Картины как художественная иллюстрация художественного быта

9-10-2014, 13:01, Культура [просмотров 3853] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Картины как художественная иллюстрация художественного бытаВадим Бежанов. Честно говоря, мне сложно определить манеру, в которой работает этот самобытный мастер. Но когда смотришь на его картины, меньше всего хочется заниматься художественной классификацией. Потому что полотна художника меня всегда больше привлекали содержанием, чем художественной ценностью. Может быть, причина этого взгляда в моем увлечении этнографией. Действительно, каждая картина Вадима Бежанова это маленькая зарисовка осетинского быта. Даже в работах, где он увлекается миром теней и темных сил, на полотне среди всякой нечести мелькнет то изображение кувшина с аракой, то винтажной кровати, то пестрый мутак-валик. 

Картинки сельского быта столь реалистичны, что ждешь – сейчас промычит корова, пастухи начнут кричать на отбившееся стадо, старушка проворчит на деда, а петухи возвестят рассвет. И тут же другая картина, и уже, кажется, что в полутенях вечернего сельского пейзажа заскрипят колеса арбы, раздастся покрик погонщика и по округе разнесется запах парного молока под звон вечерней дойки. 

Сценки же из народных празднеств, изображенные художником, напоминают телевизионный стоп-кадр с картинкой на паузе. Кажется, сейчас нажмут кнопку «Pley» и пестрые человечки пустятся в перепляс. 

По картинам В.Бежанова можно изучать народный быт: варку пива и араки, обмолот зерна, выпечку хлеба, вывоз сена. В его художественных работах во времени и пространстве законсервировалась даже архитектура. Например, сегодня уже мало кто знает, что в Южной Осетии были дома с земляными крышами. И еще меньше людей их видели сами. Но такие дома изображены на картинах мастера. То же селение Брытат, где дома с глинобитным покрытием уже давно сменились высокими покатыми крышами с дранкой. 

Возможно, именно Вадим Бежанов станет основателем нового направления в живописи. Я бы это направление назвал «АРТ - этнография», так как этнография описывает народы, а В.Бежанов в своих картинах делает это художественными средствами. 

Действительно, даже там, где мастер создает картины с высоким идейным смыслом, он не отступает от этой манеры. Сегодня хотелось бы рассмотреть картину Вадима Бежанова «Коста. Моя Осетия», написанная к юбилею великого осетина. Здесь Коста стоит между двумя частями Осетии, южной и северной. Но для него она едина. Коста, как бы, говорит: «Это моя единая Осетия!». В руках у него главное его поэтическое произведение «Ирон фæндыр», поэтическая сокровищница национальной поэзии. 

Мастер изображает визуальные символы Осетии: вершины Бурсамдзел и Зикара, церковь в селении Уанел. По всему полотну раскинуты узнаваемые образы. Вот певец старины слепой Кубады речитативом повествует, собравшимся вокруг него людям, о делах минувших лет, мимо села проносится кавалькада конников, несущихся к финишу, где победителя ждет главный приз – новая черкеска. Быки, тянувшие арбу, груженную сеном, остановились на мгновение, чтобы погонщик мог с почтением поздороваться с пожилой женщиной, встретившейся на пути. Деревенское стадо на пастбище гонит пастух, стараясь не смотреть в сторону скачек и расположившегося на окраине села пиршественного стола. 

На этой картине художник изобразил четыре застолья. Одно на северной половине, а три на южной. Возможно, в этом подтекст с указанием на эпикурейство осетин-южан, а может простая случайность. Здесь же умельцы варят пиво, при этом художник тщательно изобразил элементы процесса варки и инвентарь. Рядом с котлом сидит старик, очевидно, главный дегустатор и эксперт. Неподалеку пиршественный стол, к которому спешат гости. А пирушка уже в самом разгаре, кто-то из гостей провинился и ему по требованию тамады теперь положен  штрафной  рог араки. И отчаянные жесты руками здесь уже не помогут – рядом уже стоит молодой парень с рогом, как символ неизбежности. Пока старшие возносят хвалу небесам и умению хозяйки, поодаль молодежь устроила танцы под гармонику и барабан-гуымсаг. 

По небольшому мостику в селение вступают женщина с подростком. В руках у нее петух, а мальчик держит в одной руке котомку с пирогами, а другой – ведет за веревку барашка. Их путь мимо шумной и веселой компании к святилищу. Именно туда они несут подношения. У церкви уже собрались люди, чтобы также испросить благодати у Всевышнего. 

На картине более ста персонажей. Одни лица изображены расплывчато, но некоторые с определенной четкостью. Это позволяет предположить, что эти образы имеют портретное сходство с живыми людьми. Так что советую знакомым и односельчанам художника поискать на картине знакомые лица. 

Обычно Вадим Бежанов бывает скуп на цвета в своих полотнах. Но в этот раз здесь картина радостная, светлая, расцвеченная во все цвета радуги. Перед нами праздник жизни, в котором хочется принять участие. 

Р.Кулумбегов

  

От редакции: Вадим Бежанов – член Союза художников СССР, член Союза художников России, член Союза художников РЮО, народный художник РЮО, заслуженный педагог РЮО  

Картины как художественная иллюстрация художественного быта

 

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Популярно