Некоторые любопытные наблюдения творчества Махарбека Туганова

Некоторые любопытные наблюдения творчества Махарбека ТугановаНартский эпос осетин относится к выдающимся произведениям народного творчества. У эпоса много сказителей, собирателей, издателей, переводчиков, информаторов, интерпретаторов образов и сюжетов эпоса в литературе, театре, хореографии, живописи, графике, скульптуре. Вся совокупная их деятельность, плоды их творчества, помимо непосредственно текстов сказаний, и составляют Нартиаду.

Одним из собирателей, тонким ценителем и своеобразным интерпретатором нартских сюжетов и героев был Махарбек Сафарович Туганов (1881-1953). Надо полагать, что интерес к этой кладези осетинского фольклора он проявлял еще в юности, но воплощение в художественной форме данной энциклопедии народного духа произошло в юго-осетинский период его жизни и многогранного творчества. Невзирая на мистические, фантастические и прочие, казалось бы, неправдоподобные сюжеты, ситуации и образы эпоса, Махарбек Сафарович оставался на реалистической почве. Изображая героев, он придавал им реальные черты, одеяние, предметы вооружения, экипировку используя свой богатый опыт знания осетинского быта. Не обошел вниманием Туганов и результаты археологических раскопок, использовал артефакты коллекций.

Использование археологического материала можно разглядеть, к примеру, в такой его работе, как «Гадзи Бадтиева едет на военный совет». Головные и нагрудные украшения этой величественной женщины взяты из «Материалов по археологии Кавказа», а именно VIII тома, в котором П.С. Уваровой был собран, проанализирован и датирован большой материал, добытый в могильниках Осетии. Или известное полотно «Пир нартов», которое изобилует подобными элементами. К примеру, обратим внимание на самозабвенно играющего на двенадцатиструнной арфе музыканта: у него на руках не украшение, как могло кому-то показаться, а налокотники, «взятые» прямо со страниц Уваровской книги. Или другой пример, на одной из иллюстраций к Нартским сказаниям изображен воин в шлеме и тканевой накидке, застегнутой на груди посредством дугообразной фибулы, также «срисованной» из археологических находок.

Изображая портреты персонажей Нартских сказаний, Туганов, как и многие художники, также вряд ли обходился без прототипов. К примеру, взять репродукцию художника, на которой нарт Урузмаг перевоплотился (данной способностью обладали лишь двое в Нартиадеприм. ред.) в сторожевую собаку. На рисунке собака представлена с человечьей головой. Как выяснилось, это изображение совершенно реального человека, кстати, тоже художника-оформителя, работавшего в нашем Госдрамтеатре Аслан-Гирея Хохова. Последний также иллюстрировал нартские сказания, и, к слову, тоже интересно исвоеобразно. Так вот, Махарбек Сафарович увековечил своего коллегу в таком необычном образе.

Или взять другой эпизод сказаний. В одном из сказаний нарт Сослан хитростью заманивает и сковывает силача-великана Хъарадзау (в некоторых повествованиях в его лице выступает Мукара) во льдах. Облик Хъарадзау срисован с зубного техника Сократа Кесанашвили практикующего в 40-50-х гг. в Сталинире (жил на ул. Кочиева). Сократ был чуть ли не единственным и опытным зубным техником, и Махарбек Сафарович был, безусловно, его клиентом. Подробности лица Сократа – нахмуренные брови, беззубый рот, сосредоточенный взгляд – Махарбек лицезрел, видимо, не раз в очередное посещение кабинета дантиста и специального позирования натуры ему не понадобилось, ибо он и так часто наблюдал его непосредственно лицом к лицу. Так, зубник Сократ стал прототипом силача-насильника Хъарадзау.

Ну а образ хитроумного и злокозненного Сырдона, как это может показаться на первый взгляд странным, художник рисовал с себя. Но тут главную роль в выборе сыграли не неоднозначные качества героя Нартиады, а жизненные параллели, поскольку фигура Сырдона по сути своей трагична. Не легка судьба была и у самого художника.

Можно привести еще ряд примеров, когда великий осетинский художник при изображении нартских героев, их одеяния, различных элементов пользовался находками археологических раскопок и искал и находил соответствующие образы в народе. Он хорошо разбирался в истории и быте осетинского народа, основательно изучал фольклор и поэтому в своих работах уделял пристальное внимание различным мелочам, вплоть до булавок, застежек и т.д. В итоге, во многом благодаря кропотливому труду М.С.Туганова, нарты обрели плоть и зримо предстали перед читателем.

Р.Г. Дзаттиаты

доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РЮО и РСО-А

(печатается в сокращении)


Некоторые любопытные наблюдения творчества Махарбека Туганова

Некоторые любопытные наблюдения творчества Махарбека Туганова

Некоторые любопытные наблюдения творчества Махарбека Туганова

Некоторые любопытные наблюдения творчества Махарбека Туганова

Некоторые любопытные наблюдения творчества Махарбека Туганова

Некоторые любопытные наблюдения творчества Махарбека Туганова

Некоторые любопытные наблюдения творчества Махарбека Туганова

Некоторые любопытные наблюдения творчества Махарбека Туганова

Некоторые любопытные наблюдения творчества Махарбека Туганова



Опубликованно: 10-02-2020, 23:57
Документ: Культура > https://respublikarso.org/culture/2924-nekotorye-lyubopytnye-nablyudeniya-tvorchestva-maharbeka-tuganova.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад