Победитель конкурса «Зарæг» Арсен Хасиев. Начинающий футболист с голосом победителя

13-03-2023, 13:24, Культура, Интервью [просмотров 981]
  • Нравится
  • 1
Победитель конкурса «Зарæг» Арсен Хасиев. Начинающий футболист с голосом победителяВ конце прошлого года на Национальном телевидении подвели итоги проекта "Зарæг". В ходе трехмесячной жизни конкурса республике открылись новые имена юных исполнителей. Финал проекта прошел в театре, за любимца жюри и победителя голосования в зале болела его команда, друзья и родные. Среди десятков парней и девушек с вокальными данными был и Арсен Хасиев.Одиннадцатилетний парень нацелен на спортивные успехи в футбольной арене, пока в составе звёздной детской команды Южной Осетии «Барсалан». Не так давно юный артист побывал в редакции газеты «Республика» и поделился впечатлениями о конкурсе, рассказал, почему, несмотря на успехи на сцене, спорт превалирует над творчеством, и как в звёздной семье относятся к его выбору стать известным футболистом.

В ожидании премьеры «Черная бурка» на сцене юго-осетинского театра

6-03-2023, 16:16, Культура [просмотров 572]
  • Нравится
  • 0

В ожидании премьеры «Черная бурка» на сцене юго-осетинского театраВ середине весны в Юго-осетинском Государственном драматическом театре состоится премьера спектакля «Черная Бурка» («Сау Нымæт») по произведению Георгия Хугаева. Мы уже писали, что режиссером постановки является уже знакомый юго-осетинскому зрителю Казбек Джелиев, два года назад ставивший в Цхинвале «Дон Жуана», который был восторженно принят театралами города. В этом году северо-осетинский режиссер вернулся в Южную Осетию, чтобы представить зрителю пьесу уже осетинского автора («Республика», №4-5).

Георгий Хугаев, автор «Черной Бурки», родился в Ногире в 1922 году и стал одним из наиболее известных осетинских драматургов и режиссеров. В 1969 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1974 – Народного артиста РСФСР. Долгие годы Хугаев возглавлял Северо-Осетинский музыкально-драматический театр, ставил Шекспира, переводил для сцены русскоязычных и зарубежных авторов, а также писал и свои произведения. Изначально он стал известен как автор комедий и так называемых «грустных комедий», однако затем расширил свой репертуар и написал несколько драм и трагедий. Среди них и «Черная Бурка».

Лауызгæнæн – традиционные блинные поминки у осетин

6-03-2023, 16:10, Культура [просмотров 1518]
  • Нравится
  • 0
Лауызгæнæн – традиционные блинные поминки у осетинЕжегодно при приближении традиционных у осетин «Лауызгæнæн» – блинных поминок возникает вопрос о дате их проведения. Начинаются споры. И тут следует сказать, что увязывать данные поминальные дни народного календаря с христианским, даже при имеющихся параллелях, неверно. Оттого и путаница. Лауызгæнæн у предков осетин существовал еще с древних времен и высчитывается по Лунному календарю. 

К вопросу названий месяцев осетинского календаря

30-01-2023, 15:43, Культура [просмотров 2080]
  • Нравится
  • 0
К вопросу названий месяцев осетинского календаряВряд ли найдется человек, который хотя бы раз в жизни не задавался вопросом – что скрывается за названием каждого месяца в его осетинском звучании? Привычные нам ныне названия 12 месяцев успешно закрепились в русском языке после принятия григорианского календаря, хотя и на Руси в древности месяцы имели свои собственные названия. В Осетии григорианский календарь нашел свое отражение после принятия нашей Родины в состав Российской империи. Между тем современный григорианский календарь с названиями месяцев – это заслуга Древнего Рима. Именно древние римляне дали им названия в честь богинь и богов, знаменитых и прославленных императоров, которые теперь стали привычными и для нас. Так, первый месяц в году – январь – назвали в честь бога римлян Януса. Февраль произошел от этрусского бога подземного царства Фебрусса. Март был назван в честь римского Бога войны Марса. Апрель в честь Афродиты – греческой богини, хотя по этому поводу ученые спорят до сих пор. Пятый месяц в году, а это Май, был назван в честь греческой богини Майи. Месяц июнь назвали благодаря римской богине Юноне. Июль в честь Великого Юлия Цезаря. Август, соответственно, в честь римского императора Октавиана Августа. Названия же последующих месяцев, от сентября до декабря, произошли от названия чисел. Сентябрь стоит седьмым по счету месяцем в календаре (в древние времена у римлян, также как и у алан, год начинался с марта месяца) и, соответственно, его назвали «septem», что означало с латинского языка «семь», октябрь от слова «octo» (восемь), ноябрь – «novem» (девять) и декабрь – «decem» (десять). У осетинского народа есть свои названия месяцев. И сегодня газета «Республика» решила разобраться – каково происхождение осетинских названий двенадцати месяцев и как они появились в языке.

Казбек Джелиев о новой постановке, роли театра в обществе и страхах режиссера

23-01-2023, 14:55, Культура [просмотров 1342]
  • Нравится
  • 0
Казбек Джелиев о новой постановке, роли театра в обществе и страхах режиссераВ 2021 году на сцене Юго-Осетинского Госдрамтеатра прошла премьера спектакля «Дон Жуан» молодого осетинского режиссера Казбека Джелиева. Выпускник Театрального института им. Б. Щукина за три месяца поставил с труппой юго-осетинского театра спектакль, с восторгом принятый нашим зрителем. Недавно стало известно, что в ближайшем будущем Джелиев вернется в Южную Осетию и будет работать над новой постановкой – на этот раз на сцене нашего театра он воплотит один из лучших образцов национальной драматургии «Черную бурку» Геора Хугаева («Сау Нымæт»). «Республика» поговорила с режиссером о его профессии, выборе постановки и проблемах театра в современном мире.

Шапка и косынка как атрибуты траура у осетин. Некоторые мысли вслух

23-01-2023, 14:47, Культура [просмотров 3030]
  • Нравится
  • 0
Шапка и косынка как атрибуты траура у осетин. Некоторые мысли вслухСовременные осетинские похоронные обряды во многом сохранили свою традиционность. Это проявляется в их многолюдности, формах выражения траура, ряде других элементов. Причина подобного явления в стремлении народа следовать привычной, издавна принятой манере поведения. Однако древняя традиция в наши дни нередко облекается и в новые надуманные формы. К примеру, есть свои правила ношения траура. И сегодня хотелось бы поговорить о таком атрибуте траура, как папаха у мужчин, и косынка у женщин.

Непраздные размышления или почему символ Нового года правильнее называть Ног Бон, а не Дед Мороз или Митын Дада

14-01-2023, 14:17, Культура [просмотров 924]
  • Нравится
  • 0
Непраздные размышления или почему символ Нового года правильнее называть Ног Бон, а не Дед Мороз или Митын ДадаНачнем с того, что понятие Митын Дада появилось сравнительно недавно и, по сути своей, данный персонаж является фактическим прототипом российского Деда Мороза, в дословном переводе означая Снежный Дедушка. Для чего надо было придумывать новый персонаж, тогда как у наших предков с древнейших времен есть свое олицетворение Нового года, свой покровитель – Ног Бон, вопрос отдельного разговора, хотя ответ на поверхности. За минувшие два столетия, пока во времена царизма, а после во «всеобобщающий» советский период мы неосознанно потеряли многое, что являлось основами идентификации нашего народа – обычаи, традиции… и теперь пытаемся восстановить хотя бы частично великое наследие предков.

Уже прошло семь лет как не стало Беге…

17-12-2022, 14:28, Культура [просмотров 3348]
  • Нравится
  • 0
Уже прошло семь лет как не стало Беге…Наш талантливый, добрый и всеобъемлющий Инал Джуссоев… Беге… Семь было его любимым числом. Он почему-то больше его ценил, чем ту же сакральную восьмерку… И вот завтра, в воскресенье, 18 декабря, исполняется семь лет как с нами нет Беге... Его не с кем сравнить, и некем заменить. Мы понимали его феномен, но все же, видимо, не до конца осознавали. С ним всегда было легко, интересно и поучительно. Пусть он и был младше. Откуда он черпал свои знания – сказать трудно, но было устойчивое ощущение, что Беге имел какую-то невидимую связь с прошлым. Фантастический художник и невероятный друг. Осетин, олицетворяющий в себе наш национальный æгъдау и фарн… Он спешил жить, чтобы успеть насладиться общением с друзьями, простыми жителями города, успеть донести свою духовную частичку своему народу. В частности, посредством картин, многие из которых остались незавершенными, осиротели без кисти своего создателя. У него был свой неповторимый стиль, обширное национальное мышление, во всех работах просматривается глубокий смысл. И не случайно, что большинство его работ выполнены в национальном стиле, по мотивам Нартского эпоса. Его мышление, его человеческий стержень зарождался в детстве, в среде, в которой он воспитывался. Дедушка – ученый с мировым именем Захар Ванеев, чье имя носит наш Научно-исследовательский институт, отец – известный художник Александр (Лео) Джуссоев, мама – Лидия Наниева – удивительный педагог… И вот уже семь лет как младшего звена этой потрясающей национальной цепочки не стало… Мы не смогли его уберечь, сохранить эту так необходимую частичку души Осетии. В его разговорах, общении, в его тостах всегда присутствовала жизнь, мудрость, простота и искренность. Человек заряжался его оптимизмом и энергией. И уносил с собой его смех, благость и любовь к людям. Мечтатель и чистой души человек... Рухсаг у, Беге... Мæрдты цы хуыздæр ис, уый дæ хай!

Куырм Бибо. Его роль в истории осетинской культуры

12-12-2022, 12:57, Культура [просмотров 1468]
  • Нравится
  • 0

Куырм Бибо. Его роль в истории осетинской культурыXIX век по праву можно считать «золотым» и для осетинской культуры. Если взять только литературу, сколько великих имен он подарил осетинскому народу только в этой области! Коста, Секъа, Арсен, ряд других ярких звезд загорелись на небосклоне осетинской художественной литературы, и в этом ряду, несомненно, на самом почетном месте имя легендарного народного сказителя Бибо, который в истории Осетии известен как Слепой Бибо.

Бибо Дзугутов родился в Горном Даргавсе. Еще в раннем детстве, заболев корью, мальчик ослеп, и в таком состоянии научился играть на осетинском народном инструменте хъисфæндыр, петь и таким образом передавать окружающим сказания.

Гендерные различия в религиозной жизни осетин

5-12-2022, 14:23, Культура [просмотров 1622]
  • Нравится
  • 0
Гендерные различия в религиозной жизни осетинВ любом человеческом сообществе разность мужчин и женщин определяют многие маркеры: внешний облик, поведение, физические возможности. Гендерные различия формируются также особенностями восприятия мира и участием в общественно-полезной деятельности. В зависимости от пола традиционное общество определяло правила, которых должен был придерживаться общинник, и соответствие норм его поведения ожиданиям соплеменников. На протяжении эпох формируются черты, нормы, стереотипы, роли, типичные и желаемые для тех,кого общество определяет, как «мужчина» и «женщина».
Назад 1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 46 Далее

Новости

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Популярно