Из традиций осетинского застолья
В Осетии за столом, как правило, рассаживались строго соблюдая старшинство. Исключение делали для гостей, которых сажали на почетные места, ближе к старшим. Возрастной ценз при рассаживании участников трапезы соблюдался так строго, что эта процедура порой отнимала порядочное время и породила поговорку: «Пока осетины расселись за столом, мельница намолола целый мешок зерна» (Цалынмæ ирæттæ фынджы уæлхъус бадтысты, уæдмæ куырой голладжы дзаг 'рыссыдта).
Руководитель стола (фынджы хистæр) первым делом произносил импровизированную молитву. Затем молитву поддерживали по старшинству остальные участники трапезы, после чего приступали к еде. Каким бы голодным ни был гость, дотронуться до пищи до произнесения молитвы старшим было невозможно.
Сакральный календарь. Июнь
Каждый месяц года в народном календаре осетин отмечен группой религиозных празднеств. Раньше практически все они были связаны с хозяйственной деятельностью народа. Не ради выпивки и обильной еды люди поднимались к святилищам, испрашивание благодати для семьи и народа в целом были целью ритуального действа. А летние месяцы были особенными, летний зной или ливни могли на корню погубить и так более чем скромные урожаи нив. Сегодня повседневность человека уже не так зависит от природных условий, но благоговение к святым местам по-прежнему сохраняется на генетическом уровне.
«Черная бурка» глазами Казбека Джелиева. О человечности, пороках, о нашей с вами жизни
Медленно поднимается занавес, и на полутемную сцену, поглядывая сверкающими глазами в заполненный зрительный зал, выходят Ворон и Ворона – двуликие, крылатые, хитро склоняющие головы на бок. Движутся в унисон, дышат хрипло, шумно. Объявляют премьеру...
«Черную бурку» в Осетии ставят много и с удовольствием. Ее в принципе ставят с удовольствием – драматичная история о верности и предательстве, о любви и чувстве долга, рассказанная устами диких и домашних животных, любима и неизменно популярна у зрителей, как в обеих частях Осетии, так и в России. Когда-то на сцене Юго-Осетинского Госдрамтеатра музыкальную постановку по своей пьесе ставил сам автор, Геор Хугаев.
Цхинвальскому Государственному музыкальному училищу им. Феликса Алборова – 55 лет
Апофеоз весеннего цикла народного календаря
Ансамбль «Уацамонгæ» о традиционной музыке, нехватке национального компонента и о будущем фолка
Снова к вопросу поминального обряда «сабатбонтæ». Раньше на юге их не справляли
В древности говорили: «По тому, как провожают человека в последний путь, можно судить о духовной культуре народа». Но мы, вопреки обычаям, зачем-то выдумываем какие-то новые обряды. Это, прежде всего, касается такого обычая, как «сабатбонтæ».
Начнем с того, что обычай этот пришёл к нам из Северной Осетии. В древности он не был общим для всей Алании, хотя отмечается у исследователей осетинского быта, и правильно назывался «сабатизæр» (букв. вечер субботы), поскольку справлялся в пятницу вечером, и справлялся на кладбище исключительно женщинами.
Тайны художественных полотен или как персонажи прошлого обретают лица современников
Два полотна кисти Туганова об эпизодах из жизни Коста
Художник Коста Хетагуров (из газетной статьи Махарбека Туганова)
Коста Хетагуров является пионером живописи в Осетии. Тридцать лет прошло со дня его смерти, но что сделано за это время в смысле оценки его художественной деятельности? Собраны ли полностью его картины и рисунки, засняты ли его фресковые работы по церквам, издана ли монография о Коста как о художнике, выпущен ли альбом или даже открытки с его наиболее капитальных работ? Всем этим теперь следует заняться комитету имени Коста Хетагурова, чтобы собрать полностью его художественное наследие.
Коста пришлось испытывать на себе не только весь грубый произвол разнузданной власти царских чиновников и генералов, но и горькую долю поэта-художника. Подвергаясь постоянному надзору со стороны администрации и гонению с Родины, Коста не мог иметь постоянного места для своего творчества и все время переключался на подневольную работу заказов на иконы и фресковую церковную живопись. «Ведь кушать-то надо, – говорил он с горечью, – а попы хорошо деньги платят». Но важно то, что, разбираясь в его фресково-иконописной живописи, можно сразу заметить полное отсутствие того религиозного чувства, которым переполнены картины лучших тогдашних мастеров живописи Васнецова, Нестерова и др.