных с недопониманием всей важности и нужности подобного коллектива для развития национальной культуры со стороны тех, от кого это напрямую зависит, оказался попросту не готовым к подобному равнодушию и параллельно вызовам времени. И «птенцы» «Бонварнона», из которых коллектив взрастил величественных орлов, стал разлетаться. Ахсар Джигкаев создает сначала «Пиковую даму», затем «Мемориал», Гога Гучмазов увлекся работой над развитием группы «Фаэтон», Тимур Харебов, Валера Сагкаев, Вадим Харебов пустились в сольное плавание. Успех у каждого был, есть неоспоримая индивидуальность и узнаваемость, но общность интересов даже спустя почти пять десятков лет, остается неизменной. Все они объединены одной легендой – легендой незабвенного и величественного «Бонварнона». Потому и рассматриваются почитателями своего таланта как части единого неподражаемого коллектива, под музыку которого поклонники крушили переполненные залы в далекие 70-ые. Эпоха перемен не обошла влиянием и творческий коллектив легендарного ансамбля. На волне общенационального подъема в начале 90-ых по-новому зазвучал и голос «Бонварнона». Вадим Харебов (Бужук) признается, что в трагические 90-ые, да и впоследствии очень часто приходилось петь сквозь слезы. И Тимур Харебов, и Ахсар Джигкаев, и Вадим Харебов писали музыку к патриотическим проникновенным стихам Людмилы Галавановой, Исидора Козаева, Таймураза Хаджеты... Многие из песен тех лет стали негласными гимнами борьбы народа за свою свободу и независимость, демонстрируя и символизируя общенациональный боевой дух. «Ирæттæ, размæ!», – песня в исполнении Вадима Харебова звучала как призыв к стойкости и мужеству, нестареющий величественный хит «Мæ Ирыстон» в исполнении сначала Тимура Харебова, а затем Валерия Сагкаева – как неофициальный гимн свободной Южной Осетии, «Уæд фæлтау» в исполнении Ахсара Джигкаева, песня посвященная памяти Валеры Хубулова, как гимн всем лидерам национально-освободительного движения Южной Осетии. Песни-реквиемы по павшим защитникам Отечества брали за живое, вызывали неподдельную скорбь. Музы легендарного «Бонварнона» не молчали, пока по Осетии прицельно стреляли пушки… В какой-то степени история репертуара «Бонварнона» – это история нашей страны, в которой благополучие и безмятежность сменились тревожными думами о судьбе Отечества. Влияние легендарного ансамбля на осетинскую эстраду велико. В принципе, он не только влиял, а скорее формировал ее. До «Бонварнона» осетинской эстрадной песни как таковой не было. И именно этот коллектив сделал основой своего творчества осетинский язык, лучшую осетинскую поэзию, «взвалив» на себя нагрузку по популяризации национального в среде молодежи и внедрив их в широкие массы. Прославленный коллектив блестяще справился с изначально негласно возложенной на него идеологической нагрузкой, поскольку своим творчеством прививал не только хороший музыкальный вкус, но и способствовал формированию национально ориентированных личностей, для которых все осетинское является неотъемлемой частью национального самосознания и патриотизма. В истории осетинской культуры «Бонварнону» посвящена отдельная солидная глава, целый раздел, который еще недописан, поскольку есть пока огромный пласт недосказанного о феномене этого прославленного коллектива, к которому без сомнений применимо словосочетание «национальное достояние», легенды под жизнеутверждающим названием «Бонварнон», яркой звезды, сияние которой на века.
Рада Дзагоева Фото из открытых источников
Опубликованно: 22-09-2021, 16:01 |
Вернуться назад |