Сохранить наследие предков
Уважаемые читатели! Наша редакция продолжает составление реестра святых мест Республики Южная Осетия. Сюда будут включены: наименование святилища, его схема, фотографии, описание ритуала и, конечно же, его история. Эта работа предполагает коллективный труд, и поэтому приглашаем принять участие в этом добром деле всех желающих. Мы уже обращались к святилищам ущелья Бырытат («Республика» № 51-52 за 2014 год) и ущелья Челиат (№ 72-73 2014 год). Надеемся с вашей помощью продолжить эту работу.
К проблеме сакральной практики
В Осетии есть много святилищ почитаемых народом, но есть среди них два, которые имеют общенациональное значение. Это «Джеры-дзуар» на юге и «Хетæджы кох» на севере Осетии. Собственно говоря, эти названия характеризуют топографическую привязку к местности. При этом оба святилища – места почитания Уастырджы, одного из главных божеств осетинского традиционного религиозного пантеона. Уастырджы настолько почитаем, что в Осетии его считают «вторым после Бога». Сегодня в самом разгаре паломничество к главному святилищу традиционного осетинского религиозного воззрения юга Осетии – «Джеры-дзуар», расположенного в Цхинвальском районе Оно считается дарующим благоденствие, защиту от бед и жизненных превратностей. На протяжении веков святилище меняло внешний облик, но всегда оставалось почитаемым не только в Осетии, но и далеко за ее пределами.
Из истории традиционных напитков осетин
Алкогольные напитки являются частью нашей повседневности, сопровождая человека на протяжении всей его жизни: от бутылки шампанского у дверей родильного дома до поминального возлияния у его могилы. При этом у каждого народа они имеют свой перечень и особенности применения. Непременной составляющей любой коллективной трапезы у осетин, тем более ритуальной, являлись напитки. Они играли связующую роль между человеческим обществом и сверхъестественными силами, без них невозможно было представить ни календарные, ни семейные обряды. Нельзя было обойти их стороной и в общественных явлениях, особенно в культуре гостеприимства.
Из опыта практической магии наших предков
В нынешнем году в Южной Осетии аномально жаркое лето. Наверное, впервые в истории края высохли родники в населенных пунктах, воду для жителей завозит МЧС. Из-за жары участились лесные пожары и возгорания на полях. И если в наше время по причине незначительной зависимости от земледелия, мы не испытываем на себе пагубного влияния засухи, то в прошлом отсутствие дождей вызывало гуманитарную катастрофу. Из всех явлений природы, которые могли помешать успешному завершению полевых работ, опаснейшим была именно засуха. Она сводила на нет все усилия крестьянина. Засуха губила не только посевы, но и оставляла без корма домашний скот. Последствия ее были настолько катастрофическими, что суеверные люди видели в ней гнев божественных сил.
Возрождение
Беглый взгляд на некоторые параллели прошлого и настоящего национального семейного этикета
Мы часто произносим расхожую фразу «Браки заключаются на небесах»,
но не все знают ее продолжение: «...а исполняются на земле».
Как бы многие из нас не считали, что молодая семья должна начать свою совместную жизнь отдельно от родителей, я не соглашусь с этим. Однозначно, что молодые люди, только создавшие ячейку общества, начинают с притирки характеров. Процесс этот продолжительный и порой болезненный. И часто проходит не один год, прежде чем молодые супруги начнут понимать друг друга с полуслова. А может, так и не придут к этому никогда. В этой ситуации родители именно тот фактор, который сможет научить нас терпению, сдерживанию – они старше и при них, уважающий себя человек не станет выяснять отношения на повышенных тонах.
Ода национальному костюму или зашифрованное послание наших предков
Сколько себя помню, меня всегда притягивала тема национального костюма. Возможно, как и всякому ребенку хотелось нарядиться в длинное красивое платье, повертеться перед зеркалом, покрасоваться перед родными… Однако время прошло, девочка выросла, появилась возможность приобрести практически любое понравившееся платье, но вот желание надеть платье в национальном стиле, не исчезло. В стремлении разобраться в этой своей тяге я обратилась к источникам, которые должны были пролить свет на мою одержимость, и вот что у меня получилось. «…Вещи и предметы, входящие в систему жизнеобеспечения, характеризуют общество и людей ими пользующихся», – прочитала я где-то и решила, что это в полной мере можно отнести и к одежде. Далее – «Костюм является наиболее ярким и самобытным определителем национальной принадлежности человека…».
Наступивший 2015 год. Краткий обзор национальных праздников осетинского народа
Наступил Новый 2015 год и вместе с тем в Осетии начинается очередной цикл религиозных праздников. По традиции и народным верованиям собственно Новый год наступил по старому стилю в ночь с 13 на 14 января. А значит именно эта ночь и является главной в наступившем году и для осетин. В году нынешнем новогодняя ночь совпала с еще одним традиционным празднованием – «Бынатыхсæв» (букв. Ночь места). Считается, что у каждого дома есть свой покровитель – «Бынаты хицау» (букв. хозяин места или домовой), которого необходимо задобрить. В ночь со вторника на среду режут петуха, желательно темной окраски. Так как праздник широко отмечается в Осетии и поныне, накануне этого дня на городском рынке петухи были в большом дефиците. Кроме того, выпекаются пироги, нарезается сыр, готовятся сладости, достаются соленья, все приготовленное выставляется на стол. Старший мужчина в семье произносит молитву, обращаясь к «Бынаты хицау» с просьбой оказать покровительство семье.
Новый год у осетин
Новый год – праздник, который отмечают все народы. Правда, исчисление ведут разные нации по-разному, но это уже религиозно-этнические особенности. Осетины в своем понимании встречи Нового года не придерживаются излишних национальных особенностей. Как и многие народы, они с одинаковой радостью принимают Новый год и по новому, и по старому стилю.
Для тех, кто считает, что Новый год это 13 января, 1 января обычный день, без праздничных мероприятий, продолжение поста. Это православная традиция. Но официальный календарный Новый год у нас, тем не менее, наступает 1 января.
Отмечать Новый год 1 января – традиция позднего времени, настоящим Новым годом осетины в своем большинстве считают именно Новый год по старому стилю – «Ног Бон». Именно ночь с 13 на 14 считается временем таинств и чудес. Завершение годового круга и его открытие в новом календарном году для осетин – это ритуал возрождения и продолжения жизни.
Традиционные верования как инструмент самоидентификации народа или к полемике вопроса отождествления Уастырджы и св. Георгия
Приближается начало нового года и соответственно очередного годового цикла традиционных религиозных праздников в Осетии. Казалось бы, сакральный календарь за века устоялся, но это не совсем так. Сегодня у нас нет единства не только во временных сроках праздников, в которых они отмечаются, но порой даже в их семантике. Как пример, празднование Джеоргуыба, одного из главных празднеств у осетин. Праздник отмечается по всей Осетии, в диаспорах за рубежом. Тем не менее, разница во временном периоде его отправления составляет целую неделю в разных частях Осетии. Нет единства и в понимании сущности божества, в честь которого справляется праздник – Уастырджы. В преддверии празднования Джеоргуыба в осетинском обществе обычно разворачивается дискуссия, является ли этот праздник традиционно осетинским или имеет христианскую основу. Высказывается мнение, что это был праздник изобилия и окончания полевых работ, и отмечался в старину по завершению сельскохозяйственных работ, когда заготовлено сено, убрано зерно, фрукты и овощи приготовлены к хранению.