Лошадь в Осетии. История и современность
Летом текущего года в Москве проходили скачки на приз Президента Российской Федерации. Первый приз взял скакун по имени Макс Отто. Обычно на этих скачках преимущественно побеждали кони, заявленные главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Однако в этот раз владельцем скакуна фаворита стал представитель Южной Осетии Инал Уригаев. Макс Отто ровно на пару сотых секунды опередил пришедших следом двух лошадей Рамзана Кадырова – Рэйскар Рапсоди и Вокал Мода. Выигрыш составил полтора миллиона рублей.
Конечно, приятно, что победу одержал скакун, который был выставлен нашим земляком. Однако отметим, что скаковая лошадь была взята в аренду и не была осетинской породы. Впрочем, удивляться здесь нечему. Ведь сегодня в Осетии собственно осетинская порода не приспособлена для призовых скачек, а больше является рабочей лошадкой.
И снова о Махарбеке Туганове – человеке, педагоге, сподвижнике
Воспитанник Петербургской Академии художеств, ученик Репина, выпускник знаменитой студии Ашбе в Мюнхене Махарбек Сафарович Туганов внес неоценимый вклад в развитие осетинской культуры. Многогранна была его деятельность – исследователь фольклора, этнографии, живописец, график, театральный декоратор, историк искусств, общественный деятель, глубокий знаток культуры и быта осетинского народа, талантливый педагог… Между тем, именно последняя его ипостась мало исследована, хотя через всю его жизнь красной нитью проходит постоянная забота о подготовке молодых кадров, их воспитании. Архивы Южной Осетии дают, безусловно, далеко не полный материал, но все же позволяющий лучше представить Махарбека Туганова как педагога. При этом, если по вопросу деятельности Художественного училища (1937 год) документальный материал имеется, то материалов об образованию изо-студии, предшественника Худучилища, которая также сыграла знаковую роль, в архивах, к сожалению, попросту отсутствует
Национальная кухня. Война патентов
Одним из элементов этнической идентификации является национальная кухня. Казалось бы, соседние народы, проживающие в сходных природно-климатических условиях, ведущие сходный тип хозяйства должны иметь одинаковый набор повседневных блюд. Однако на практике именно разность кухни в том числе отражает и разность этносов. Поэтому со временем наличие того или иного блюда свойственного народу становилось его национальной меткой. При упоминании лобио и сациви нам представляется грузин, борща и горилки – украинец, бастурмы и долма – армянин... В кухне народов мира с осетинами связано несколько брендов – осетинские пиво, пироги и сыр. На самом деле разнообразие и особенность национальной кухни народов мира отличается большей разнообразностью. И особенность эта сегодня закрепляется юридически.
Кони в Нартском эпосе
Нартские сказания – героический эпос, наполненный шумом битв и красотой национальных образов. Сказания порой передаются с такими элементами достоверности, что читателю кажется, что он слышит скрежет и удары мечей друг о друга, голоса героев, мощное ржанье нартских коней и видит клубящиеся пары из их ноздрей и комья земли, летящие из-под их копыт. Нарты совершают бесконечные походы во имя «доблести и славы», и, заметьте, никак не для завоевания чужой земли и порабощения другого народа. Для них не это главное. В одном нартском стихе читаем: «Нарты всегда правду искали, злого раскаяться заставляли, с жестоким – жестокие были, с хорошим – хорошие, с великим – великие, с малым – малые». Действующими лицами эпоса являются не только люди, но и животные, птицы и звери (кони, собаки, волки, орлы и др.), которые принимают иногда и решающее участие в жизненной судьбе героев. Обращают на себя особое внимание легендарные кони Нартиады – потомки легендарного Авсурга, родоначальника всех коней, в момент ока проносящего по небесам всемогущего Уастырджы. Нартский конь предстает в эпосе этаким аристократом среди всех животных, он неразлучный друг нартского героя, своего хозяина, при этом для нарта он больше, чем конь. Выступает таким же сверхъестественным, как сам герой – наделен неимоверными силой и возможностями, разговаривает с человеком, дает советы. При этом конь первоначально пока испытает своего хозяина на верность в дружбе, его отвагу, он не подпускает к себе слабых и трусов.
Нæхи Тимур
О Тимуре Харебове, успехе и феномене этой легендарной личности впору писать объемную книгу, которая позволит не просто со всей полнотой узнать одного из самых изысканных и ярких представителей современной осетинской культуры, но и заведомо может претендовать на звание учебника, обучающего достижению высот, которых добился этот воистину легендарный и уникальный человек. В то же время заведомо понятно, что таких высот – личностных и профессиональных, добиваются единицы – люди, звезда которых, кажется, зажигается вместе с их приходом в этот мир. Тимур Владимирович – автор более двухсот произведений, созданных в различных музыкальных жанрах, многие из которых стали поистине народными. В каждом из них – его душа, его неповторимый почерк, глубина отношения к Осетии и ее народу. Он стал Народным артистом задолго до получения этого высокого звания официально. Он заслужил зрительское признание, стремительно ворвавшись в национальную культуру, фактически заложив основу новому направлению музыки в национальной культуре – жанру эстрадной песни. Стал же всенародным композитором Тимур Харебов еще в далеком 1983 году, когда достоянием всего народа стал неофициальный гимн Осетии «Мæ Ирыстон». Булат Газданов, выдающийся осетинский композитор современности, когда-то сказал: «Если бы Тимур не написал ничего, кроме «Мæ Ирыстон», он все равно был бы одним из выдающихся композиторов Осетии». Этому высказыванию в унисон вторит и «живучесть» песни.
Эпические нарты. Далекие и близские. (часть 2)
Мы уже отмечали, что в «Сказаниях о нартах» значительную часть жизни героев занимают военные предприятия, охота и пиры. Однако, в реальной жизни люди занимались и повседневными трудами, одни в большей степени, другие в меньшей. В каждом сообществе людей есть и свой привилегированный класс, чурающийся черной работы, но большую часть – это хлебопашцы, скотоводы и ремесленники. В эпосе описана и обыденная жизнь: нарты пашут землю плугом, отгоняют на выпас скот, выковывают орудия труда и оружие. Все, как и у обычных людей. Наибольшим почетом у нартов пользуются пастухи. Для выбора пастуха на выпасный сезон устраивался пир. Надо отметить, что работа пастуха была не только тяжелой, но и опасной. Ведь стада нартов также подвергались набегам врагов. Поэтому при необходимости сторожить и пасти стада брались и отмеченные воинской доблестью благородные воины. В сказании «Батрадз и пестробородый уаиг» мы видим описание пиршества, на котором выбирали пастуха: «И тогда старейшие из нартов решили устроить пир, собрать на этот пир весь народ и выбрать пастуха». Решивший взять на себя почетную у нартов обязанность – получал на пиру священное подношение: «три пирога с начинкой из сыра и ляжку быка». От такой чести не отказывались даже такие воины-аристократы как Сослан и Батрадз.
Святилище Реком
В традиционном обществе храм является одним из ключевых символов культуры. С ним в той или иной степени соотнесены все важнейшие восприятия человеком картины мира. Храм – это всегда некая «священная гора», где проходит мировая ось, «центр Мира», точка соприкосновения Неба и Земли. Дорога, ведущая к центру – всегда «трудная дорога», а достижение центра равносильно посвящению, инициации. Среди древностей Осетии особое место занимает святилище Реком. Расположенное в глубине Цейского ущелья, на высоте 1946 метров над уровнем моря, оно уникально тем, что построено не из традиционного для горной Осетии камня, а из дерева. У ученых нет общего мнения о датировке здания дзуара. Самая ранняя версия принадлежит Е.И. Крупнову, относящему постройку к первому тысячелетию до н. э., периоду кобанской культуры. Самая поздняя – В.А. Кузнецову, датировавшему святилище XIV-XV веками.
Эпические нарты. Далекие и близкие
«Сказания о нартах» – это такое произведение, которое сколько не читай, всегда найдешь что-нибудь новое и необычное. Наверное, причина в том, что в их основе устные предания, которые складывались веками и многими поколениями сказителей. И каждый из них добавлял что-либо из своей эпохи. «Сказания о Нартах» изучаются языковедами, культурологами, историками. Казалось бы, уже ничего не осталось интересного, что бы могло привлечь внимание читателя. Нам же, например, кажется, что можно еще раз взглянуть на эпос в стремлении понять быт людей, которые сложили это эпическое сказание: как они одевались, какие были обряды, обычаи. Как жили, любили и умирали. Но главное, что посредством изучения быта героев эпоса, мы могли бы реконструировать и реальную жизнь наши предков. На всем пространстве эпического повествования мы видим, что нарты преимущественно заняты войной, пирами и охотой. Лишь кое-где проходит любовная линия, которую не смогло затушевать традиционное табу этой темы в общественном сознании. Жизнь нартов характеризуется фразой нарта Сослана, наиболее харизматичного из всех героев эпоса: «Такой я человек, что без охоты и сражений не мила мне жизнь!». Этому принципу, по возможности, следуют и другие участники повествования. Кроме нарта Сырдона, который сражениям и охоте предпочитает интриги и козни.
Клятва на крови
Побратимами обычно становились мужественные и волевые люди. Личные качества человека играли особую, даже решающую роль для избрания его в побратимы. Союз между побратимами поддерживался дружбой, достигшей своей наивысшей формы. Взятую на себя моральную ответственность побратим хранил свято. За друга побратим жертвовал жизнью, ради него переносил самые тяжкие испытания. Желание друга для него было свято. Истоки этого обычая уходят в родовой строй. Он отмечен и у скифов. Прекрасную новеллу на эту тему из жизни скифов оставил нам греческий писатель Лукиан. В этой новелле («Токсарид, или дружба») Лукиан рассказал о дружбе между двумя побратимам, скифами, по имени Амизок и Дандамид. Как повествует писатель, большое войско савроматов (сарматов) внезапно напало на кочевье скифов. Последние обратились в бегство. Многих из них савроматы убили, других захватили, в плен, а все их имущество разграбили. В плен попал и один из побратимов – Амизок. Это произошло на четвертый день после заключения клятвенного договора между друзьями. Дандамид, чтобы спасти друга, не задумываясь бросился в реку (Танаис-Дон) и, переплыв ее, явился в стан врага. Дандамид, приведенный к предводителю савраматов смело потребовал освобождения друга.
«Сырх дзуар» – христианский центр Закавказской Алании
Одним из важных историко-архитектурных памятников на территории РЮО является церковь св. Георгия, расположенная у северного въезда в столицу Цхинвал. Более распространенное ее название «Сырх дзуар» – «Красное святилище» по расцветке материала постройки. В настоящее время церкви как таковой не существует. Вначале над ее разрушением потрудилось время, позже землетрясение. А в наши дни здание было окончательно разрушено по вине непрофессиональных реставраторов. Но намоленное место продолжает существовать, даже если на его месте из осязаемого остается только гора камней. «Свято место пусто не бывает» – эта русская поговорка как нельзя лучше подходит к подобной ситуации. Тем не менее, место это пустовать бесконечно, конечно же, не должно. Первая попытка восстановления храма была предпринята в 2007 году предпринимателями, братьями Чехоевыми. При этом они, несомненно, исходили из лучших побуждений. Но получилось так, как получилось: попытка восстановления храма привела к тому, что на месте церкви остались лишь одни груды камней. В 2009 году министру дорожного и капитального строительства Р.Цховребову было поручено реализовать имеющийся проект восстановления «Сырх дзуар». Однако министра сняли с должности, и инициатива властей затерялась.