Памяти писателя Ильи Плиева

17-06-2024, 15:25, Культура [просмотров 253] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Памяти писателя Ильи ПлиеваНе так давно на стене дома, в котором жил и трудился поэт, прозаик, переводчик и публицист Плиев Илья Константинович, к 110-летию писателя с небольшим опозданием была установлена мемориальная доска. Илья Плиев – представитель старшего поколения осетинских писателей, внесших свой вклад в развитие осетинской словесности. Он оставил заметный след в осетинской литературе, обогатив ее своим творчеством почти во всех литературных жанрах.

Произведения осетинских писателей советского периода в наши дни редко переиздаются, а оставшиеся в библиотеках истрепавшиеся книги тех лет мало знакомы современному читателю, особенно молодежи. Есть в этом своеобразная ирония судьбы: Илья Константинович много лет проработал редактором книжного издательства «Ирыстон» и делал все от него зависящее, чтобы осетинские проза и поэзия доходили до читателя. Если даже мощности типографии не позволяли выпускать красочные издания с произведениями современников, все же литература была доступна каждому, писателей знали и уважали, они были цветом интеллигенции, к их слову прислушивались, а книги в те годы еще принято было дарить друг другу – с дарственными надписями на форзацах. Сегодня эти книги, часто карманного формата, стали библиографической редкостью, как и произведения самого Ильи Константиновича. Он прожил по писательским меркам немало – почти 80 лет, учитывая, какие трудности ему пришлось испытать на жизненном пути. И тем интересно его творчество, что охват событий в его произведениях достаточно широкий – от геноцида 1920-х годов до нового расцвета национализма в Грузии и первых двух кровавых лет борьбы за независимость Южной Осетии 1991-92 годов. Он один из немногих писателей, посвятивших значительную часть своих произведений геноциду осетинского народа, свидетелем которого стал сам в семилетнем возрасте. Это те книги, которые должны войти в тематическую библиотеку художественных произведений о геноциде, и которые без всяких сомнений стоит приравнять к историческим свидетельствам участников событий тех лет.

Илья Плиев родился в 1913 году в селении Дзау. Отец Ильи, Шакро (так его звали домашние и друзья), в 1914 году был призван в российскую армию и воевал на фронтах Первой мировой. Семья испытывала значительные трудности, жили они в дедовском доме, куда переселились из родного села Чирцина на время, пока отец был на войне. Тяжелым трудом матери, скромностью и воздержанностью в еде запомнились эти годы маленькому Илье, и, в то же время, лучшие его человеческие качества, о которых всегда упоминали его коллеги и знакомые – порядочность, скромность и воспитанность – закладывались именно тогда, в детские годы. В конце войны отец вернулся домой и делал все, чтобы создать нормальную жизнь для своих родных – они строили дом, держали скот, затем родился еще один сын, и вроде все потихоньку налаживалось. Но кровавые события 1920 года не обошли семью стороной, им пришлось бросить все и бежать через перевал на север, спасая свои жизни. Младший мальчик не перенес тягот этого перехода и умер в пути, мать тяжело болела и недолго прожила после этого. Моральная травма от всего, что видел маленький Илья, как и физические лишения тех дней, сильно подействовали на него. В свое время одно из первых своих стихотворений он посвятил матери, а события геноцида, как и борьбы осетинского народа за советскую власть, уже не покидали тематику его творчества.

Как и все, вернувшись на родную землю, Плиевы начинали с нуля. Илья окончил Дзаускую начальную школу, после чего отец отправился в Тбилиси, где устроился работать в трамвайном депо и перевез туда семью. Илья окончил Тбилисскую трудовую осетинскую школу в 1930 году и хотел продолжить учебу, однако семья жила стесненно, поэтому Илье пришлось забыть на время о продолжении образования, чтобы материально поддержать родных. Он два года работал учителем в Дзимырской сельской школе, затем окончил Тбилисский педтехникум и снова стал работать сельским учителем. И все же он смог получить образование. В 1937 году Илья Плиев вернулся на родину и поступил в Цхинвальское педагогическое училище. В этот период он познакомился с известными писателями и мыслителями эпохи, говорившими о проблемах осетинского языка, о сохранении родной культуры и истории, о судьбе Южной Осетии. Это были Чермен Бегизов, Александр Тибилов, Сико Кулаев, Коста Фарнион, Бидзина Кочиев и другие. Илью влекло к литературному творчеству, он делал первые шаги в поэзии, поэтому общение с цветом осетинской интеллигенции повлияло на его мечты самым благотворным образом. Молодой человек определил для себя четко, что непременно будет в одном строю с теми, кто желает процветания своей Родине, хотя именно 1937 год показал, насколько опасен этот путь – особенно для поэта, чья судьба подчас зависела от пары строк в стихах, идущих от сердца, но преподносившихся стукачами в доносах как «доказательство» того, что их автор – враг.

Илья Плиев публиковался в газете «Хурзæрин» уже с 1935 года, одно из его первых стихотворений – «Весна» – было принято благосклонно и раскрывало безусловный талант молодого человека. Это дало ему веру в свои силы, уверенность в том, что творчество – его путь. Любовь к Осетии, отраженная во всех егоранних стихах особенно эмоционально, останется до самого конца лейтмотивом всех его произведений, он гордился и был счастлив тем, что мог писать на родном языке. Но этого уже было недостаточно. Став свидетелем безжалостных сталинских репрессий в отношении осетинской интеллигенции, трагически отразившихся на долгий период на развитии осетинской литературы и языка, Илья Плиев на некоторое время отходит от лирических стихов, воспевавших природу, и приступает к той теме, которая не отпускала его с детства – событиям геноцида осетинского народа. Он много работал над собой, оттачивал стиль и слог, понимая, что тема требует высокого уровня мастерства. В 1940 году он стал корреспондентом областной газеты «Коммунист» (бывшая «Хурзæрин»), хотя потом ему пришлось еще несколько лет заниматься преподавательской деятельностью в отдаленных селах. В сборнике, составленном Гафезом (Ф. Гаглоевым) и Нафи Джусойты, «Писатели советской Осетии», коротко приводятся биографические материалы о жизни Ильи Плиева и информация о его произведениях. Первый сборник поэтических произведений Ильи Плиева «Заря» вышел в 1941 году, накануне Великой Отечественной войны. В последующие годы он много произведений посвятил войне, советским солдатам – стихотворения «Кинжал», «Сон солдата», «Рассказ солдата», «Два друга» и другие. В послевоенные годы Плиев стал больше писать, стихи молодого автора положительно оценивались критикой и читателями. Илья Плиев продолжал работать на журналистском поприще, осваивал новые для себя горизонты, и в 1950 году он был назначен редактором журнала «Фидиуæг». За время работы на этой должности он заочно окончил факультет осетинской филологии ЮОГПИ. Новое поколение осетинских писателей, которые, как сказал тогда Нафи, «уже не могли писать, как прежде», концентрировалось в журнале «Фидиæуг». Пройдя Великую Отечественную, помня о трагических событиях 1937 года, поэты и писатели стали более открыто раскрывать темы своих произведений, смелей отражали в сюжетах те исторические события, которые годами замалчивались в осетинской литературе. В 1951 году после долгого перерыва вышла вторая книга произведений Ильи Плиева «Родина», в которой наряду с лирическими стихотворениями было опубликовано первое крупное произведение автора – поэма «Тохты Берд» о событиях в Южной Осетии в годы борьбы за советскую власть. Несколько других поэм автора также посвящены тяжелым периодам истории Южной Осетии, в частности, поэма «Бега», повествующая о народном герое Бега Кочиеве и борьбе за свободу, которую он возглавил в Чеселтском ущелье против карательной экспедиции царской армии. В поэме создан яркий, запоминающийся образ легендарного героя, а само произведение занимает достойное место среди осетинских произведений в жанре поэмы.

Постепенно выходят новые поэтические сборники Плиева, а затем уже раскрылся и его талант в жанре прозы. Первые рассказы были напечатаны в 1954 г. в книге «Стихи и рассказы», вслед за ними в 1959 году вышли две его наиболее известные повести: «Красное знамя» («Сырх тырыса») и «Походная песня» («Балцы зарæг»). Известны его рассказы «Памятник», «Русский друг» и другие. В романе «Красное знамя», посвященном событиям в Южной Осетии в период революции и геноцида, а также сборнике рассказов «Отчий дом» наиболее полно раскрылся его талант прозаика.

С 1954 по 1978 годы Плиев работал редактором издательства «Ирыстон». За добросовестный труд был удостоен звания «Заслуженный деятель культуры ГССР», а в новейший период – звания «Заслуженный деятель культуры РЮО».

Илья Плиев без сомнений является и одним из лучших детских писателей. По сегодняшний день популярны детские книжки «Дедушка и дети», «Привет детям» и другие, вошедшие в школьные учебники родного языка и литературы. Легкий запоминающийся слог отличает его детские стихотворения «С вершины», «На берегу», «В лесу», «На солнце» и многие другие, в которых он с любовью описывает природу Осетии. Он как педагог, хорошо знал, как нужно говорить с детьми, что им нужно давать читать, чтобы воспитывать их в духе ӕгъдау, чтобы они становились настоящими патриотами. Стихи полны доброго юмора и веселых историй, повторяя их, дети легко привыкают к литературному осетинскому языку, его образности и богатству.

Илья Плиев известен и как публицист, в своих статьях он уделял много внимания родному языку, его сохранению и развитию, хорошо понимая, в каком сложном положении находится осетинский язык. В одной из своих статей он описывает, как однажды утром он намеренно подсчитал, сколько человек ответят на его приветствие на родном осетинском языке. И с горечью констатирует, что отвечали большей частью по-русски, говорили «привет», «драсти» и даже «алейкум-салам», но никто не сказал: «Дӕ райсом хорз». Публицистика Ильи Плиева всегда была на актуальные темы. Кроме того, он был талантливым переводчиком, переводил произведения Тараса Шевченко, Михаила Шолохова, белорусских поэтов и т.д. Нет автора, который писал бы без изъяна, так и Илья Плиев, охват произведений которого достаточно велик, писал что-то лучше, что-то слабей, но оценивать творчество писателя следует, безусловно, по его лучшим произведениям.

Последние годы жизни Ильи Константиновича были омрачены повторением в Южной Осетии таких же трагических событий, свидетелем которым он стал в детстве. В конце 1980-х годов, уже в пожилом возрасте, ему пришлось пережить еще раз националистическую истерию, начавшуюся с расцветом фашизма в соседней Грузии, когда молодежь Осетии с оружием в руках встала на защиту своей земли. Он с горечью вспоминал события начала века, которым посвятил свои стихотворения, поэмы и рассказы. Он один из тех немногих авторов, кто писал в советские годы о геноциде 1920-х годов. В рассказе «Коммунары», вышедшем в сборнике рассказов «Отчий дом» («Фыды уӕзӕг») в 1979 году, он описывает то самое кровавое утро 20 июня 1920 года, когда грузинские националисты повели на казнь захваченных в боях молодых осетинских повстанцев. Рассказ во многом дублирует хрестоматийное произведение Сико Кулаева «Тринадцать» («Ӕртындӕсӕй иумӕ»), опубликованное опальным автором в 1930 году. Тем не менее, Илья Плиев выразил свое отношение к этому трагическому для всего осетинского народа событию и описал в подробностях атмосферу раннего утра, упомянув и «потоки крови» («туджы лӕсӕнтӕ»), которыми начинает свой рассказ Сико Кулаев. Илья перечисляет имена коммунаров и передает их последние слова, обращенные к палачам. Этому же периоду посвящены стихотворения Ильи Плиева «Шел 20-й год», «Прости», «Тринадцать», поэма «Тохты Берд», рассказ «Знамя победы» и роман «Красное знамя». В рассказе «Знамя победы» речь идет о ситуации, сложившейся к февралю 1921 года, когда части Красной армии перешли через перевалы на помощь осетинским революционерам. Плиев описывает мизансцену, из которой явно видно неоднозначное отношение некоторых местных жителей к большевикам – они считали революционеров виновными в том, что сотворили грузинские гвардейцы с осетинским населением. Последние группы беженцев направлялись в сторону Дзау из села Уанел, когда их остановили красные партизаны во главе с главным героем Тохтӕ и просили не идти через Дзау, поскольку там находились грузинские вооруженные отряды. Рассказ интересен подробностями той ситуации, о которой Илья Плиев собирал сведения у очевидцев.

Все эти детали исторических событий на всю жизнь оставались в памяти автора. И теперь после развала Советского Союза ему под свист пуль приходилось подводить итоги проделанного пути, в чем-то производить переоценку ценностей, делать выводы. Удивительно, как тесно связал он себя, свою поэтическую судьбу с судьбой своей любимой Родины, вместе с которой ему пришлось пройти нелегкий путь становления. Илья Плиев скончался в апреле 1992 года, пожалуй, в самый драматичный период войны, когда рушились все надежды на мир, и конца человеческому горю не было видно. Последние свои произведения, вдохновленные борьбой за свободу, навеянные мечтами о независимой счастливой Осетии, он объединил в книгу под говорящим названием «Благословение Осетии» («Арфӕ Ирыстонӕн»).

 

Инга Кочиева

На фото: Илья Плиев с супругой Евой Гассиевой и дочерьми Азой и Залиной

Рубрика «Память»

Памяти писателя Ильи Плиева
Памяти писателя Ильи Плиева

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Популярно