Новый взгляд на классику: «Саухъус æлдар» в юго-осетинском театре

17-05-2024, 18:01, Культура [просмотров 378] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Новый взгляд на классику: «Саухъус æлдар» в юго-осетинском театреНа минувшей неделе, в среду и четверг, на сцене Юго-Осетинского Госдрамтеатра прошла долгожданная премьера – публике представили спектакль «Саухъус æлдар» по одноименной пьесе Владимира Гаглойты, которую, в свою очередь, автор написал на основе собственного романа «Пробуждение». «Черноухого князя» на цхинвальской сцене ставили не в первые – в конце прошлого века в национальном театре с успехом шла постановка Геора Хугаева. Сегодня режиссером новой версии спектакля стал Эдуард Келехсаев.

По словам самого режиссера, в премьерной постановке решили слегка перенести внимание зрителя с социальных, общественных вопросов, которым уделяет основное внимание автор, на темы более приятные – в частности, любовь во всех ее разновидностях. Любви на сцене много – это и искренняя, цветущая влюбленность молодых (Долата в исполнении Заслуженного артиста РЮО Батрадза Кумаритова и юной красавицы Дзылла, которую сыграла Заслуженная артистка РЮО Милена Сагирова), и безответная, переходящая в болезненную одержимость (Елхъан Сухиты в исполнении Георгия Валиева, которого раз за разом со смехом и позором отвергает дочь князя Роксана, сыгранная Ингой Маргиевой), и притворная, скрывающая желание обладать – как в случае князя Бибыла (Мирослав Бестаев), который пытается буквально купить Роксану...

Сам князь Дзанхот Елойты, роль которого исполнил Народный артист РЮО Артур Гаглоев, не терпит собственную жену, подолгу пропадающую в городе, но обожает дочь, которую воспитал практически в одиночестве. Практически – потому что с ним рядом Елдзарон (Заслуженная артистка РЮО Альбина Хугаева), присматривающая за домом, ведущая хозяйство и давно любящая князя. Эта любовь взаимна, но на ней лежит печаль грусти, отчаяния, невозможности... Ведь князь женат – хотя неприязнь между супругами обоюдная. Поэтому князь настаивает, что примет выбор дочери, кого бы она ни полюбила, лишь бы любовь была искренняя – однако, как оказывается, есть определенные «но»...

Отдельно – про сына князя, Уахтанга (Алан Туаев), который живет с матерью и ни характером, ни внешностью на отца не похож. Этот любит, кажется, только алкоголь и деньги – и собственный уæздандзинад, который в данном случае следовало бы взять в кавычки. Слабовольный, ищущий покровительства от «высшего общества», разбрасывающийся деньгами, выпрашивает у отца, матери (которая тоже просит у князя), Бибыла – да у всех подряд, – Уахтанг при этом уверен в превосходстве над всеми окружающими, исключая разве что городскую знать.

Отец смотрит на него с презрением и недоверием, мать велит прислуге сыну больше не наливать, Бибыл, видя сквозь подобострастие и лесть, не пытается скрыть высокомерие. Уахтанг не замечает своих недостатков и, напиваясь в отцовском доме, твердит о собственном величии – и строит жестокие планы по материнской подсказке.

Вообще, пожалуй, именно Алан Туаев – главная звезда спектакля. Сложно не увидеть в его персонаже аллюзию на современные проблемы осетинского общества, на необоснованное высокомерие и самоуверенность, о распространении которых становится все сложнее молчать. Образ Уахтанга, блестяще сыгранный Туаевым, его история, как и образ его матери, видятся зрителю мрачным предостережением – почти таким же, как сон Черноухого князя в начале второго акта. Пропасть между традиционными ценностями, простой, но честной жизнью, и льстивым подыгрыванием «высшему обществу» с чужими идеалами играет против первого: потому что честный человек не будет ждать удара в спину, предательства или подлого обмана от того, кого считал близким. Однако столь сложную, эмоциональную роль Туаев ловко разбавляет жеманными движениями, глупым смехом, неловкими, неосознанными жестами – так, что внешность и поведение Уахтанга яро противоречат его словам и гораздо лучше демонстрируют, что именно из себя представляет этот персонаж. Именно Уахтанг и его мать, сыгранная Натией Чохели, получили самые громкие аплодисменты от зрительного зала.

В конце спектакля князь говорит о том, как тяжело жить среди волков, как нужно поддерживать образ и жить по их подобию, по правилам стаи – иначе тебя разорвут. Однако это проще, чем жить среди лжецов и обманщиков, среди которых никому не можешь довериться и ни на кого не можешь положиться. Честность, в каком-то смысле, делает человека слабее – потому что не дает не то что увидеть, но даже предположить опасность. Однако общество, в котором ложь и притворство входят в норму, в котором отношения выстраиваются на лести, в котором верность и дружба измеряются монетой, а человеческая жизнь порой приравнивается к собачьей, гораздо опасней честной волчьей стаи, живущей по жестоким, но неизменным правилам...

Все эти социальные вопросы, которые с легкостью могли бы превратить постановку в полноценную трагедию, накрыты – но не скрыты! – режиссером легкой яркой шалью любви и дружбы, юного безобидного веселья и веры в лучшее. Роксана появляется на сцене в мужском одеянии, беззлобно – хоть и довольно обидно – шутит над влюбленным Елхъаном, устраивает конные скачки с Бибылом, уверенная в собственной силе, молодости, превосходстве. Но самолюбие ее не тяжелое, идущее из обид и неуверенности в себе, как в случае с ее братом Уахтангом. Нет, Роксана знает, что ее любит отец, что рядом с ней – хорошие, надежные люди, что подруга Дзылла нашла свою истинную любовь, а значит, и Роксане не следует отчаиваться. Эта уверенность дает ей силы и раскрашивает жизнь в яркие краски – и, когда с ней все-таки случается любовь, Роксана не сомневается ни секунды. И что такого, что возлюбленный ее – простой пастух в оборванной рубахе (Народный артист РЮО Сослан Хасиев)? Он спас ей жизнь, он достойный человек, и достоинство его – не на словах, а на деле. Волчьей стае придется потерпеть.

Мы не можем судить, как такой режиссерский ход – замаскировать сложные социальные темы, отвлечь внимание зрителя любовными интригами – был бы принят автором пьесы. Однако зрители приняли его с восторгом. Работа над постановкой началась после того, как руководство театра приняло решение обратиться к осетинской драматургии – и, признаться, многие это решение приняли с опаской. В осетинской драматургии множество прекрасных авторов и велико-

лепных произведений, однако почему-то больше всего внимания получают, как правило, трагедии – такая уж история у нашего народа, насыщенная тяжелыми событиями, отраженными и в жизни общества, и в его культуре. Попытка Эдуарда Келехсаева посмотреть на классику под новым углом, представить тяжелую, серьезную тему, не сгущая при этом туч над зрительным залом, однозначно заслуживает похвалы. Тем более что постановка определенно вышла удачной и, наверное, не раз еще порадует зрителя.

 

Александра Цховребова

Фото автора

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Популярно