Поминальная трапеза у осетин
Поминальная трапеза – самый консервативный и уникальный феномен из традиционных обрядовых застолий осетин. Она выделяется не только внешней формой и структурой, но и содержанием, функцией и назначением, сохранившим пережитки древних религиозных верований и представлений, семиотическим восприятием вселенной; основывается на эмпирическом осмыслении бинарной оппозиции противопоставления бытия и небытия, жизни и смерти, земного и потустороннего, преисподней и небес, «мирского» и траурного. Согласно анимистическим верованиям, человек не умирает, а происходит его кончина, из этого мира он переходит в другой, в действительный мир æцæг дуне, где ему также необходима пища и другие, важные жизненно-необходимые предметы. В честь усопшего, поэтому закалывают животных, устраивают ритуальные застолья. Как только укладывают усопшего в гроб, у изголовья ставится маленький столик для поминальной еды, на который ставится хлеб, вода, напитки, зерно и постоянно зажигаются свечи
Картины как художественная иллюстрация художественного быта
Вадим Бежанов. Честно говоря, мне сложно определить манеру, в которой работает этот самобытный мастер. Но когда смотришь на его картины, меньше всего хочется заниматься художественной классификацией. Потому что полотна художника меня всегда больше привлекали содержанием, чем художественной ценностью. Может быть, причина этого взгляда в моем увлечении этнографией. Действительно, каждая картина Вадима Бежанова это маленькая зарисовка осетинского быта. Даже в работах, где он увлекается миром теней и темных сил, на полотне среди всякой нечести мелькнет то изображение кувшина с аракой, то винтажной кровати, то пестрый мутак-валик. Картинки сельского быта столь реалистичны, что ждешь – сейчас промычит корова, пастухи начнут кричать на отбившееся стадо, старушка проворчит на деда, а петухи возвестят рассвет. И тут же другая картина, и уже, кажется, что в полутенях вечернего сельского пейзажа заскрипят колеса арбы, раздастся покрик погонщика и по округе разнесется запах парного молока под звон вечерней дойки.
Литературный язык. Табу и инновации
85 лет назад, 5 сентября 1927 года, бюро Северо-Осетинского Обкома партии в присутствии представителей Южной Осетии (И. Абаева, А. Джатиева, И. Джиджоева, А. Плиева и др.) признало целесообразным утвердить единый литературный язык для осетинского народа и приняло постановление «О едином литературном языке для Северной и Южной Осетии». Члены бюро подтвердили решение первого объединенного съезда работников культуры и образования юга и севера Осетии по данному вопросу и внесли следующую поправку: «…обеспечить дигорские школы первой ступени соответствующими учебниками и пособиями на родном языке; на страницах газеты «Рæстдзинад» допустить параллельное печатание материалов на двух диалектах (иронском и дигорском)». Решение, на которое ссылались североосетинские коммунисты было принято на I объединенном съезде деятелей народного образования Северной и Южной Осетии. Съезд прошел в Цхинвале 19-23 августа 1924 г. На съезде были заслушаны информационные доклады Народного комиссариата просвещения Южной и Северной Осетии, доклады о системе народного образования, графике и орфографии, едином литературном языке, деятельности научных обществ, совместной культурно-просветительской и издательской деятельности. В работе форума приняло участие 50 делегатов из всех уголков Осетии.
Махарбек Туганов: рождение первого нарта
В 1942 году Юго-Осетинский Научно-исследовательский институт выпустил на осетинском языке на новом алфавите сборник сказаний о нартах. Работа над книгой, начатая еще до Отечественной войны, была закончена в условиях тяжелой годины, когда озверелый фашизм, заливая кровью нашу социалистическую родину, прорвался и на Кавказ. Бригада, которой было поручено составление книги и подбор фольклорного материала, собрала всевозможные записи и тексты вариантов нартовских сказаний, когда-либо напечатанные, рукописные, как из Южной, так и из Северной Осетии. Бригаде по нартовскому эпосу пришлось перечитать около тысячи разных записей и вариантов, причем выяснилась полная неразбериха в содержании текстов, неимоверная запутанность действий героев, имена которых фигурировали без всякого порядка. Были даже такие герои, которые по одним текстам умирали, а затем снова продолжали действовать, при полном недоумении читателя, откуда мог взяться снова умерший герой?
Национальные музыкальные инструменты осетин. Уходящие традиции
При всей схожести музыкальной культуры народов мира, каждый из них имеет свой несомненный традиционный набор музыкальных инструментов. Так и у осетин. Какими предстают в понимании современного осетина традиционные на-родные инструменты? Это, прежде всего, гармоника и барабан-доул. Большинство наших соотечественников именно так и представляют себе инструменты наших предков. Однако отметим, что ни гармонь, ни барабан не являются традиционными осетинскими инструментами, и вошли в нашу музыкальную культуру народа относительно недавно. В Осетии, и конкретно в ее южной части гармонь становится популярным музыкальным инструментом только в 20-30 годах прошлого века, а барабан и того позже. «Хъисын фандыр» и бубен-дайра, да еще дощечки были основными музыкальными инструментами до середины прошлого века. Я лично еще в 70-х годах в ряде сел Знаурского района встречал женщин, которые выбивали музыкальный ритм на бубне. А последним народным исполнителем игры на «хъисын фандыр», из тех, кого мне приходилось слушать, был житель селения Згубир Г. Шавлохов.
Маленькие тайны большого полотна
Одним из негласных символов Юго-Осетинского Государственного драматического театра им. К.Хетагурова является картина с изображением осетинского витязя Сослана-Давида и царицы Тамары. Художественное полотно создали три мастера осетинской художественной школы Б. Санакоев, Г. Котаев и У. Гассиев. На картине отражен эпизод из реальной истории средневековой Грузии, когда страна воевала с многочисленными врагами. Среди них наиболее могущественными были турки. Как муж и соправитель царицы Тамары, официально коронованный царем, Сослан-Давид, естественно, занимал исключительное положение при царском дворе Грузии. Но не только посредством своего статуса, а также благодаря своим выдающимся способностям, Сослан принимал самое деятельное участие в государственных делах. Как военачальник, руководил почти всеми крупными военными операциями, которые проводила на рубеже XII-XIII вв. феодальная Грузия. Под руководством Сослана и при его личном участии было одержано немало знаменательных побед. Это, в первую очередь, разгром в 1195 г. в битве при Шамхоре объединенных войск сельджукских султанов во главе с Абубекиром, взятие в 1204 г. турецкой твердыни Карса и, особенно, разгром в Басианском сражении 1205 г. войск западно-турецких правителей во главе с султаном Рума Рукн-ад-Дином. Надо отметить, что Шамхорская и Басианская битвы во многом способствовали превращению Грузии в то время в одно из серьезных государств Закавказья.
Почитание святых мест. Традиция, неменяющаяся веками
В жизни осетин любого социального статуса, пола и возраста есть одна особенность, которая им присуща вне зависимости от времени и пространства. Это почитание святых мест. Будь осетин во Франции или США, Южной Африке или Находке, он непременно постарается отметить хотя бы один праздник, посвященный святому национального пантеона. Не имеет значение и социальный статус человека. К святилищу поднимаются и академики, и президенты, и простые горцы, при этом именно люди высокого социального и образовательного статуса делают это с большей старательностью. Для простых горцев посещение сельского святилища ежегодная традиция, они чаще поднимаются к ним, а потому не придают этому повышенное, порой экзальтированное значение.
Юго-Осетинский Госдрамтеатр: возрождение из пепла или долгая дорога к зрителю
На минувшей неделе в Цхинвале приступили к начальному этапу строительства нового здания Юго-Осетинского Государственного драматического тетра имени Коста Хетагурова. Строители уже снесли стены старого здания театра, сгоревшего в результате пожара в 2005 году и приступили к подготовке площадки под фундамент. Как сообщается, площадь возводимого здания будет немного увеличена. Но при этом близлежащая парковая зона не пострадает. Прежний облик фасада здания театра, безусловно, также будет сохранен. Строительство здания Госдрамтеатра предусмотрено в Инвестпрограмме содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии и обойдется в 1 миллиард 299 миллионов рублей. Возведением нового здания занимается строительная организация ООО «Эверест» из Казани (Россия), с которой заключены соответствующие договоренности. Кроме того, «Эверест» будет заниматься строительством здания Республиканского краеведческого музея и завершит строительство Государственного киноконцертного зала «Чермен».
Новый год у осетин
Новый год – праздник, который отмечают все народы. Правда, исчисление те или иные народы ведут по-разному, но это уже религиозно-этнические особенности. Осетины в своем понимании встречи Нового года не придерживаются излишних национальных особенностей. Как и многие народы, они с одинаковой радостью принимают Новый год и по новому, и по старому стилю. Для тех, кто считает, что Новый год это 13 января, 1 января обычный день, без праздничных мероприятий, продолжение поста. Это православная традиция. Но официальный календарный Новый год у нас, тем не менее, наступает 1 января. Отмечать Новый год 1 января – традиция позднего времени, настоящим Новым годом осетины в своем большинстве считают именно Новый год по старому стилю – «Ног Бон». Именно ночь с 13 на 14 считается временем таинств и чудес. Завершение годового круга и его открытие в новом календарном году для осетин – это ритуал возрождения и продолжения жизни.
Кони в Нартском эпосе
Нартские сказания – героический эпос, наполненный шумом битв и красотой национальных образов. Сказания порой передаются с такими элементами достоверности, что читателю кажется, что он слышит скрежет и удары мечей друг о друга, голоса героев, мощное ржанье нартских коней, видит клубящиеся пары из их ноздрей и комья земли, летящие из-под их копыт. Нарты совершают бесконечные походы во имя «доблести и славы», и, заметьте, никак не для завоевания чужой земли и порабощения другого народа. Для них не это главное. В одном нартском стихе читаем: «Нарты всегда правду искали, злого раскаяться заставляли, с жестоким – жестокие были, с хорошим – хорошие, с великим – великие, с малым – малые».