Конкурс «Семь чудес Южной Осетии». Время итогов

22-11-2014, 18:25, Культура [просмотров 3752]
  • Нравится
  • 0

Конкурс «Семь чудес Южной Осетии». Время итоговВ 2013 году наша редакция объявила конкурс «Семь чудес света», призванный определить наиболее значимые визуальные объекты на территории Республики Южная Осетия. Как природного характера, так и результат человеческой деятельности. Издревле человечеству известно такое понятие как чудеса света. Так называют уникальные архитектурные и часто природные памятники. Впервые это понятие – чудеса света – появилось у древних греков. В своих трудах историки и географы древности описывали те или иные творения рук человеческих, которые были достойны, по их мнению, называться чудом. Со временем образовался и перечень наиболее часто упоминаемых архитектурных объектов древности. Их оказалось семь и таковыми было принято считать пирамиду Хеопса в Египте, сады Семирамиды, храм Артемиды в Эфесе, статую Зевса в Олимпе, мавзолей в Галикарнасе, Александрийский маяк и Колосс Родосский.

Южная Осетия. Молочные реки, сырные берега

30-10-2014, 18:25, Культура [просмотров 3514]
  • Нравится
  • 0

Южная Осетия. Молочные реки, сырные берегаВ Осетии тем минимумом, которого хватает для застолья, являются «цыхт æмæ кæрдзын» (хлеб и сыр). Если на столе эти два продукта, то можно принимать любого гостя. Правда, еще необходим хотя бы один горячительный напиток. Парадоксально, но Осетия, являясь страной с богатыми традициями изготовления сыра, большим разнообразием сырной продукции не отличается. По крайней мере, на сегодняшний день. Известный сорт «осетинский сыр», по сути, является основным видом производимого сыра. Своей оригинальностью отличается кобийский сыр, производимый в Кобской котловине и который готовится из овечьего молока. Приготовление сыра (цыхт) из коровьего и овечьего молока относится к самым древним занятиям осетин. Судя по многочисленным глиняным кувшинам различных размеров, найденным в Змейском аланском городище, можно полагать, что приготовление сыра было широко распространено и у предков осетин – алан.

Поминальная трапеза у осетин

23-10-2014, 18:08, Культура [просмотров 3206]
  • Нравится
  • 0

Поминальная трапеза у осетинПоминальная трапеза – самый консервативный и уникальный феномен из традиционных обрядовых застолий осетин. Она выделяется не только внешней формой и структурой, но и содержанием, функцией и назначением, сохранившим пережитки древних религиозных верований и представлений, семиотическим восприятием вселенной; основывается на эмпирическом осмыслении бинарной оппозиции противопоставления бытия и небытия, жизни и смерти, земного и потустороннего, преисподней и небес, «мирского» и траурного. Согласно анимистическим верованиям, человек не умирает, а происходит его кончина, из этого мира он переходит в другой, в действительный мир æцæг дуне, где ему также необходима пища и другие, важные жизненно-необходимые предметы. В честь усопшего, поэтому закалывают животных, устраивают ритуальные застолья. Как только укладывают усопшего в гроб, у изголовья ставится маленький столик для поминальной еды, на который ставится хлеб, вода, напитки, зерно и постоянно зажигаются свечи

Картины как художественная иллюстрация художественного быта

9-10-2014, 13:01, Культура [просмотров 2868]
  • Нравится
  • 0

Картины как художественная иллюстрация художественного бытаВадим Бежанов. Честно говоря, мне сложно определить манеру, в которой работает этот самобытный мастер. Но когда смотришь на его картины, меньше всего хочется заниматься художественной классификацией. Потому что полотна художника меня всегда больше привлекали содержанием, чем художественной ценностью. Может быть, причина этого взгляда в моем увлечении этнографией. Действительно, каждая картина Вадима Бежанова это маленькая зарисовка осетинского быта. Даже в работах, где он увлекается миром теней и темных сил, на полотне среди всякой нечести мелькнет то изображение кувшина с аракой, то винтажной кровати, то пестрый мутак-валик. Картинки сельского быта столь реалистичны, что ждешь – сейчас промычит корова, пастухи начнут кричать на отбившееся стадо, старушка проворчит на деда, а петухи возвестят рассвет. И тут же другая картина, и уже, кажется, что в полутенях вечернего сельского пейзажа заскрипят колеса арбы, раздастся покрик погонщика и по округе разнесется запах парного молока под звон вечерней дойки.

Литературный язык. Табу и инновации

9-09-2014, 14:55, Культура [просмотров 3970]
  • Нравится
  • 0

Литературный язык. Табу и инновации85 лет назад, 5 сентября 1927 года, бюро Северо-Осетинского Обкома партии в присутствии представителей Южной Осетии (И. Абаева, А. Джатиева, И. Джиджоева, А. Плиева и др.) признало целесообразным утвердить единый литературный язык для осетинского народа и приняло постановление «О едином литературном языке для Северной и Южной Осетии». Члены бюро подтвердили решение первого объединенного съезда работников культуры и образования юга и севера Осетии по данному вопросу  и  внесли  следующую  поправку: «…обеспечить дигорские школы первой ступени соответствующими учебниками и пособиями на родном языке; на страницах газеты «Рæстдзинад» допустить параллельное печатание материалов на двух диалектах (иронском и дигорском)». Решение, на которое ссылались североосетинские коммунисты было принято на I объединенном съезде деятелей народного образования Северной и Южной Осетии. Съезд прошел в Цхинвале 19-23 августа 1924 г. На съезде были заслушаны информационные доклады Народного комиссариата просвещения Южной и Северной Осетии, доклады о системе народного образования, графике и орфографии, едином литературном языке, деятельности научных обществ, совместной культурно-просветительской и издательской деятельности. В работе форума приняло участие 50 делегатов из всех уголков Осетии.  

Махарбек Туганов: рождение первого нарта

30-08-2014, 14:16, Культура [просмотров 3074]
  • Нравится
  • 0

Махарбек Туганов: рождение первого нартаВ 1942 году Юго-Осетинский Научно-исследовательский институт выпустил на осетинском языке на но­вом алфавите сборник сказаний о нартах. Работа над книгой, начатая еще до Отечественной войны, была закончена в условиях тяжелой го­дины, когда озверелый фашизм, заливая кровью нашу социалистиче­скую родину, прорвался и на Кавказ. Бригада, которой было поручено составление книги и подбор фольклорного материала, собрала всевозможные записи и тексты ва­риантов нартовских сказаний, когда-либо напечатанные, рукописные, как из Южной, так и из Северной Осетии. Бригаде по нартовскому эпо­су пришлось перечитать около тысячи разных записей и вариантов, причем выяснилась полная неразбериха в содержании текстов, неимо­верная запутанность действий героев, имена которых фигурировали без всякого порядка. Были даже такие герои, которые по одним текстам умирали, а затем снова продолжали действовать, при полном недоуме­нии читателя, откуда мог взяться снова умерший герой?

Национальные музыкальные инструменты осетин. Уходящие традиции

6-08-2014, 11:23, Культура [просмотров 10625]
  • Нравится
  • 0

Национальные музыкальные инструменты осетин. Уходящие традицииПри всей схожести музыкальной культуры народов мира, каждый из них имеет свой несомненный традиционный набор музыкальных инструментов. Так и у осетин. Какими предстают в понимании современного осетина традиционные на-родные инструменты? Это, прежде всего, гармоника и барабан-доул. Большинство наших соотечественников именно так и представляют себе инструменты наших предков. Однако отметим, что ни гармонь, ни барабан не являются традиционными осетинскими инструментами, и вошли в нашу музыкальную культуру народа относительно недавно. В Осетии, и конкретно в ее южной части гармонь становится популярным музыкальным инструментом только в 20-30 годах прошлого века, а барабан и того позже. «Хъисын фандыр» и бубен-дайра, да еще дощечки были основными музыкальными инструментами до середины прошлого века. Я лично еще в 70-х годах в ряде сел Знаурского района встречал женщин, которые выбивали музыкальный ритм на бубне. А последним народным исполнителем игры на «хъисын фандыр», из тех, кого мне приходилось слушать, был житель селения Згубир Г. Шавлохов.

Маленькие тайны большого полотна

29-07-2014, 20:27, Культура [просмотров 2394]
  • Нравится
  • 0

Маленькие тайны большого полотнаОдним из негласных символов Юго-Осетинского Государственного драматического театра им. К.Хетагурова является картина  с изображением осетинского витязя Сослана-Давида и царицы Тамары.  Художественное полотно создали три мастера осетинской художественной школы Б. Санакоев, Г. Котаев и У. Гассиев. На картине отражен эпизод из реальной истории средневековой Грузии, когда страна воевала с многочисленными врагами. Среди них наиболее могущественными были турки. Как муж и соправитель царицы Тамары, официально коронованный царем, Сослан-Давид, естественно, занимал исключительное положение при царском дворе Грузии. Но не только посредством своего статуса, а также благодаря своим выдающимся способностям, Сослан принимал самое деятельное участие в государственных делах. Как военачальник, руководил почти всеми крупными военными операциями, которые проводила на рубеже XII-XIII вв. феодальная Грузия. Под руководством Сослана и при его личном участии было одержано немало знаменательных побед. Это, в первую очередь, разгром в 1195 г. в битве при Шамхоре объединенных войск сельджукских султанов во главе с Абубекиром, взятие в 1204 г. турецкой твердыни Карса и, особенно, разгром в Басианском сражении 1205 г. войск западно-турецких правителей во главе с султаном Рума Рукн-ад-Дином. Надо отметить, что Шамхорская и Басианская битвы во многом способствовали превращению Грузии в то время в одно из серьезных государств Закавказья.

Почитание святых мест. Традиция, неменяющаяся веками

17-06-2014, 15:11, Культура [просмотров 4143]
  • Нравится
  • 0

Почитание святых мест. Традиция, неменяющаяся векамиВ жизни осетин любого социального статуса, пола и возраста есть одна особенность, которая им присуща вне зависимости от времени и пространства. Это почитание святых мест. Будь осетин во Франции или США, Южной Африке или Находке, он непременно постарается отметить хотя бы один праздник, посвященный святому национального пантеона. Не имеет значение и социальный статус человека. К святилищу поднимаются и академики, и президенты, и простые горцы, при этом именно люди высокого социального и образовательного статуса делают это с большей старательностью. Для простых горцев посещение сельского святилища ежегодная традиция, они чаще поднимаются к ним, а потому не придают этому повышенное, порой экзальтированное значение.

Юго-Осетинский Госдрамтеатр: возрождение из пепла или долгая дорога к зрителю

20-01-2014, 22:28, Культура [просмотров 4100]
  • Нравится
  • 0

Юго-Осетинский Госдрамтеатр: возрождение из пепла или долгая дорога к зрителюНа минувшей неделе в Цхинвале приступили к начальному этапу строительства нового здания Юго-Осетинского Государственного драматического тетра имени Коста Хетагурова. Строители уже снесли стены старого здания театра, сгоревшего в результате пожара в 2005 году и приступили к подготовке площадки под фундамент. Как сообщается, площадь возводимого здания будет немного увеличена. Но при этом близлежащая парковая зона не пострадает. Прежний облик фасада здания театра, безусловно, также будет сохранен.  Строительство здания Госдрамтеатра предусмотрено в Инвестпрограмме содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии и обойдется в 1 миллиард 299 миллионов рублей. Возведением нового здания занимается строительная организация ООО «Эверест» из Казани (Россия), с которой заключены соответствующие договоренности. Кроме того, «Эверест» будет заниматься строительством здания Республиканского краеведческого музея и завершит строительство Государственного киноконцертного зала «Чермен».

Новости

«    Январь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Популярно