В ожидании премьеры «Тиль»
Недавно назначенный исполняющим обязанности
художественного руководителя Юго-Осетинского Государственного драматического
театра Казбек Джелиев возвращается на сцену с уже анонсированной постановкой –
музыкальным спектаклем «Тиль» по сатирической пьесе Григория Горина. В прошлом
веке «Тиль» с Николаем Караченцовым семнадцать лет шел на сцене Ленкома с
неизменным успехом; а юго-осетинская студия театрального института им. Б.
Щукина, в свою очередь, представила его зрителю как свой выпускной спектакль –
и московская публика, причем не только осетинская, приняла его с большой
теплотой.
– В том, «щукинском» спектакле режиссером выступила художественный руководитель курса Анна Дубровская, Вы же играли роль Монаха. Почему сейчас, на сцене юго-осетинского театра, Вы решили вернуться к этой постановке?
– Наверное, это идет еще с истории набора нашего курса. Ведь мы были именно осетинской студией, целевым набором, и возможным это стало благодаря руководству Южной Осетии. Но надо понимать, что эта возможность в первую очередь появилась из-за того, что было стремление помочь Южной Осетии после войны августа 2008 года. Если бы не эта война, нашего курса, возможно, и не было бы... Поэтому я очень переживаю, что все мы, как курс, не вернулись в Южную Осетию. Здесь сейчас только Григорий Мамиев, Инга Маргиева и Нина Кокоева... Я сам изначально был приглашенным режиссером, и только потом уже был включен в штат театра... И то, что мыне все вернулись – это очень сложный, личный момент для меня. У нас ведь были прекрасные постановки – не только «Тиль», но и «Ромео и Джульетта», «Шутки Чехова»... и мне честно жаль, что спектакли, в которые Южная Осетия вложилась, больше не играются.
Почему же я из трех наших «щукинских» спектаклей решил ставить именно «Тиля»? Все просто – речь в нем идет о борьбе Фландрии, маленького городка Даме, за свободу и независимость. Эта история очень близка нам, очень органична и актуальна для Южной Осетии, и наш зритель, надеемся, с радостью это произведение примет.
– Не было мысли «восстановить» спектакль спрежним составом?
– Если бы вся наша студия была здесь – наверное, тогда правильным решением было бы пригласить Анну Леонардовну Дубровскую, и она бы восстановила спектакль на этой сцене. Но, так как здесь всего три человека, такой вариант нам не подходит. Тем более что с момента той постановки прошло уже десять лет, многое изменилось, изменились мы сами. Вот и я здесь уже не в роли актера, а как режиссер... Так что решено было ставить спектакль заново. Само собой, от текста Горина мы никуда не денемся, так же как и от музыки Геннадия Гладкова, но интерпретировать материал я буду со своей точки зрения.
– Постановка остается музыкальной,как и в оригинале Горина?
– У Горина, если уж говорить конкретно, тоже не оригинал: оригинальная «Легенда о Тиле Уленшпигеле» принадлежат бельгийскому автору Шарлю де Костеру, а это XIX век. Горин писал свой сценарий в середине семидесятых, причем писал практически «на ходу», параллельно с репетициями... А так, по жанру, да, это рок-опера: когда он ставился в Ленкоме с Караченцовым в роли Тиля, его так определили. Караченцов, кстати,приходил к нам наитоговый показ и это был очень волнительный для нас момент.
Изменения в тексте будут, они неизбежны. Тем более что постановка идет в переводе: это дебют «Тиля» на осетинском языке на осетинской сцене. Перевод делала Залина Басиева, и он получился замечательный, очень органичный. Свою работу над ним она начала как раз с песен – ведь прозу, диалоги переводить достаточно просто, а вот с песней надо попасть и в ритм, и в дух и атмосферу оригинала...
Спектакль сложный технически, тут не только с актерами нужно работать, но и с музыкальным оформлением. У нас живая музыка, петь тоже будем вживую. Мы обратились к Мадине Петросян, она стала нашим педагогом по вокалу. Настоящая находка: она поставила вокал даже тем актерам, которые раньше никогда не пели.
Из-за музыки, из-за песен, из-за перевода спектакль получается не только технически сложный, но и очень затратный финансово. В этом смысле нам очень помогло министерство культуры, лично министр Рада Дзагоева, и вообще руководство Республики оказало большую поддержку. Без такого внимания у нас бы вряд ли получилось поставить эту пьесу.
– Как в итоге распределились роли?
– Ребята, которые играли в Москве, будут играть свои роли: Инга Маргиева играет Сооткин, матушку Тиля, Нина Кокоева – его возлюбленную, Неле. Григорий Мамиев исполняет роль Иоста рыбника. Другие роли взяли солисты нашего театра – Сослан Хасиев играет Клааса, Эдуард Ванеев – Палача, Георгий Валиев воплотит роль Короля Филиппа, а Дзерасса Таугазова – его супругу Марию. Эмма Хасиева исполняет роль Старухи Стивен, Ира Догузова играет мать Неле, Каталину. Кроме того, у нас замечательные студенты-выпускники, которые прекрасно влились в труппу: самого Тиля сыграет Вадим Зассеев, Игорь Тедеев будет играть его лучшего друга Ламме. Мою роль, Монаха, исполнит Давид Козонов. Я сначала подумывал сыграть ее сам, но это очень рискованно, я не могу ставить сам на себя. J
Молодежь у нас, действительно, отлично вливается в работу, и для меня самого это очень интересно – я впервые работаю с совсем еще начинающими артистами в главных ролях. В итоге состав у нас собрался рабочий, все хотят быть рядом, творить, делать, а не разрушать – и это очень важно в процессе.
Ожидания от премьеры у нас самые позитивные. Сейчас «наносятся» последние штрихи по костюмам, декорациям, световому и звуковому оформлению, по музыкальным направлениям, песням... Оформляет спектакль, кстати, Давид Найфонов, мы с ним уже не первый раз работаем... И уже скоро выходим на этап прогонов. Светлые ожидания, хорошие, и, если юго-осетинский зритель наш спектакль примет, мы, конечно, будем его всячески продвигать, в первую очередь, конечно, в Северной Осетии, и дальше тоже.
– Ленкомовский «Тиль» по пьесе Горина стал знаковым для своего театра – в бурные, неспокойные 70-ые он хорошо попал в настроения общества, с радостью принявшего тему борьбы с имперской идеологией; но и для труппы театра он сыграл важную роль – не каждая постановка остается на сцене 17 лет. Какая роль уготована Вашему «Тилю» в юго-осетинском театре?
– Для меня каждая постановкаочень важная, знаковая. И «Тиль Уленшпигель», конечно же, не исключение. Для нас будет большой победой, если этот спектакль станет каким-то особенным в репертуаре нашего театра. Но главной победой будет, если новая постановка придется по вкусу нашему зрителю. Это наша главная задача – ведь мы работаем ради нашего зрителя.
– Это еще и первая Ваша постановка в роли художественного руководителя, хотя, конечно, работать над спектаклем Вы начали задолго до назначения... Какие есть планы на дальнейшую работу?
– Я считаю, что нужно срочно возвращать юго-осетинский театр. Не хочется говорить о проблемах, но они есть, в репертуарном плане. В первую очередь потому, что кто-то из актеров уходит из театра, кто-то не может играть по состоянию здоровья или по семейным причинам... Это первая глобальная проблема нашего театра, а из нее уже вырастает проблема с репертуаром. Это, кстати, касается и детского репертуара, юному зрителю нам практически нечего показывать, а ведь сегодняшние дети – потенциально наши завтрашние взрослые зрители...
Театр надо делать, строить, его надо превратить в точку притяжения. Ничего глобального, каких-то масштабных реформ и перестроек не будет, но мы будем работать над тем, чтобы ситуацию улучшить, исправить. Надеюсь, следующие наши разговоры будут уже не о проблемах – о них, опять же, говорить вообще не хочется, хочется говорить о целях, творческих вершинах, успехах, об искусстве, творчестве, талантливых артистах... Надеюсь, дальше будет так. Будем над этим работать.
Александра Цховребова
Показы спектакля «Тиль» состоятся 28 февраля и 1 марта. Желаем юго-осетинскому театру удачи и ждем премьеры!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.