Есть праздники в наших селеньях! |
Месяц март традиционно считается у нас женским месяцем, по причине празднования Международного женского дня 8 марта. В такой же день 1857 года в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10 часовый рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работодатели, напуганные таким непривычным агрессивным волеизъявлением женщин, пошли на уступки. И, наверное, после об этом пожалели. Уже в 1910 году на Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня 8 марта. Считается, что день 8 марта для протеста в Нью-Йорке был выбран не случайно, ведь среди активисток-работниц в то время большинство было еврейки. А день 8 марта в истории народа Торы связан с подвигом молодой вдовы Юдифь. В старозаветные времена в Иудею вторглась огромная армия властителя Вавилона Новуходоносора под командованием полководца Олоферна. Вавилоняне осадили родной город Юдифи Ветулию. Надежды у горожан не было никакой. Тогда Юдифь, взяв с собой служанку, отправилась в стан врага с тем, чтобы уговорить полководца Олоферна снять осаду. Какими методами это могла сделать молодая красивая женщина, судить не будем. Но в один из вечеров, когда обессиленный после бурных объятий и возлияний Олоферн засыпает, Юдифь его же мечом отделяет ему голову от порочного тела. Завернув голову Олоферна в покрывало, она спокойно возвращается в свой город. Охрана, знавшая о чувствах своего военачальника к молодой вдове, беспрепятственно ее пропускает. Наутро, когда выясняется, что армия в прямом и переносном смысле обезглавлена, вавилоняне снимают осаду и спешно возвращаются в Вавилон. Таким образом, именно день усекновения головы сластолюбца Олоферна патриоткой Юдифь и был выбран работницами Нью-Йорка для выражения своих прав. Что вполне символично. Впрочем, для праздников женщины всегда находили и время, и место. Считается, что на Кавказе женщина всегда была занята домашними делами, и времени для участия в «сабантуях» у нее не было. Однако женщины Осетии со свойственной женской натуре изобретательностью вполне успешно устраивали для себя «корпоративные» праздники. При этом организовывая их под видом ритуальных действий. Больше всего поводов было во время засухи. Именно в этот период сельское общество поручало женщинам испрашивать благословения небес на дождь. Этот ритуал назывался «цоппай» и в нем принимали участие исключительно женщины. Выглядело это так: группа замужних женщин, одевшись в белые одежды, босиком, с разноцветными флагами, обходила окрестные села. Населенных пунктов должно было быть не менее семи. Здесь они заходили во дворы сельчан, пели песни с обращением к пророку Илье (Уацилла), обливали водой людей по принципу имитативной магии. Ну, а жители сел одаривали их подношениями. После того как «дождевой тур» заканчивался, женщины уединялись в укромном месте на поляне и устраивали пир из собранных продуктов и питья. При этом считалось, что чем веселее и шумнее будет застолье, тем раньше небеса пошлют на землю дождь. Понятно, что последнее объяснение придумали сами участницы подобных пирушек, чтобы оправдать издержки сугубо женского застолья. Как вы догадались, мужчин в этом случае сюда не приглашали. В одном из селений горной Осетии существовал даже отдельный праздник, в котором принимали участие исключительно женщины. И здесь действо тоже привязывалось к необходимости испрашивания у небес дождя. Причем в этом случае праздник утраивался вне зависимости от того, засушливый год или дождливый. Участие мужчин ограничивалось исключительно закалыванием жертвенного животного и готовкой мяса. После этого они удалялись и празднество начиналось. В веселье, перемеживаемом ритуальными действиями, принимали участие исключительно женщины, имеющие опыт семейной жизни. Несовершеннолетние и девушки на выданье сюда не допускались. На празднестве верховодила одна из старших женщин селения, которая должна была быть острой на язык и имела способности организовать компанию. Неизвестно, что там вытворяли женщины, решившие расслабиться от проблем целого года, но на расспросы мужчин они только с улыбкой отнекивались. Впрочем, многие из нас могут представить, как может отдыхать веселая женская компания. Особенно когда рядом нет привередливых и занудных мужчин, часто прикрывающих отсутствие фантазии нудными условностями. Можно и выпить лишнего для поднятия настроения, порассказывать байки нескромного характера и, наконец, потанцевать веселые танцы. Ведь обычно осетинские танцы не отличаются вольностью, больше напоминая сакральный ритуал. Любопытный обычай, «провоцирующий» повод для небольшого веселья у женщин появлялся при заболеваниях детей ветрянкой или краснухой. Для того, чтобы болезнь отступила, мать ребенка, ее родственницы и соседки приходили с подношениями к святилищу св. Аларды. При этом считалось, что во время детской болезни надо проявлять радость: ведь считалось, что св.Аларды почтил своим вниманием ребенка, отметив его болезнью. У святилища Аларды, которое имелось в каждом селении Осетии, устраивался небольшой пир. Чем больше было радости, шума и веселья на подобном застолье, тем быстрее ребенок выздоравливал. Очевидно, что в большинстве случаев это помогало, иначе почитание Аларды не сохранилось бы с древнейших времен. В этой обрядности существовал один необычный ритуал. После окончания пирушки у святилища, мать ребенка возвращалась домой, где она должна была исполнить небольшой танец перед ребенком. Согласно верованиям считалось, что дух Аларды вселяется в больного ребенка и смотрит на окружающих его глазами. Таким образом, сперва святого Аларды «кормят» подношениями, а после ублажают его взор танцем. В религиозном пантеоне осетин таким женским вниманием не пользуется ни один святой. Как видим, все люди живут не только работой, но и ожиданием праздника. Во все времена и все эпохи.
Коцты Х.
Опубликованно: 08-03-2013, 07:26 |
Вернуться назад |