Перспективы археологии или как нам сохранить историческую кладовую Южной Осетии
В оценке потенциала Южной Осетии обычно перечисляются богатые природные ресурсы. Это и нефть, и газ, и строительные материалы. Однако недра Осетии богаты еще одним – в них сосредоточены тысячи археологических памятников. И эти «исторические недра» ценны не менее, чем природные богатства. Впервые Осетия привлекла внимание ценителей старины со всего мира в XIX веке. В 1869 году в горах Осетии был большой паводок. Вешние воды вызвали обвал одной из террас левого берега реки Гизельдон близ с.Кобан (Северная Осетия). В обрыве открылись древние захоронения с массой бронзовых вещей. Земли эти принадлежали местному землевладельцу – алдару Хабошу Канукову, который решил подзаработать на продаже находок из обнажившихся могил. Прошло совсем немного времени, и перед изумленным взглядом любителей древностей в молодом тогда Кавказском музее Тифлиса предстали присланные из сурового ущелья Гизельдона предметы вооружения и украшения удивительной красоты и неожиданно гармоничной пластики. Х.Кануков, став первым представителем «черных археологов», фактически монополизировал все раскопки, сделав находки предметом продажи.
Нартское пиво
Вначале было пиво. Потом появились арака и вино. А за ними и другие достижения мировой винокурни. Но пиво осталось главой осетинского застолья... Об осетинском пиве рассказывали легенды, его хвалили европейские пивовары, а светлейшему князю Г. Потемкину Таврическому так понравился этот напиток, что он возмечтал завести пивоварню в Санкт-Петербурге. Нынче в Осетии также варят пиво и неплохое, но оно далеко от древних стандартов. Предлагаем вашему вниманию древний рецепт осетинского пива, найденного в неопубликованной статье известного в прошлом культурного деятеля Осетии, этнографа И. Т. Собиева.
To be, or not to be, зæгъгæ Или осетинский Гамлет в современный трактовке
Шекспировские страсти в современной осетинской интерпретации. «Гамлет» на сцене Юго-Осетинского Госдрамтеатра им. К. Хетагурова. Премьера намечена на майские праздники. Обо всех деталях ожидаемого события сегодня пока известно немного, однако отсутствие всяких подробностей о новой постановке никак не умаляет интриги, в которую облачен интерес к работе не только труппы нашего театра, но и не в меньшей степени к персоне приглашенного извне режиссера. Каким будет результат их совместной работы, можно только предполагать. Оттого ощущение волнения сегодня, пожалуй, присутствует у всех тех, кто задействован в этой масштабной и значимой постановке. Значимой, поскольку, по признанию наших актеров, именно с этой работой они косвенно увязывают начало нового этапа в деятельности труппы родного храма культуры, этапа, с которым связаны в том числе определенные надежды на возрождение духовного величия. Театр, нетрудно предположить, рассчитывает на громкий «выстрел» в зрительское восприятие. Постановку осуществляет 32-летний питерский театральный режиссер и актер Роман Габриа. Это первая работа режиссера с осетинским театром. Он окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Работал в театре, снимался в кино. Осуществил несколько постановок не только в родном Петербурге, но и в других регионах. Мнения о Романе Габриа во всемирной паутине можно встретить разные. Однако в большинстве случаев признание его таланта, незаурядности и умение мыслить глубже обозримых границ в каждом случае признаются бесспорно. А его высказывание о полной внутренней свободе и отрицании восприятия всякого давления со стороны, подстегивает интерес к конечному итогу его творческого полета вдвойне.
Лауызгæнæн – блинные поминки у осетин
Ежегодно при приближении каких-либо религиозных праздников, очередной раз возникает вопрос о дате их проведения. Особенно это касается «лауызгæнæнтæ» – блинных поминок. Начинаются споры. Одни говорят, что их нужно делать, считаясь с религиозным (христианским) календарём, отчитывая дни и увязывая их с Великим постом. Другие настаивают на точном соблюдении даты по Лунному календарю, как и велось издревле. И по сути дела последние правы, поскольку изначально неправильно увязывать древний осетинский лауызгæнæн с христианской религией. Считается, что весенние обычаи и обряды осетин тесно связаны с началом хозяйственного года и магией плодородия. При этом, центральное место в ряду весенних календарных обрядов осетин занимал праздник «Лауызгæнæн» – своего рода блинные поминки у осетин (из тюркского Lаwas «круглый тонкий хлебец вроде блинов, лепёшка»). По мнению ряда ученых, блины появились в то время, когда человек ещё не умел выпекать хлеб и ритуальными они стали не из-за религиозных побуждений, а из-за простоты приготовления, мол, муку смешивали с водой, делали жидкое тесто и порциями выплёскивали его на горячие камни. Вполне можно согласиться с технической стороной приготовления блинов, но начнем с того, что предки осетин и многие другие народы, избрали чествование покойников именно с зимнего солнцеворота, вероятно в этом случае они держались того общего верования, что весеннее время было порою пробуждения и самих душ из недр земли, и пробуждения самой земли. Кроме блинов в эти поминальные дни, а это необходимая постная пища, к которым относятся блины-лауызта непосредственно, варили в первую субботу пшеничные зёрна «мæнæу», а во вторую субботу к ним добавлялись ещё кукурузные зёрна «нартхор».
Погребальная обрядность: пережиток прошлого или форма сохранения традиций
Пожалуй, нигде на Кавказе нет такой сложности и такого разнообразия погребального ритуала, как у осетин. В то же время нигде так долго и так безуспешно не боролись за искоренение или хотя бы упрощение этого ритуала. С одной стороны погребально-поминальная обрядность своими традициями восходит еще к скифской эпохе. С другой – развитие общества требовало упрощения, как самой церемонии, так и ее материальной составляющей. Однако, именно эта сфера общественной жизни всегда оставалась наиболее консервативной и не восприимчивой к переменам. Ни сходы сельчан, ни введение христианского погребального обряда, ни советская система нивелирования патриархальных ценностей – ничто не смогло коренным образом изменить погребальную церемонию у осетин. Возможно, такая стойкость связана с тем, что из-за преобладания в погребально-поминальной обрядности древних черт вся обрядность воспринимается в народе не столько как религиозная, сколько как национальная. Немного истории. Согласно архивным печатным данным, в 1873 году жители села Ортеу Южной Осетии на сельском сходе решили ограничить размах поминок. Было решено, что на тризну следует приглашать не более 50 человек. При этом каждый из приглашенных должен был принести с собой меру зерна, выпивку или еще что-нибудь для помощи семье усопшего. Однако, судя по тому, как и сегодня в Ортеу широко справляются поминки, эта инициатива не продержалась долго.
Есть праздники в наших селеньях!
Месяц март традиционно считается у нас женским месяцем, по причине празднования Международного женского дня 8 марта. В такой же день 1857 года в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10 часовый рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работодатели, напуганные таким непривычным агрессивным волеизъявлением женщин, пошли на уступки. И, наверное, после об этом пожалели. Уже в 1910 году на Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня 8 марта. Считается, что день 8 марта для протеста в Нью-Йорке был выбран не случайно, ведь среди активисток-работниц в то время большинство было еврейки. А день 8 марта в истории народа Торы связан с подвигом молодой вдовы Юдифь. В старозаветные времена в Иудею вторглась огромная армия властителя Вавилона Новуходоносора под командованием полководца Олоферна. Вавилоняне осадили родной город Юдифи Ветулию. Надежды у горожан не было никакой. Тогда Юдифь, взяв с собой служанку, отправилась в стан врага с тем, чтобы уговорить полководца Олоферна снять осаду. Какими методами это могла сделать молодая красивая женщина, судить не будем. Но в один из вечеров, когда обессиленный после бурных объятий и возлияний Олоферн засыпает, Юдифь его же мечом отделяет ему голову от порочного тела. Завернув голову Олоферна в покрывало, она спокойно возвращается в свой город. Охрана, знавшая о чувствах своего военачальника к молодой вдове, беспрепятственно ее пропускает. Наутро, когда выясняется, что армия в прямом и переносном смысле обезглавлена, вавилоняне снимают осаду и спешно возвращаются в Вавилон. Таким образом, именно день усекновения головы сластолюбца Олоферна патриоткой Юдифь и был выбран работницами Нью-Йорка для выражения своих прав. Что вполне символично.
Уроки национальной хореографии в школах Южной Осетии
Нравственное воспитание в духе национального самосознания будущих поколений, безусловно, одно из самых первостепенных и важных задач, которое стоит на повестке дня перед Министерством образования РЮО, да и всего нашего общества в целом. Поэтому с начала текущего учебного года в средних учебных заведениях страны был введен новый предмет – уроки национальной хореографии. Забегая вперед, хочется с уверенностью сказать, что инициатива Министерства образования, безусловно, станет серьезным подспорьем, действенным фундаментом в возрождении и выстраивании национального мышления подрастающего поколения. Просто не надо торопиться с итогами и результаты, несомненно, не заставят себя долго ждать. Сегодня же мы предлагаем вам интервью главного специалиста отдела Министерства образования РЮО Беллы Гаглоевой, которая непосредственно курирует реализацию данной программы.
И снова о восстановлении здания Юго-Осетинского Госдрамтеатра
В первом номере за текущий год газеты «Ирыстон сæрибары фæзуат» было опубликовано «Открытое письмо Президенту РЮО Леониду Тибилову», в котором в частности говорилось о проблеме «восстановления многострадального Юго-Осетинского драматического театра имени Коста Хетагурова». Проблема, безусловно, государственного масштаба, однако, затянувшаяся во времени, и не делающая своими половинчатыми решениями чести всему нашему народу. Известно, что за последние годы было разработано несколько проектов восстановления здания Госдрамтеатра, однако работы так и не начались, и дальше слов ничего не идет. С желанием прокомментировать публикацию в газете «Ирыстон сæрибары фæзуат» к нам обратился художественный руководитель Госдрамтеатра им. К. Хетагурова Сослан Бибилов, которому мы, естественно, предоставили наши полосы, поскольку мнение театрального чиновника и актера, отдавшего половину своей жизни служению Мельпомене в родных стенах, более чем имеет право на гласность. Тем более, что по его словам, он выражает не только свое мнение, но и всего коллектива нашего театра.
Ирбег Маргиев: «Для изучения всего разнообразия мира наших предков, потребуется работа не одного поколения ученых…»
На протяжении многих десятилетий сфера науки в осетинском государстве всегда считалась главным двигателем развития нации, именно поэтому ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день в этой области, а охарактеризовать ее можно только как кризисную, комментировать попросту невозможно. Однако, кризис новых исследований в области языка, культуры, истории, да, впрочем, как и новых ярких имен в осетинской науке вполне объясним и оправдан. По-другому быть и не могло – последние 20 лет, в условиях постоянной военной угрозы, людям всех поколений и профессий думалось лишь об одном – как выжить? О каких исследованиях могла идти речь в тяжелое послевоенное время? Поэтому хочется надеяться, что сейчас все нормализуется, и с учетом предпосылок для развития, осетинская наука сможет вернуть утраченные позиции. В этом случае приходиться уповать, в основном, на молодое поколение, которое, увы, пока не проявляет особого интереса к сфере науки, изучению родного языка и истории своего государства, во всяком случае на ожидаемом серьезном уровне. И только единицы из их числа пока что представляют свое будущее связанным с исследовательской работой. К числу таких молодых людей можно отнести и нашего сегодняшнего собеседника. Ирбег Маргиев – этнограф, младший научный сотрудник НИИ РЮО им. З. Ванеева, уже четвертый год профессионально занимается научной деятельностью. За этот небольшой период он провел большой объем исследовательской работы и сбора материалов по этнографии, истории происхождения осетинских фамилий и названий населенных пунктов. О выборе профессии, исследовательской работе и о планах на будущее Ирбег рассказал в интервью нашей газете.
Сослан Бибилов: Тамерлан Дзудцов режиссер от Бога, но не стоит вину за собственные проблемы пытаться перекладывать на других…»
В прошлом номере газеты «Республика» было опубликовано интервью режиссера, заслуженного деятеля искусств РЮО, бывшего министра культуры и художественного руководителя Юго-Осетинского Госдрамтеатра Тамерлана Дзудцова, в котором он подверг критике деятельность нашего театра, высказав ряд резких критических замечаний и в адрес коллектива. Нынешний художественный руководитель театра, заслуженный артист РЮО и РСО-Алании Сослан Бибилов выразил свое несогласие с некоторыми высказываниями своего бывшего коллеги, назвав их беспочвенными и несколько надуманными. Безусловно, осетинское театральное искусство в настоящее время находится в состоянии определенного кризиса и Бибилов не может это не признавать, но в то же время он считает, что крайне несправедливо возлагать ответственность за очевидные проблемы, порожденные в результате огромного шквала объективных и субъективных факторов много лет назад, на коллектив театра. В ходе нашей короткой беседы мы попытались разобраться в причинах, породивших столь ощутимый упадок театрального искусства, а также в точке зрения Худрука Бибилова на все чаще в последнее время звучащие упреки в адрес его коллектива.