Маленькие тайны большого полотна
Одним из негласных символов Юго-Осетинского Государственного драматического театра им. К.Хетагурова является картина с изображением осетинского витязя Сослана-Давида и царицы Тамары. Художественное полотно создали три мастера осетинской художественной школы Б. Санакоев, Г. Котаев и У. Гассиев.
На картине отражен эпизод из реальной истории средневековой Грузии, когда страна воевала с многочисленными врагами. Среди них наиболее могущественными были турки. Как муж и соправитель царицы Тамары, официально коронованный царем, Сослан-Давид, естественно, занимал исключительное положение при царском дворе Грузии. Но не только посредством своего статуса, а также благодаря своим выдающимся способностям, Сослан принимал самое деятельное участие в государственных делах. Как военачальник, руководил почти всеми крупными военными операциями, которые проводила на рубеже XII-XIII вв. феодальная Грузия. Под руководством Сослана и при его личном участии было одержано немало знаменательных побед. Это, в первую очередь, разгром в 1195 г. в битве при Шамхоре объединенных войск сельджукских султанов во главе с Абубекиром, взятие в 1204 г. турецкой твердыни Карса и, особенно, разгром в Басианском сражении 1205 г. войск западно-турецких правителей во главе с султаном Рума Рукн-ад-Дином. Надо отметить, что Шамхорская и Басианская битвы во многом способствовали превращению Грузии в то время в одно из серьезных государств Закавказья.
На картине изображен момент, когда перед Тамарой склоняются предводители турецких войск, разбитых Сосланом-Давидом. Помимо исторического и художественного интереса, для нас любопытно узнать, с кого писались персонажи картины, кто являлись прототипами. Ведь в практике художников всегда присутствовал соблазн изобразить на полотне в том числе и самого себя.
Любопытно, но на картине действительно изображен один из авторов полотна. Но он прописан не в образе центрального персонажа, как это можно было бы предположить, а одного из… поверженных врагов. Это художник У.Гассиев в образе турецкого военачальника, стоящего на коленях перед царем и царицей. Можно только приветствовать скромность и определенную самоиронию живописца, решившего изо бразить себя в подобной ипостаси, если бы не одно но… Падшего ниц персонажа нарисовали его соавторы, решив пошутить так над своим коллегой.
Обычно, при совместной работе, художники распределяют между собой объем заказа. Каждый рисует своего персонажа или общий фон картины. Вполне возможно, что У.Гассиев нарисовав «своего», скажем, Сослана-Да-вида или Тамару, впоследствии занимался другим делом, а его товарищи уже по своему усмотрению нарисовали лицо турка, ради шутки срисовав его со своего товарища. (Заметьте, что голова поверженного турка, вопреки сюжету, расположена не ничком вниз, а как бы целенаправленно повернута к зрителю).
Что же касается основных персонажей, то основное внимание на картине, конечно же, привлекает сам Сослан-Давид. Понятно, что этот об-раз должен был создаваться на фактурной основе. Поэтому, думается, представители юго-осетинской богемы прошлых лет без труда узнают в нем известного осетинского танцора Хазби Гаглоева. Понятно, что это не фотографический портрет, художники всегда по-своему «подгоняют» образ к конкретной теме.
Что же касается царицы Тамар, то, по имеющейся информации, она списывалась с еще одного представителя мира искусств, также участника ансамбля «Симд» – Вены Тадтаевой. У этой девушки была необычайная стать и яркая аристократическая внешность.
Впрочем, и Сослан, и Тамар – это, безусловно, собирательные образы, и искать фотографическое сходство дело неблагодарное.
И еще небольшой штрих в заключении к истории создания самой картины. В 1957 году в Тбилиси прошла декада осетинского искусства и литературы, в которой, естественно, принимали участие творческие коллективы из Юго-Осетинской Автономной области. В рамках этого мероприятия в Тбилиси прошла выставка работ художников Осетии, состоялось совместное заседание писателей и поэтов, в театре имени Марджанишвили Юго-Осетинский Госдрамтеатр показал спектакль «Залина». В этом же театре состоялся и концерт Государственного ансамбля песни и танца под руководством Д.Хаханова.
В преддверии декады печатались произведения осетинских писателей. Среди заказов на художественные произведения была и работа «Тамара и Давид», призванная «олицетворять вековую дружбу грузинского и осетинского народов». Картину должны были преподнести в дар одному из Тбилисских музеев. Но, к счастью, что-то не сложилось и художественное полотно осталось в Южной Осетии, заняло достойное место в здании Юго-Осетинского Госдрамтеатра, пережив вместе с ним пожары и переезды.
Таков небольшой фрагмент истории известного исторического полотна, которое в настоящее время, кстати, нуждается в серьезной реставрации.
Коцты Х.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.