ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕАТРА: СТРОЙКА НА ВЕКА ИЛИ АФЁРА ДЛЯ ГАЛОЧКИ? |
Семь лет назад, в апреле 2005 года сгорело здание Юго-Осетинского Государственного драматического театра им. К. Хетагурова. Огонь полностью уничтожил одно из самых красивых и оригинальных зданий нашего города, являющегося фактически главным духовным центром национальной культуры нашего народа. С тех пор на месте театра руины… Впервые о начале восстановительных работ заговорили аж в 2006 году, спустя ровно год после пожара. По инициативе руководства Южной Осетии разработку проекта было поручено осуществить московской проектной организации «Моспроект-4». Один за другим в республику стали приезжать специалисты всех мастей и уровней, имеющие, как объяснялось в то время коллективу театра, да и, пожалуй, всем нам, «большой опыт строительства специализированных зданий». В результате их «пришествия» и «родился» проект нового здания театра – проект «многофункционального культурного центра». Размах запланированного был столь внушителен, что никак не «вписывался» в прежние размеры театра, поэтому в какой-то момент речь зашла даже о вырубке всего Пионерского парка, расположенного за сгоревшим зданием. По проекту предусматривалось построить 22-х метровое здание с двумя сценами (на 450 и 150 мест), кроме того в здании также предусматривались помещения для репетиций, гримерные, душевые... Проект был интересен и тем, что предусматривал и два подземных этажа, где могли бы расположиться мастерские по пошиву костюмов, изготовлению реквизита и декораций. В новом здании помимо театра должны были быть созданы полноценные условия для работы государственному ансамблю «Симд», детской хореографической школе и детскому хору. Однако вскоре стало понятно, что проект оказался неподъемным, общая стоимость строительства была оценена в сумму около двух миллиардов рублей, а изыскать такие средства на тот момент не представлялось возможным. После затяжного «разбирательства», «разбавленного» думами о будущем нашего театра, к вопросу фактического восстановления театра вернулись аж пять лет спустя, в начале прошлого года. Тогда, казалось бы, вопрос строительства театра, наконец, перешел в практическую плоскость. Правительством РЮО был одобрен и утвержден проект гораздо меньших масштабов, с сохранением архитектурного облика здания, фасада, представляющего собой своеобразную историческую ценность. Проект нового здания театра был разработан северо-осетинскими специалистами с учетом мнений представителей культуры Южной Осетии, в частности, министра культуры РЮО Махарбега Кокоева, который, кстати, настоял на том, чтобы размеры нового здания были несколько увеличены. Предполагалось расширить параметры здания на 7 метров в сторону Пионерского парка и на 4 метра в ширину. Вскоре была озвучена и сумма, предусмотренная для этой цели, из которой около 200 млн. должны были быть освоены уже в прошлом году. Однако к восстановлению театра приступили лишь в январе текущего года. «Наша всеобщая радость от известия, что вопрос строительства театра, наконец, сдвинулся с мертвой точки, вскоре была омрачена, когда мы узнали, что строится не новый театр по известному всем нам проекту, а восстанавливается старое здание, причем на тех же сгоревших стенах, – выражает мнение своего коллектива Сослан Бибилов, художественный руководитель Юго-осетинского Госдрамтеатра, – а этого, на наш взгляд, делать категорически нельзя». По мнению коллектива театра, у них есть все основания для негативного отношения к столь «сомнительной» стройке. Во-первых, считают актеры, все несущие стены сгоревшего здания в страшных трещинах. «Мы обращались за консультацией к независимым экспертам, которые в один голос утверждают, что здание восстановлению не подлежит – как бы хорошо и добротно эти стены и фундамент не укрепляли, они, даже при самых оптимистичных прогнозах, простоят максимум 7-10 лет, а потом просто рухнут. Эксперты из Московской комиссии, которые производили экспертизу здания в 2006 году, тоже в своем заключении обозначили факт невозможности восстановления здания театра на прежних остовах. До сих пор среди обгоревших стен ощущается запах гари. И это по прошествии такого времени при ветре, дождях и снегопадах. Строители говорят, что этот запах уже и не выветрить. Во-вторых, в последнем утвержденном и одобренном проекте были учтены все требования, которые необходимы современному театру. А именно: репетиционные залы, камерная сцена на 60-70 человек, сценический многофункциональный круг, зрительское пространство, актерские гримуборные, все постановочные цеха и т.д. По новому «проекту» восстановления театра всего этого не будет. Более того, как нам стало известно, параметры здания хотят сократить, «убрав» два репетиционных зала, имеющихся в здании до пожара. Нам даже довелось услышать доводы о том, что необходимости в наличии последних нет, а репетиции труппа театра может проводить и прямо на сцене» – возмущенно делились мыслями актеры. Коллектив театра выступил с обращением к Правительству, Парламенту и народу, таким образом, выразив свое осуждение действий руководства республики, позволяющего таким циничным способом «избавиться» от наболевшей проблемы. Однако призыв актеров остался без должного реагирования. «Нас не хотят ни слушать, ни слышать, – говорит худрук театра Сослан Бибилов, – то, что мы сейчас наблюдаем по отношению к нашему национальному достоянию, к культурному центру Южной Осетии, иначе как издевательством назвать нельзя. Сами строители, которые заняты «восстановлением» здания, отмечают, что проводимые работы иначе как отмыванием денег назвать трудно. На наши вопросы о причине подобного разрешения проблемы восстановления здания театра ВрИО Главы государства ссылается на мнение нашей интеллигенции, которая якобы настояла на том, чтобы здание было восстановлено в прежнем виде. Но в прежнем виде, и на прежних обгоревших стенах – совершенно разные понятия. К тому же подобные заявления, на наш взгляд, более чем беспочвенны. Все последние семь лет наша интеллигенция высказывается в первую очередь за сохранение именно фасада сгоревшего здания, представляющего историческую ценность, за долгие годы ставшего одной из визитных карточек нашего Цхинвала, а «привязывать» их мнение к происходящему «беспределу», косвенно делая их «соучастниками» преступного, по сути, решения, не совсем, мягко говоря, справедливо». Коллектив театра, выражая принципиальность в данном вопросе, намерен идти до конца. Был момент, когда труппа театра, в числе которой несколько народных и более десятка заслуженных артистов РЮО хотела объявить бессрочную акцию протеста прямо на Театральной площади, чтобы быть услышанными со стороны тех, кто принимает подобные необдуманные решения, действующие в ущерб нашим национальным интересам. Пока, учитывая и без того сложную общественно-политическую ситуацию в республике, коллектив принял решение временно воздержаться от подобных действий. «Нам не оставляют другого выхода, кроме как протестовать, – негодуют актеры, – мы не можем безучастно взирать на то, как пытаются «похоронить» одну из главных составных частей нашей национальной культуры – наш Театр». Официальной причиной восстановления театра в столь неприемлемом для общественности виде называется излишняя дороговизна утвержденного ранее проекта, как выяснилось, на восстановление Храма культуры планируется потратить теперь только 200 млн. рублей, на которые при нынешнем ценообразовании можно «потянуть» разве что строительство какого-либо сельского клуба или районного дома культуры, но никак не Государственный театр. Протест коллектива театра понятен и Министру культуры Махарбегу Кокоеву: «Я не могу не согласиться с мнением тех, кто выступает против подобного восстановления театра. Мы должны построить здание, которое будет служить нам несколько десятков лет. Те же работы, которые мы сегодня наблюдаем, могут стать в будущем причиной для еще больших проблем, ведь по оценке специалистов, говорить о долгосрочной перспективе эксплуатации здания, возведенного на сгоревших стенах, невозможно априори, какие бы оптимистичные прогнозы мы себе не придумывали». Казалось бы, процесс восстановления театра сдвинулся с мертвой точки, только, к сожалению, ожидаемой радости от этого, судя по вышеизложенному, мало. И это должно волновать не только коллектив театра, но и всю нашу общественность. Ясность в решение этого вопроса должна быть внесена в ближайшее время.
Рада Дзагоева
Опубликованно: 21-04-2012, 18:20 |
Вернуться назад |