Сохранить наследие предков
Уважаемые читатели! Наша редакция снова предлагает совместно составить реестр святых мест Республики Южная Осетия. Сюда будут включены: наименование святилища, его схема, фотографии, описание ритуала и, конечно же, его история. Эта работа предполагает коллективный труд, и поэтому приглашаем принять участие в этом добром деле всех желающих. Мы уже обращались к святилищам ущелья Бырытат («Республика» № 51-52 за 2014 год) и надеемся с вашей помощью продолжить эту работу.
Известно, что свои особенности имели у осетин зримые воплощения присутствия божественной сути – святилища (ку-вæндон/ковæндонæ). Кувæндон (букв. «место для моления») в Осетии были представлены несколькими типами. Это могли быть добротные сооружения из неотесанного камня на растворе или без него, другие представляли нагромождения камней, оставшихся от более древних построек... Небожитель мог «обитать» в кронах деревьев или же в пещере. Иногда святилища обретались в развалинах башен или сами были построены в виде маленьких монолитных башенок. Часть святилищ имела ограждения, за которые могли заходить только жрецы. Иногда в качестве мест отправления традиционного культа использовались и заброшенные православные храмы, которые, в свою очередь, обычно строились на священных для местных жителей местах.
Святилища располагались как в населенных пунктах или рядом с ними, так и на возвышенностях. В последнем случае, если доступ к святому месту был затруднителен, со временем обустраивался «филиал» у его подножия. Святилища были общеущельными, общесельскими и фамильными. Если жители переселялись в другое место, то они обустраивали там и святое место. Для этого было необходимо забрать из прежнего святилища один камень и уложить его в основание нового.
Одни святые места сохранили свою «привязку» к конкретному небожителю. Например, «Уастырджыйы кувæндон», «Уацилла» и т.д.; сакральное содержание иных же утеряно, осталось только восприятие по расположению на местности или по цветовой идентификации «Рагъы дзуар», «Урс дзуар»... Хотя очевидно, что и эти святилища были посвящены определенным представителям религиозного пантеона осетин.
Сегодня мы рассмотрим святые места Челиатского ущелья, расположенном в историческом регионе Урс-Туалта, что в Дзауском районе. Здесь также сохраняется традиция бытования семи главных святынь. Это абстрактное понятие священной местности «Челиаты авд дзуары» (букв. «Семь святилищ Челиат»). Сюда входят святилища, расположенные на всем протяжении Челиатского ущелья: «Саниба», «Реком», «Мыкалгабыр», «Илиа», «Уацилла», «Аларды» и «Дуарау Уастырджы».
«Аларды» – небольшое каменное строение без крыши за селением Мидæггæг Челиат. Аларды, божество осетинского традиционного религиозного пантеона. Его имя связано с узкой специализацией – он по народным поверьям насылает на детей корь и оспу. Для того, чтобы его умилостивить, весной отмечался праздник, посвященный Аларды, которому приносилась жертва в виде белого барашка с просьбой не насылать на людей болезни. Кроме этого, чтобы не накликать гнев Аларды, его называли иносказательно «золотым, светлым». День празднования всегда понедельник.
«Илиайы кувæндон» – название переводится, как «Место моления Илье», святилище посвящено пророку Илье. Каменные развалины на небольшом отроге за селением Челиат. Отмечалось в августе через неделю после празднования дня начала сенокоса «Атынаг», в понедельник-вторник. Впрочем, многие считают, что изначально святилище носило имя Уацилла, но со временем, под воздействием христианства трансформировалось в имя пророка Ильи.
«Мыкалгабыр» – каменное строение, покрытое крышей, расположено в конце ущелья у основания леса на поляне. «Мыкалгабыр» – божество-дзуар и одноименное культовое место в осетинской традиционной религии. Одно из трех наиболее важных, вместе с Реком и Таранджелос, осетинских святилищ. Посвящено плодородию и семейному изобилию. В Челиатском ущелье в святилище приходили на праздник начала сенокоса «Атынæг».
Это святилище было местом, где собирались все жители Челиатского ущелья. В другое время обитатели каждого села и отселка посещали разные святилища. И только раз в года, после того как люди обходили свои святилища они приходили на поляну к «Мыкалгабыр», где устраивалось общеущельное моление.
«Реком» – святилище, устроенное на небольшой ровности за отселком Токотæ, на южной стороне ущелья. Святилища с таким названием посвящены Уастырджы и встречаются по всей Осетии. Наиболее почитаемое находится в Цейском ущелье Северной Осетии. При этом местное святилище не считалось его «филиалом», а было одним из многочисленных равных, одноименных святых мест на территории юга Осетии. Празднование «Реком» в Челиатском ущелье было весной, приходилось на Кæрдæгхæссæн (Троицу).
«Саниба» – святилище на южном отроге Челиатского ущелья, каменные развалины. В.Абаев полагает, что это древнеязыческий праздник, после христианизации Осетии привязанный к грузинскому храмовому празднику Троицы (поскольку есть некое созвучие с грузинским «Самеба» (Троица). Однако в Челиатском ущелье празднование его справлялось осенью после окончания сенокоса и перед началом жатвы хлебов, тогда как Троица справляется весной. Очевидно, со временем праздник, хотя и не сохранив своего прежнего названия, вернулся на свое «место» в календаре традиционных осетинских праздников.
«Уацилла» – святилище расположено на правом берегу реки на возвышенности. От святилища сохранилось каменное основание. В осетинской мифологии Уацилла – громовержец и повелитель бурь, покровитель земледелия и урожая, поэтому он называется «хоры (хлебным) Уацилла». Во время традиционного обряда в прошлом Уацилла посвящался третий тост за пиршественным столом. Несмотря на то, что ряд исследователей отождествляет это божество с св.Ильей, их одновременное бытование позволяет предположить, что это все же два разных персонажа.
«Дуарау Уастырджы» – святое место расположено на околице села Дзукаты-кау, в начале ущелья. Сохранились остатки каменой постройки. Существует и визуальный ориентир – грушевое дерево. Это было фамильное святилище Дзукаевых и Мисостовых. Святилище в честь Уастырджы, самого главного персонажа осетинского пантеона. Уастырджы – покровитель мужчин, путников и воинов, защитник бедных и обездоленных. Осетины его представляют всадником на чудесном белом коне и наделяют любимое божество лучшими человеческими качествами: «Сыгъзæрин» (Золотой) Уастырджы, «Сыгъзæрин-базыр» (Златокрылый) Уастырджы и т.д. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лæгты дзуар» (Покровитель мужчин). Отмечается в дни общеосетинского праздника Джиуаргуыба осенью в течение недели. Кроме того жители села Дзукаты-хъау и отселка Мисосты-сых в святилище приходили и в день празднование начала сенокоса «Атынаг».
От редакции: Если у вас есть информация о том, как отмечалось празднование святилища, имеются легенды, фотографии, рисунки просим звонить по телефону: +7-929-804-35-60.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.