«Благодарю тебя за искреннее слово…»
Возрождение культа святилища Реком в Южной Осетии
В последние годы возрос интерес к традиционной религии осетин. Национальными осетинскими верованиями стали интересоваться, прежде всего, в среде молодежи. И если раньше все ограничивалось увеличением частоты участия молодых людей в религиозных празднествах, то сегодня предпринимаются попытки институализации этого направления. Впрочем, пока без особого успеха, по крайней мере, в отношении Южной Осетии. Здесь пока все находится у истоков движения. Ярким символом же возрождения традиционных осетинских верований в единой Осетии в последние годы стало центральное святилище Реком, находящееся в Цейском ущелье севера Осетии. Здесь уже который год собирается молодежь со всех уголков Осетии, чтобы придать своему стремлению к восстановлению древней веры организационное начало.
Фестиваль стрит-арта в Южной Осетии как искусство рушит границы
17-18 сентября в Цхинвале был проведён фестиваль уличного искусства «Иумæ уæм». Художники московской арт-группы Zukclub и Арт Пространства «Портал» из Владикавказа совместно с юго-осетинской молодёжью в течение двух дней расписывали здания и дома столицы. Фестиваль был организован по инициативе осетинского танцора Коста Джиоти, при поддержке мэрии города Цхинвал. Творчество без границ – именно так можно описать прошедший фестиваль уличного искусства «Иумæ уæм» в Цхинвале. Два дня в городе царила неподдельная творческая атмосфера: с самого утра и до поздней ночи, вооружившись инструментами, по лестницам и деревянным лесам, художники взбирались к своим старым обшарпанным холстам-зданиям, претворяя в жизнь очередную идею. Серые молчаливые стены спустя время обретали голос и начинали свой выразительный рассказ об истории нашего города, ее эпизодах.
70 лет спустя Осетия снова на кинематографическом Олимпе
Наив сложный. Наив простой. Наив исчезающий
Изучая историю любого государства, мы, в первую очередь, обращаем внимание на события и явления, которые его прославили: будь то великие войны, достижения в науке или истинные произведения искусства. Поэтому каждый народ трепетно оберегает свою историю, стремится сохранить вековые произведения искусства и восхваляет на весь мир почивших гениев. Мир никогда бы не узнал о многих великих творцах, если бы потомки позволили исчезнуть их творениям. При этом, возможно, немало талантливых имён кануло в небытие оттого, что никто не смог сохранить память о них и рассказать всему миру об их способностях. Поэтому, если появляется такой гений, его необходимо беречь, показывать и рассказывать о нём на каждом шагу.
Жертвенное животное – дар небесам и основа праздничного застолья
В Осетии продолжается череда религиозных праздников. Вплоть до ноября люди будут приходить на святые места, чтобы заручиться благоволением высших сил. В традиционном осетинском празднестве главным является жертвоприношение. К праздничному дню жертвенное животное подбирается заранее. Здесь важно соблюдать несколько условностей. В качестве жертвы (нывонд) обычно выступает бык, бычок, баран, ягненок, козел и козленок. Животное должно быть определенного окраса и без физических изъянов. Такое животное посвящалось определенному празднику, божеству или конкретному случаю, связанному, например, с выздоровлением или окончанием невзгод.
Лето в горах. Этнографические зарисовки из прошлого
В горной полосе Осетии земледелие было сложной и рискованной хозяйственной сферой. Ограниченность пахотных участков, ранняя зима, бедные почвы могли обернуться ничтожными урожаями для горца. Тем не менее, люди старались использовать любую возможность для того, чтобы получить свой хлеб. С зимы земледельцы вывозили на поля удобрения, со сходом снегов производили пахоту и сев. И молили Создателя, чтобы урожай не был погублен оползнями, ливневыми дождями, грызунами, засухой или ранними заморозками. И когда колосья наливались силой, радости горца не было предела: еще одну зиму можно будет прожить со своим хлебом.
Театральный занавес поднимется в юбилейный сезон Юго-Осетинского театра
29 июля отмечается важный юбилей в культурной жизни страны – ровно 85 лет назад в 1931 году открылся первый сезон Юго-Осетинского Государственного театра. В постановке художественного руководителя и директора театра Владимира Хетагурова шла пьесе С. Церетели «Тафсаг» («Лихорадка») в трех действиях. Роли в спектакле исполняли Иван Дзахов, Владимир Джиоев, Лидия Джиоева, Нина Чочиева. Весной 1931 года руководство Юго-Осетинской Автономной области внесло решение организовать на базе Цхинвальского драматического кружка профессиональный театр и выделило для этого денежные средства. Для работы театральной труппы предполагалось отдать новое здание, которое строилось в столице автономии.
«Осетинская Вандея» – фильм-напоминание, фильм-предупреждение
26 июля в киноконцертном зале «Чермен» состоялась презентация документального фильма «Осетинская Вандея», в котором освещаются события геноцида южных осетин 1920 года. Фильм был подготовлен под эгидой ГТРК «Ир». Таким образом, еще одно республиканское СМИ сделала свой вклад к приближающейся дате – 100-летию геноцида осетинского народа. Поставил картину начинающий режиссёр Григорий Мамиев, известный рядом работ на ГТРК «ИР», и все еще ищущий себя в разных ипостасях молодой человек. В основе же сюжета картины легли дневники грузинского генерала Валико Джугели, который в главе под названием «Южносетинская Вандея» от первого лица описывает подавление национального движения на юге Осетии.
Пивоварение в Южной Осетии. Живая традиция
Традиция изготовления пива в Осетии, к счастью, все еще существует и не стала предметом народных преданий. Каждый год к тем или иным событиям в домах жителей нашей маленькой страны варится осетинское пиво: к религиозным праздникам, на свадьбы или поминки. Представлено осетинское пиво домашнего изготовления сегодня и в системе общепита. Однако надо сказать, что пиво, которое нам подают, по большому счету, уже не является традиционным хмельным напитком. Его либо готовят без солода, либо по упрощенной технологии. Поэтому по вкусу по большей части оно напоминает скорее квас, чем традиционный солодовый напиток.