Осень пришла, урожай принесла или Осенние заботы и радости горцев
Октябрь в Осетии традиционно был связан с важными событиями в хозяйственной деятельности народа. На равнине начинался сбор фруктов и винограда, в нагорной полосе – жатва, уборка картофеля, перегон скота с летних пастбищ в села на стойловое содержание... Здесь важное значение имели погодные условия – дожди и ранние заморозки могли негативно повлиять на сельскохозяйственные работы, а ранний снег в горах мог навредить перегону скота. Поэтому обращение к небесам имело в этот период особое значение, что выразилось в почитании религиозных культов, отголоски которых сохранились и по сей день.
Сентябрь прошел под знаком посещения главного святилища юга Осетии Джеры дзуар. Сакральное место расположено на плато у селения Кларс Цхинвальского района. Сотни людей, как и много веков назад, приходят сюда, чтобы попросить у небесного покровителя Алании, небожителя Уастырджы благодати и защиты от болезней и лишений. В числе паломников как люди, придерживающиеся традиционных верований, так и представители православной общины Республики. Последние считают этот объект церковью святого Георгия Победоносца, в храме временами проходят и церковные службы. В этом плане Джеры дзуар положительный пример того, что объединяет людей, а не разъединяет.
Часто возникают дискуссии по определению «первородства» того или иного религиозного объекта. В этой связи интересна информация, размещенная недавно на информационном портале «15-ре-гион». В сообщении было указано, что «одну из ранних христианских церквей нашли археологи в ходе раскопок в Мамисонском ущелье». На самом деле религиозный объект существует здесь давно, и известен как святилище Дамбадели (с.Комасхо). Христианскую отнесенность сакральный объект получил после того, как начались раскопки на обнаруженном вокруг этого святилища могильнике. Основанием для такого заключения стало мнение старшего научного сотрудника Центра скифо-аланских исследований Владикавказского научного центра РАН В. Чшиева, что «в осетинской религиозной традиции рядом со святилищем не должно быть ни могил, ни чего-либо, связанного с мертвыми». И вытекающий из этого мнения вывод, сделанный им же: «Таким образом, получается, что вот это место оказывается одной из наиболее ранних христианских церквей на территории России».
В этой информации для нас интерес представляет, прежде всего, утверждение археолога-специалиста о том, что рядом с сакральным объектом традиционных верований не может быть «ни могил, ни чего-либо, связанного с мертвыми». Отсюда можно сделать вывод – все храмы, рядом с которыми есть могилы, являются объектами христианской церкви. Но если рассуждать от обратного, то возникает вопрос: «Значит ли это, что те религиозные объекты, рядом с которыми нет могил, не являются христианскими?».
Отметим, что христианские религиозные объекты строились прежде всего в населенных пунктах, там, где была паства. В церквях проходили не только текущие службы, но венчания и отпевания. Иногда священник учил при храме детишек грамоте. Поэтому христианская церковь должна была быть привязана к поселению. Трудно представить, чтобы к святилищам Джеры дзуар или Гомарты дзуар, распложенным в отдаленных высях, отправлялись новобрачные, чтобы их обвенчал священник, или горцы привозили своих покойников на отпевание.
Здесь, скорее всего, наблюдается другая традиция, когда на месте дохристианского святилища сознательно возводился православный храм. В этом была практичная сторона деятельности христианских миссионеров – если какому-то месту местные жители приписывают некие сакральные свойства, то проще открыть церковь там, чтобы «народная тропа» сама приводила паству. Подобные методы использовались по всему миру при смене доминирования местных религий.
Период паломничества в Джеры дзуар по традиции завершается к середине октября, в день праздника Ичъына. В 2024 году это воскресенье, 13 октября. Считается, что Ичъынапокровительствует скотоводам, так как к этому дню приурочивался отгон скота с летних пастбищ в зимние стойла. Вместе с тем в осетинском пантеоне для этого уже есть патрон скотоводства – Фæлвæра, праздник в честь которого отмечается в мае и августе.
В Северной Осетии празднество отмечают в пределах Алагирского ущелья, в его ответвлении, Урсдонском ущелье находится и главное святилище Ичъына – Мигъдау дзуар. Сакральный объект являлся одним из священных мест для представителей рода Кусагонтæ, отвечавших за судопроизводство в средневековой Алании. По преданию, предки алагирцев произошли от легендарного предводителя народа Ос-Багатара, у которого было три сына – Царазон, Сидамон и Кусагон. Территория Алагирского общества состояла из трех частей, занимаемых потомками этих братьев: Кусагонтæ, Царазонтæ и Сидамонтæ.
Ежегодное ритуальное пиршество в честь Мигъдауы дзуар устраивала поочередно каждая фамилия, проживающая в с.Урсдон. Члены фамилии в складчину покупали на праздник жертвенного быка, варили большое количество пива. В деньпоклонения каждая семья приносила к святилищу три круглых пирога с сыром (хæбизджынтæ). Празднество продолжалось до самого вечера.
В Южной Осетии празднование Ичъына не связано с одним каким-то святилищем. Места силы, связанные с этой небесной сутью, имеются в селах Дзомагъ, Кроз, Ерман (Дзауский район), Бикар, Отреу, Коркула (Цхинвальский район). Над селением Сатикар Цхинвальского района РЮО расположена священная дубрава, куда в день празднования Ичъына приходят паломники. При этом жители округи ухитряются справлять праздник дважды: в первый день дома в кругу родственников и гостей, а второй раз уже в самом святилище вместе с односельчанами.
На октябрь приходится народный праздник, имеющий исключительно «северо-осетинскую прописку»: 6 октября – день почитания небожителя Уастырджы святилища Татартуп. Сакральный объект находится на выезде из РСО-Алания, и все путники считают обязательным для себя остановиться у этого места и испросить благополучного пути.
19 октября жители с.Борджнис Дзауского ущелья будут произносить молитвы в честь своего покровителя в святилище Борджнисы дзуар.
Коцты Х.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.