Юго-Осетинский Госдрамтеатр. Страницы истории. Первые профессиональные актеры

Юго-Осетинский Госдрамтеатр. Страницы истории. Первые профессиональные актерыВ истории юго-осетинского профессионального театра, которая насчитывает уже 90 лет, есть десятки знаковых имен, олицетворяющих истинный талант, верность профессии и весомый вклад в развитие национального театрального искусства. И здесь, в первую очередь, речь идет о выдающейся плеяде, заложившей основу профессиональному сценическому мастерству.

Вопрос подготовки профессиональных кадров для национального театра был, пожалуй, самым актуальным в ракурсе развития распахнувшего свои двери летом 1931 года национального театра. Несмотря на успех, который сопровождал работу нового культурного объекта, высшим руководством тогдашней Юго-осетинской автономной области была обозначена задача подготовки профессиональных кадров для национального театра. И в 1936 году, спустя пять лет после открытия профессионального театра, в Ленинград, в театральный институт им. Островского на обучение была направлена группа молодежи в количестве 20 человек. Это были: Федор Багаев, Зинаида и Варя Гаглоевы, Степан Газзаев, Андрей Жажиев, Лидия Джиджджоева, Гаврил Таугазов, Андрей и Владимир Тедеевы, Григорий Кабулов, Владимир Каиров, Наталья Магкоева, Сослан Маргиев, Владимир Макиев, Александра Плиева, Григорий Сланов, Чабиевы Варя и Залихан, Нина Чочиева и Мухтар Шавлохов.

Ленинград, культурная столица России, открыл перед молодежью с периферии невероятные возможности творческого роста. «Это был невероятно талантливый курс, к тому же получивший хорошее профессиональное образование в одном из лучших театральных ВУЗов того времени, – говорит Гацыр Плиев, заведующий литературным отделом Юго-осетинского Госдрамтеатра. – Несложно представить, какой успех ожидал эту молодежь после возвращения на Родину. Но, к сожалению, 1941 год все изменил. Началась Великая Отечественная война. Шесть человек, шесть выпускников Ленинградского института, только покинувших студенческую скамью, были призваны на фронт. Трое из них домой уже не вернулись. Таким образом, свой путь на сцене профессиональные артисты начинали в тревожное время, почти вся мужская половина курса, да и другие мужчины театра ушли на фронт, поэтому девушкам пришлось взвалить на себя двойной груз ответственности. Показы в театре не приостанавливались, проводились здесь также и другие культурные мероприятия. Как известно, Цхинвал избежал и фашистских налетов, и оккупации. В городе расположился военный госпиталь, куда направлялись раненые на полях Великой Отечественной солдаты и офицеры. Коллектив театра устраивал показы и в стенах госпиталя. Следует отметить и то, что часть артистов северо-осетинского театра, находящиеся в эвакуации в Цхинвале, тоже присоединились к нашим артистам. Это был период, когда враг занял Алагир и пытался прорваться к городу Орджоникидзе».

Период наибольшего творческого подъема для артистов национального театра пришелся на послевоенные годы. Уже после Победы, все еще не оправившись от потерь, коллектив театра начинает работу с удвоенными силами. Обогащается репертуар, в театр приглашаются режиссеры с севера Осетии и России, начинается активная гастрольная деятельность. Если говорить о людях, составляющих основу театра того времени, то здесь особое место занимают выпускники Ленинградского театрального института им. Островского.

Нина Чочиева.О каждой роли Нины Захарьевны, о каждом ее выходе на сцену в Цхинвале говорили еще долго. Мысырхан в пьесе Д. Туаева «Пæсæйы фæндон», Дзего («Мæрдтæйдзæуæг»), Мусон в пьесе Елбыздыко Бритаева «Дыууæ хойы», Сопи в «Сызгъæрин фæткъуы» и Уардис в «Уарзондзинады кадæг» Владимира Гаглоева – всего свыше ста ролей, воплощенных на сцене, каждая из которых как целая прожитая жизнь. Государство по достоинству оценило вклад Нины Чочиевой в развитие театрального искусства. В 1957 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки ГССР, а в 1976 безусловной зрительской любимице присуждается звание Народной артистки ГССР.

Зинаида Гаглоева. Одна из ярких артисток в истории национального театра. Талант молодого дарования был отмечен еще в период учебы в Ленинграде, когда ей, как одной из лучших студенток ВУЗа уже на втором курсе была присуждена стипендия имени Станиславского. Это было большим признанием со стороны выдающихся мастеров – преподавателей ВУЗа, для девушки с периферии. Но главное признание ее будет ждать немного позднее, после возвращения в Цхинвал, в родной театр. Дездемона в «Отелло» Шекспира, Катерина в «Грозе» Островского – это были ее первые роли на родной сцене. Потом уже ее работы на сцене будут исчисляться десятками и преобладающими в перечне ее работ являются героини в постановках по произведениям национальной драматургии. Дуня в одноименной пьесе Коста, Зарада в «Усгур» Мухтара Шавлохова, Салимат в пьесе Давида Туаева «Пæсæйы фæндон», Азау в «Чермене» Гриса Плиева и многие другие роли Зинаиды Гаглоевой стали настоящими жемчужинами в истории национального театра.

Владимир Каиров. Выдающийся артист и режиссер, оставивший заметный след в истории осетинского театрального искусства. Человек, прошедший вместе с театром юга Осетии долгий путь от простого артиста до главного режиссера. Он, уроженец поселка Арыдон Северной Осетии, появился в Цхинвале в 1935 году. Его переезд в Цхинвал был обусловлен безудержным желанием заняться театральным искусством на профессиональном уровне. Он, самородок, успевший «засветиться» во многих самодеятельных коллективах и любительских драмкружках на севере Осетии, мечтал о серьезной самореализации на сцене и путь на вершины искусства он решил начать именно в Цхинвале. Каиров становится своим среди своих практически сразу. Основатели профессионального театра в Цхинвале увидели в талантливом парне большие перспективы творческого роста. Ему дали несколько ролей из действующего репертуара театра, которые он мастерски воплотил на сцене. А уже через год Каиров, как и еще девятнадцать осетинских юношей и девушек, получает путевку в Ленинград, на учебу в одном из лучших театральных ВУЗов того времени. Потом, после возвращения в Цхинвал, в его профессиональной биографии будут сложные военные и послевоенные годы. И много ролей, которыми он украшал каждую постановку. Несколько лет спустя, в 1954 году Владимир Каиров успешно сдает экзамены в Ленинградский Государственный институт на факультет режиссуры. После обучения мастер осознанно выбирает Цхинвал – именно здесь, в театре, ставшем для него вторым домом, он намерен реализовать свои способности как режиссер. В последующие годы в его постановке зрители увидят «Саниат» Езетхан Уруймаговой, пьесы Владимира Гаглоева «Ныййарæджы кадæг», «Иунæджы кадæг», «Сызгъæрин фæткъуы», пьесу Гафеза «Бæсты фарн», «Бирæгътæ» Михаила Гучмазова и многие другие. Владимир Каиров был одним из монументальных столпов национальной режиссуры и одной из серьезных опор национального театра на протяжении многих лет.

Гаврил Таугазов. Он родился на родине Коста, в селении Зруг, что близ села Нар Северной Осетии. Будущий артист работал в маисовом комбинате в городе Беслан, когда познакомился с руководителем драмкружка комбината Владимиром Каировым. Это была встреча, которая изменила его представления о будущем. Он стал активным участником драмкружка, участвовал в любительских постановках и вскоре о талантливом парне из далекого села Зруг уже говорил весь Беслан. Потом в его жизни была еще одна судьбоносная встреча. В Москве, на всесоюзной олимпиаде работников сельского хозяйства, он встречается с выдающимся осетином, композитором Татарканом Кокаевым, который сразу же отметил талант своего молодого земляка и настоятельно рекомендовал ему устроиться в театр, причем именно театр юга Осетии. Это был 1936 год – год набора осетинского курса в институт имени Островского, куда он в итоге был зачислен. После завершения учебы Гаврил Таугазов вернулся в Южную Осетию и был зачислен в труппу национального театра и остался здесь навсегда, до самой смерти – осетин с севера по рождению, ставший южанином по духу, по зову сердца, по темпераменту. Всего за время работы в Юго-осетинском Госдрамтеатре Гаврил Таугазов воплотил на сцене более 200 ролей. Среди них Яго в «Отелло» и Герцог в «Король Лир» Шекспира, Башкин в «Егор Булычев» Максима Горького, Ленин в «Кремлевские куранты» Погодина, Махар в «Враги» Езетхан Уруймаговой, Джамбулат в «Фатиме» Коста, Ацамаз в «Нарт Батрадз» Мухтара Шавлохова и многие другие. Гаврил Таугазов был Заслуженным артистом Северной Осетии и ГССР.

Мухтар Шавлохови Варя Гаглоева. Творческий и семейный союз двух талантливых людей. Он – артист, поэт, драматург и она – одна из ярких представительниц старшей плеяды артистов Юго-Осетинского Госдрамтеатра. Он прожил совсем мало – всего 31 год, но навсегда обессмертил свое имя в истории национального искусства. За несколько лет работы в театре Шавлохов успел воплотить на сцене ряд запоминающихся образов. Среди них Перышкин в «Дуне» Коста, Карум в пьесе «Фыййæутты уæтæр», которую он сам и написал, Данел в трагедии Бердзенишвили «Искра» и другие. В тридцать лет Мухтару Шавлохову присуждается звание Заслуженного артиста ГССР. Его драматургические произведения «Усгур», «Хæхтæ сдзырдтой», «Патриоттæ», «Бега», «Айдарты Знауыр» и многие другие на протяжении нескольких десятков лет с успехом ставились на сцене национального театра. Она, Варя Гаглоева, также начала свой путь на профессиональную сцену с Ленинградского театрального института им. Островского и до последнего дня своей жизни преданно служила осетинской сцене. На счету у артистки Гаглоевой более сотни ролей в постановках осетинской драматургии, а также зарубежной и русской классики. Среди них Афаса в комедии Г. Хугаева и Р.Хубецовой «Софьяйы зарæг», Уардис в пьесе Гафеза «Бæсты фарн», Залина в одноименной пьесе Владимира Гаглоева, Госка в трагедии Нафи Джуссойты «Азау и Таймураз». Варя Гаглоева также была заслуженной артисткой ГССР.

…Безусловно, каждый из артистов выдающейся плеяды достоин отдельного исследования. Исследования профессиональной биографии, творческого пути, несомненных заслуг перед национальным театром и осетинской культурой в целом. В юбилейный для нашего театра год мы продолжим публиковать материалы о людях, творивших историю национальной сцены. О людях, своим талантом и самоотверженной работой вписавших свои имена в монумент под названием «Юго-Осетинский Государственный драматический театр имени Коста Хетагурова».

 

Рада Дзагоева


Опубликованно: 30-06-2021, 13:51
Документ: Культура > https://respublikarso.org/culture/3724-yugo-osetinskiy-gosdramteatr-stranicy-istorii-pervye-professionalnye-aktery.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад