Ноябрь. Торжества в честь небожителя Уастырджы
Венчает традиционный календарь религиозных дат текущего года главное национальное празднество, посвященное патрону Осетии-Алании – небожителю Уастырджы. Определенное время данный праздник называли «Джиуæргуыба», однако это лишь грузинифицированное название осетинского торжества. Ритуальный комплекс, именованный Уастыржымæ кувæн къуыритæ (букв. неделя молитв Уастырджы) и сегодня еще проводят с большим размахом. Тем более, что для этого есть достаточно времени – праздник длится целую неделю. В 2024 году его начало приходится на 18 ноября, окончание – в ночь с 25 на 26 ноября.
Преддверием праздника считается воскресенье (17 ноября), когда сельское общество приносило в жертву специально откормленного быка, отчего этот день называется Галæргæвдæн хуыцаубон (букв. воскресенье, когда закалывают быка). На следующий день, в понедельник, и начинается собственно торжественное действо в честь Уастырджы.
В рамках праздничной недели существует один интересный ритуал, который носит название Уастырджыйы æхсæв или как его табуировано именуют женщины Лæгты æхсæв (букв. Ночь мужчин). Он справляется в ночь с понедельника навторник, в 2024 году это вечер понедельника, 19 ноября. Обязательно закалывается козел темного окраса, женщины готовят пироги, другие кушанья. После они покидают пиршественное место, оставляямужчин пировать до утренней зари.
Несмотря на то, что среди осетин веками укоренялись авраамические религии, христианство и ислам не прервали у народа его духовную связь с народной верой. Простой пример, к покровителю Алании небожителю Уастырджы с пиететом относятся и православные, и мусульмане не только в Осетии, но и жители населенных пунктов с осетинским на-селением за ее пределами. Например, в с.Озрек в Кабардино-Балкарии, где проживают осетины-мусульмане, даже стояла плита с изображением Уастырджы. Это может вызвать непонимание как у мусульманских ортодоксов, так и у православных риторов, которые привыкли отождествлять Уастырджы с христианским св.Георгием. Но почитание мусульманами Уастырджы как раз-таки никак не вяжется с теорией о его христианской сущности.
Такое устойчивое к переменам эпох и веяний мироощущение сохраняется у народа с давних времен. Данную особенность отметил и анонимный автор, писавший в 1892 г. в газете «Терские ведомости»: «...традиционная религия настолько сжилась со всем социальным строем их [осетин] жизни, а религиозная проповедь христианских и мусульманских миссионеров, совершенно не знакомых с условиями их быта, велась раньше настолько слабо, что осетины, усвоив внешнюю сторону той и другой религии, остались приверженцами своей веры. Осетин еще с детства сжился с представлениями о том, что есть Бог богов, что после него существует множество мелких божков, духов, нечистых сил, и что все радости и горе, вся жизнь человека зависит от них. Если кто им угождает, то они даруют ему радость, кто гневит их, того они наказывают и заставляют страдать».
Празднование имеет некоторые нюансы. Как рассказывает знаток местного быта В.Зассеев, в Кударском ущелье юга Осетии Галæргæвдæн хуыцаубон – отдельный праздник, никак не связанный с торжеством в честь небесного Уастырджы. В этот день люди благодарили небеса за благодать, дарованную в течение года, и испрашивали благополучия в году грядущем. На следующий день до обеда можно было работать, а собственно торжество в честь Уастырджы начиналось с наступлением темноты. Можно было наблюдать как паломники в темноте поднимаются в святилище, расположенное над Квайса, их движение можно было определить по свету фонариков. Как утверждает В.Зассеев, в святилище приносили в качестве ритуальной пищи мясо жертвенного козла.
О жертвенном животном. В процессе подготовки материала, мы обратились к знатокам народных традиций на севере Осетии. Порой можно было слышать утверждение, что обычай принесения в жертву козла в эту праздничную неделю – традиция исключительно осетин юга Осетии. Действительно, на севере козел считается запретной жертвой, но в некоторых местах Алагирского ущелья это домашнее животное часть ритуала.
Собственно говоря, и в Южной Осетии козел, как жертвенное животное, представлен в праздничной обрядности только в связи с отправлением ночи мужчин. В осетинской мифологии, да и не только здесь,козел является олицетворением темных сил. В Осетии существует поверье, что когда небожитель Уастырджы загнал чертей глубоко под землю, то именно козел показал им дорогу обратно к людям.
Возможно, именно это поверье и сделало его жертвенным животным. Только в отличие от обычной практики, когда агнцев режут во имя небесных покровителей, козла закалывают в наказание.
И как тут не вспомнить о «козле отпущения», который брал на себя чужие грехи, тем более что у осетин есть интересная аналогия. Порой человек кончает жизнь самоубийством, считается, что его душа в этом случае обременена большой тяжестью греха. Поэтому, чтобы снять с него этот груз, на месте, где он покончил с собой, закалывают козла. После этого тушу животного бросают в воду. Считается, что на животное, в этом случае, переходит вся греховность поступка самоубийцы.
Но не будем о грустном. Праздник в честь покровителя Уастырджы все же светлое и радостное мероприятие. И носит оно общенациональный характер, что не исключает участия в нем жителей Осетии всех национальностей и вероисповеданий. Тем более, что один из дней праздничной недели, вторник, объявлен выходным (РСО-Алания).
Здесь же отметим, что и сегодня еще есть поверье, что семейные союзы, заключенные в период торжеств в честь Уастырджы особенно крепки. Поэтому молодые люди стараются сочетаться узами брака именно в период праздника.
Коцты Х.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.