Национальные музыкальные инструменты осетин. Уходящие традиции

6-08-2014, 11:23, Культура [просмотров 11010]
  • Нравится
  • 0

Национальные музыкальные инструменты осетин. Уходящие традицииПри всей схожести музыкальной культуры народов мира, каждый из них имеет свой несомненный традиционный набор музыкальных инструментов. Так и у осетин. Какими предстают в понимании современного осетина традиционные на-родные инструменты? Это, прежде всего, гармоника и барабан-доул. Большинство наших соотечественников именно так и представляют себе инструменты наших предков. Однако отметим, что ни гармонь, ни барабан не являются традиционными осетинскими инструментами, и вошли в нашу музыкальную культуру народа относительно недавно. В Осетии, и конкретно в ее южной части гармонь становится популярным музыкальным инструментом только в 20-30 годах прошлого века, а барабан и того позже. «Хъисын фандыр» и бубен-дайра, да еще дощечки были основными музыкальными инструментами до середины прошлого века. Я лично еще в 70-х годах в ряде сел Знаурского района встречал женщин, которые выбивали музыкальный ритм на бубне. А последним народным исполнителем игры на «хъисын фандыр», из тех, кого мне приходилось слушать, был житель селения Згубир Г. Шавлохов.

Маленькие тайны большого полотна

29-07-2014, 20:27, Культура [просмотров 2691]
  • Нравится
  • 0

Маленькие тайны большого полотнаОдним из негласных символов Юго-Осетинского Государственного драматического театра им. К.Хетагурова является картина  с изображением осетинского витязя Сослана-Давида и царицы Тамары.  Художественное полотно создали три мастера осетинской художественной школы Б. Санакоев, Г. Котаев и У. Гассиев. На картине отражен эпизод из реальной истории средневековой Грузии, когда страна воевала с многочисленными врагами. Среди них наиболее могущественными были турки. Как муж и соправитель царицы Тамары, официально коронованный царем, Сослан-Давид, естественно, занимал исключительное положение при царском дворе Грузии. Но не только посредством своего статуса, а также благодаря своим выдающимся способностям, Сослан принимал самое деятельное участие в государственных делах. Как военачальник, руководил почти всеми крупными военными операциями, которые проводила на рубеже XII-XIII вв. феодальная Грузия. Под руководством Сослана и при его личном участии было одержано немало знаменательных побед. Это, в первую очередь, разгром в 1195 г. в битве при Шамхоре объединенных войск сельджукских султанов во главе с Абубекиром, взятие в 1204 г. турецкой твердыни Карса и, особенно, разгром в Басианском сражении 1205 г. войск западно-турецких правителей во главе с султаном Рума Рукн-ад-Дином. Надо отметить, что Шамхорская и Басианская битвы во многом способствовали превращению Грузии в то время в одно из серьезных государств Закавказья.

Почитание святых мест. Традиция, неменяющаяся веками

17-06-2014, 15:11, Культура [просмотров 4496]
  • Нравится
  • 0

Почитание святых мест. Традиция, неменяющаяся векамиВ жизни осетин любого социального статуса, пола и возраста есть одна особенность, которая им присуща вне зависимости от времени и пространства. Это почитание святых мест. Будь осетин во Франции или США, Южной Африке или Находке, он непременно постарается отметить хотя бы один праздник, посвященный святому национального пантеона. Не имеет значение и социальный статус человека. К святилищу поднимаются и академики, и президенты, и простые горцы, при этом именно люди высокого социального и образовательного статуса делают это с большей старательностью. Для простых горцев посещение сельского святилища ежегодная традиция, они чаще поднимаются к ним, а потому не придают этому повышенное, порой экзальтированное значение.

Юго-Осетинский Госдрамтеатр: возрождение из пепла или долгая дорога к зрителю

20-01-2014, 22:28, Культура [просмотров 4589]
  • Нравится
  • 0

Юго-Осетинский Госдрамтеатр: возрождение из пепла или долгая дорога к зрителюНа минувшей неделе в Цхинвале приступили к начальному этапу строительства нового здания Юго-Осетинского Государственного драматического тетра имени Коста Хетагурова. Строители уже снесли стены старого здания театра, сгоревшего в результате пожара в 2005 году и приступили к подготовке площадки под фундамент. Как сообщается, площадь возводимого здания будет немного увеличена. Но при этом близлежащая парковая зона не пострадает. Прежний облик фасада здания театра, безусловно, также будет сохранен.  Строительство здания Госдрамтеатра предусмотрено в Инвестпрограмме содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии и обойдется в 1 миллиард 299 миллионов рублей. Возведением нового здания занимается строительная организация ООО «Эверест» из Казани (Россия), с которой заключены соответствующие договоренности. Кроме того, «Эверест» будет заниматься строительством здания Республиканского краеведческого музея и завершит строительство Государственного киноконцертного зала «Чермен».

Новый год у осетин

28-12-2013, 16:56, Культура [просмотров 2980]
  • Нравится
  • 0

Новый год у осетинНовый год – праздник, который отмечают все народы. Правда, исчисление те или иные народы ведут по-разному, но это уже религиозно-этнические особенности. Осетины в своем понимании встречи Нового года не придерживаются излишних национальных особенностей. Как и многие народы, они с одинаковой радостью принимают Новый год и по новому, и по старому стилю. Для тех, кто считает, что Новый год это 13 января, 1 января обычный день, без праздничных мероприятий, продолжение поста. Это православная традиция. Но официальный календарный Новый год у нас, тем не менее, наступает 1 января. Отмечать Новый год 1 января – традиция позднего времени, настоящим Новым годом осетины в своем большинстве считают именно Новый год по старому стилю – «Ног Бон». Именно ночь с 13 на 14 считается временем таинств и чудес. Завершение годового круга и его открытие в новом календарном году для осетин – это ритуал возрождения и продолжения жизни.

Кони в Нартском эпосе

28-12-2013, 16:52, Культура [просмотров 3905]
  • Нравится
  • 0

Кони в Нартском эпосеНартские сказания – героический эпос, наполненный шумом битв и красотой национальных образов. Сказания порой передаются с такими элементами достоверности, что читателю кажется, что он слышит скрежет и удары мечей друг о друга, голоса героев, мощное ржанье нартских коней, видит клубящиеся пары из их ноздрей и комья земли, летящие из-под их копыт. Нарты совершают бесконечные походы во имя «доблести и славы», и, заметьте, никак не для завоевания чужой земли и порабощения другого народа. Для них не это главное. В одном нартском стихе читаем: «Нарты всегда правду искали, злого раскаяться заставляли, с жестоким – жестокие были, с хорошим – хорошие, с великим – великие, с малым – малые».

Лошадь в Осетии. История и современность

28-12-2013, 16:50, Культура [просмотров 3693]
  • Нравится
  • 0

Лошадь в Осетии. История и современностьЛетом текущего года в Москве проходили скачки на приз Президента Российской Федерации. Первый приз взял скакун по имени Макс Отто. Обычно на этих скачках преимущественно побеждали кони, заявленные главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Однако в этот раз владельцем скакуна фаворита стал представитель Южной Осетии Инал Уригаев. Макс Отто ровно на пару сотых секунды опередил пришедших следом двух лошадей Рамзана Кадырова – Рэйскар Рапсоди и Вокал Мода. Выигрыш составил полтора миллиона рублей.

Конечно, приятно, что победу одержал скакун, который был выставлен нашим земляком. Однако отметим, что скаковая лошадь была взята в аренду и не была осетинской породы. Впрочем, удивляться здесь нечему. Ведь сегодня в Осетии собственно осетинская порода не приспособлена для призовых скачек, а больше является рабочей лошадкой.

И снова о Махарбеке Туганове – человеке, педагоге, сподвижнике

27-10-2013, 12:14, Культура [просмотров 3412]
  • Нравится
  • 0

И снова о Махарбеке Туганове – человеке, педагоге, сподвижникеВоспитанник Петербургской Академии художеств, ученик Репина, выпускник знаменитой студии Ашбе в Мюнхене Махарбек Сафарович Туганов внес неоценимый вклад в развитие осетинской культуры. Многогранна была его деятельность – исследователь фольклора, этнографии, живописец, график, театральный декоратор, историк искусств, общественный деятель, глубокий знаток культуры и быта осетинского народа, талантливый педагог… Между тем, именно последняя его ипостась мало исследована, хотя через всю его жизнь красной нитью проходит постоянная забота о подготовке молодых кадров, их воспитании. Архивы Южной Осетии дают, безусловно, далеко не полный материал, но все же позволяющий лучше представить Махарбека Туганова как педагога. При этом, если по вопросу деятельности Художественного училища (1937 год) документальный материал имеется, то материалов об образованию изо-студии, предшественника Худучилища, которая также сыграла знаковую роль, в архивах, к сожалению, попросту отсутствует

Национальная кухня. Война патентов

9-07-2013, 06:32, Культура [просмотров 4332]
  • Нравится
  • 0

Национальная кухня. Война патентовОдним из элементов этнической идентификации является национальная кухня. Казалось бы, соседние народы, проживающие в сходных природно-климатических условиях, ведущие сходный тип хозяйства должны иметь одинаковый набор повседневных блюд. Однако на практике именно разность кухни в том числе отражает и разность этносов. Поэтому со временем наличие того или иного блюда свойственного народу становилось его национальной меткой. При упоминании лобио и сациви нам представляется грузин, борща и горилки – украинец,  бастурмы  и  долма – армянин...  В  кухне народов мира с осетинами связано несколько брендов – осетинские пиво, пироги и сыр. На самом деле разнообразие и особенность национальной кухни народов мира отличается большей разнообразностью. И особенность эта сегодня закрепляется юридически.

Кони в Нартском эпосе

9-07-2013, 06:30, Культура [просмотров 3411]
  • Нравится
  • 0

Кони в Нартском эпосеНартские сказания – героический эпос, наполненный шумом битв и красотой национальных образов. Сказания порой передаются с такими элементами достоверности, что читателю кажется, что он слышит скрежет и удары мечей друг о друга, голоса героев, мощное ржанье нартских коней и видит клубящиеся пары из их ноздрей и комья земли, летящие из-под их копыт. Нарты совершают бесконечные походы во имя «доблести и славы», и, заметьте, никак не для завоевания чужой земли и порабощения другого народа. Для них не это главное. В одном нартском стихе читаем: «Нарты всегда правду искали, злого раскаяться заставляли, с жестоким – жестокие были, с хорошим – хорошие, с великим – великие, с малым – малые». Действующими лицами эпоса являются не только люди, но и животные, птицы и звери (кони, собаки, волки, орлы и др.), которые принимают иногда и решающее участие в жизненной судьбе героев. Обращают на себя особое внимание легендарные кони Нартиады – потомки легендарного Авсурга, родоначальника всех коней, в момент ока проносящего по небесам всемогущего Уастырджы. Нартский конь предстает в эпосе этаким аристократом среди всех животных, он неразлучный друг нартского героя, своего хозяина, при этом для нарта он больше, чем конь. Выступает таким же сверхъестественным, как сам герой – наделен неимоверными силой и возможностями, разговаривает с человеком, дает советы. При этом конь первоначально пока испытает своего хозяина на верность в дружбе, его отвагу, он не подпускает к себе слабых и трусов.

Новости

«    Декабрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031