Архаические корни мировоззрения осетин

Архаические корни мировоззрения осетинРелигиозные верования осетин, как и других народов мира, были вызваны к жизни потребностями объяснить первопричины таких распространенных явлений окружающей природы и повседневной жизни, как движение солнца и луны, смена времен года, дня и ночи, гром, удары молнии, болезнь и смерть человека, рождение ребенка и многие другие.

Возникшие многие тысячелетия назад, религиозные воззрения, породили в сознании нашего отдаленного предка таинственную, фантастическую веру в сверхъестественные, всемогущие силы, якобы господствовавшие над ним. От них зависели и успех и неудача его хозяйственной деятельности, к ним обращался он за помощью в трудные периоды своей жизни, наделяя их при этом человеческими свойствами: сознанием, волей, желаниями. Обо всем этом в серии наших публикаций.

Космогонические мифы и космологические представления занимают особое место среди других форм мифопоэтического мировоззрения, поскольку описывают пространственно-временные параметры Вселенной, то есть условия, в которых протекает существование человека и помещается все, что может стать объектом мифотворчества.

Главный объект восприятия у каждого древнего народа – это небесный свод (Арв). Именно здесь находятся небожители, благостные из ангелов, источник света и тепла – Солнце, и основа календарного исчисления – Луна.

Небосвод это не закрытое наглухо пространство для человека. Существует поверье, что на небесном своде время от времени открываются врата – Арвы дуар, и на узревших это видение нисходит благодать. В Южной Осетии такой привилегии удостоились представители фамилии Абаевых, проживающие в ущелье Сба Дзауского района РЮО. В исключительных случаях на небо могут попасть и живые люди, так как это случилось с юной девой из селения Згубир, которая, согласно преданию, чудесным образом вознеслась на небосклон.

Небо (Арв) – место пребывания божеств. К этим же представлениям можно отнести легенды о чудесных дарах и скифском мифе и в нартовском эпосе осетин. Небо – отец всего сущего, а Земля – мать. В частности, рождение первого коня и первой собаки в нартовском эпосе связывается с небесными силами. «Для мифологических представлений, – пишет В.И. Абаев, – совершенно обычно и в порядке вещей, что первый земной конь произошел от небесного коня, а первая земная собака – от небесной собаки».

Из небесных светил наиболее развитый культ сложился вокруг солнца (Хур); оно светило постоянной любви, всеобщего почитания, универсальная основа всех первобытных культов. На ранних ступенях развития все народы в своих мифах, легендах, анимистических воззрениях обожествляли Солнце и называли себя его детьми. В первобытной философии всего мира Солнце и Луна одарены жизнью и по природе своей принадлежат как бы к существам человеческим. Это положение убедительно аргументируется материалами фольклора и, особенно, эпоса осетин.

Не зная физической природы Солнца, осетины в древности наделяли его человеческими свойствами: светило имеет семью, детей, обладает речью, ведет хозяйство и т.д. Солнце является центральной табуированной персоной в нартовском эпосе. Нарты называли себя детьми Солнца, поддерживали с ним дружбу, родственные связи. Сестре нарта Уархага Солнце подарило бусинку из белого камня, ибо муж ее и Солнце были сотрапезниками. У нарта Уархтанага родился сын Сыбалц. На утро в окно к младенцу заглянуло Солнце, лучи его заискрились и лицо мальчика засветилось радостью. «Все время беспокоился я за нашего сына, – сказал Уархтанаг жене, – но теперь все пойдет хорошо. Ведь вчера ночью у Солнца родилась дочь. Сейчас через окно глянула она Сыбалцу в глаза и сразу полюбила нашего мальчика». Когда подрос Сыбалц, то мальчики из селения Солнца привели его в дом Солнца, где стали расти вместе Сыбалц и дочь Солнца Ададзу. Сыбалц женился на Ададзу и Солнце отправило их к нартам с богатыми подарками...

Богатые фольклорно-эпические материалы о культе Солнца у осетин ярко иллюстрируются данными археологии и этнографии. Культ солнца известен на Кавказе с энеолитической эпохи. Солнце и круг занимали большое место в религиозном мировоззрении оседло-земледельческих племен кобанцев. Обнаруженные в лесостепной Скифии в районе Пятигорья миски с солярными символами, известный исследователь, профессор В.Б. Виноградов сопоставляет с образом Солнца, культ которого перекликается с культом плодородия. Свастический знак, графическое изображение бегущего солнца, орнамент в виде концентрических кругов, солнечные знаки на культовых объектах и предметах быта являются характерными для скифского искусства и свидетельствуют о том, что поклонение главному светилу пронизывало все стороны жизни скифов.

Об этом же свидетельствуют следующие явления из обрядовой жизни скифов. В ежегодном ритуальном убийстве человека, заменяющего скифского царя, т.е. в персонификации Солнца, исследователи распознали общемировой мотив умирающего Бога. Между тем, вера в умирающего и воскресающего Бога своими истоками восходит к культу Солнца и связана с его кругооборотом. Далее: один из персонажей семибожного культа скифов – антропоморфный Колаксай (воплощение Солнца) вступает в брак с богиней огня, в чем находит отражение приобщения солнца к божественному огню и посредством этого – получение им новой силы. В этой связи можно провести довольно интересную параллель с бытом осетин, в религиозном укладе которых имеет место синкретическая связь между родственными по природе божествами солнца и огня. Древние осетины почитали божество Артхурон, в названии которого четко видно сочетание слов арт (огонь) и хур (солнце), что буквально переводится «огонь солнечный», «огонь – дитя солнца».

По представлениям древних осетин, в источнике света и тепла нуждались не только живые, но и мертвые. Снабжая ушедших в потусторонний мир долей всех жизненных благ, осетины «наделяли» их и долей солнца. В этой связи не лишен интереса погребальный обряд осетин, зафиксированный Е.Г. Пчелиной. «Еще в начале XX века, в наиболее глухих ущельях Осетии, впереди носилок с мертвецом катили круглый плоский хлеб, диаметром до полуметра, называемый Соти и символизировавший Мæрдты хур (Солнце мертвых). Солнце мертвых упоминается и в знаменитой речи жреца, посвящающего коня – бæхфæлдисæг. О «холодном солнце мертвых» говорится и в нартовских сказаниях осетин.

Астральный характер носит и другой праздник в календаре осетин – Лауызгæнæн. Изготовляемые в этот праздник ритуальные блины (лауыз) своей формой напоминали солнечный диск. Нуждаются в осмыслении и такие элементы в праздничном календаре осетин, как приурочивание начала вспашки к весеннему равноденствию, а жатвы – к летнему солнцестоянию. Произносится ли молитва или же рассаживаются люди за столом, старший обязательно должен быть обращен лицом к востоку – восходу солнца. Точно также по сей день осетины и многие другие народы хоронят умершего лицом на восток, т. е. к восходу солнца. В историческом прошлом осетины и многие другие народы не работали во время восхода и захода солнца; вероятно эти времена суток они посвящали культовым церемониям. Древнейшие религиозные представления, связанные с почитанием Солнца, нашли свое отражение и в орнаментальных узорах осетинского изобразительного искусства. Мотив круг-колесо – один из ведущих в орнаменте. Он украшает надочажные столбы, кресла старейшин, продолговатые стулья, вышивку и т.д. В широко распространенном мотиве круга-колеса ученые не без основания видят древний символ Солнца.

Второе крупное светило Луна (мæй) – также нашло широкое отражение в мифологии и религиозном мышлении осетин, хотя в противоположность солнцу почитание луны, как особого астрального божества и выражено слабее. По мнению проф. Л.Я. Штернберга, на основе-наблюдении, за фазами луны у древних людей сложилось представление об умирании, а потом воскресении луны. Лишь «...впоследствии фазы луны связали с концепцией смерти и воскресения, с той же концепцией, которая возникла на основе расцветания весной и увядания осенью рас-тительности».

Почитание Луны имеет глубокие истоки в религии осетин, у которых в прошлом существовало четкое представление о фазах луны. Наблюдение за изменениями формы этого небесного тела в разных фазах послужило базой для возникновения лунного календаря, суеверий и эмпирических воззрений народа. У древних осетин Луна, как и Солнце, антропоморфное существо. Она также имеет свою семью, поддерживает родственные связи с людьми. Ее дочь Мысырхан замужем за нартом Уона; есть у Луны и сын – Хаматкан (Масопет). В фольклоре осетин Солнце и Луна в одних случаях выступают как творения Бога, в других – как дочь (Солнце) и сын, в-третьих - как брат (Луна) и сестра.

С Луной было связано множество суеверий и эмпирических воззрений осетин. По молодой Луне осетины судили о предстоящей погоде; если край ее опущен книзу – жди дождливой погоды, если обращен кверху наступят холода. В Новый год испекали специальные обрядовые хлеба – полукруглые и круглые (соответствующие фазам развития луны) и называвшиеся – мæй (месяц). Новолуние считалось благоприятствующим росту и созреванию хлебов. А полнолуние, наступление его накануне Нового года – знамением хорошего урожая.

В фольклорных сюжетах осетин сохранились следы былой антропоморфизации звезд. В звезду превращается че-ловек и поднимается на небо. При этом количество звезд на небосводе соответствует числу людей на земле, т.е. у каждого человека своя звезда. Когда человек умирает, его звезда (ангел) падает с неба и, наоборот, когда рождается новый человек появляется новая звезда. Эти общераспространенные представления о звездном мире были характерны и для мировоззрения осетин. Как же объяснялось происхождение звездного мира древними предками осетин? Фольклор донес до наших дней народные представления о происхождении Большой Медведицы – Авд хойы. Все они связаны со сказочным героем Ахсак Темуром и семью братьями. После неудачной попытки Ахсак Темура похитить их сестру, братья (звезды Большой Медведицы), гонятся за ним по небосводу. Согласно другому варианту, братья в поисках Ахсак Темура начали блуждать по небосводу по направлению к реке (Млечный путь). Существует и другой вариант: Бог запечатлел на небосводе образы семерых сестер. Что касается млечного пути, то его и по сей день осетины называют Æрфæны фæд – след коня Урызмага – Арфана. Есть также версия, что Млечный путь, это осыпанная украденная Арфаном солома с гумна Бога, которая и образовала след. Знаток осетинского быта и религии Г.Ф. Чурсин, записавший эту легенду, обнаружил такие же памятники народного творчества у персов, армян, сербов, турок. Согласно другим сказочным сюжетам, Млечный путь – это след оленя. По своему представлялись древним осетинам и падающие звезды. Осетины видели в них летящих ангелов: на месте падения звезды вырастал курган или холм.

Из планет солнечной системы известна осетинам утренняя звезда Бонвæрнон (Венера). Осетинское название Венеры объясняется ее появлением перед восходом солнца. Венера – вестник рождения нового трудового дня.

Подготовил Коцты Х.

(продолжение следует)


Опубликованно: 05-04-2017, 15:27
Документ: Культура > https://respublikarso.org/culture/1596-arhaicheskie-korni-mirovozzreniya-osetin.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад