Праздничный май или календарь традиционной обрядности осетин
Особенностью бытования людей в Осетии является то, что религиозные праздники являются частью повседневности. Эта национальная традиция не была нарушена даже в эпоху советского воинствующего атеизма, хотя и соблюдалась без излишней торжественности. Поэтому и сегодня, в эпоху искусственного интеллекта и биткоина, каждый месяц осетинского народного календаря отмечен своей праздничной обрядностью – общенациональной и региональной.
Сразу отметим, что месяц май по традиции связан не только с религиозной тематикой, на этот период приходятся такие гражданские праздники как 1 мая и 9 мая. В этом году в промежутке между ними приходится православная Пасха – воскресенье, 5 мая.
Праздничная предпасхальная атмосфера создается уже в ночь с 1 на 2 мая, когда во дворах разводят большие костры – Æртгæнæнтæ (Руругæнæн). Взрослые и дети перепрыгивают через пламя, считается, что так человек очищается от скверны, накопившейся в течение года. В эту ночь жители каждого двора или улицы стараются развести костер побольше. Причем иногда организаторы действа выявляют такое усердие, что бывает необходимо вызывать пожарный расчет. В этом ярком обряде мы видим наследие дохристианской традиции, которая сохранилась в контексте пасхальной обрядности.
Еще одним ритуалом, который, несмотря на привязанность к православной Пасхе, не совсем совпадает с церковным каноном. Беркатæ– так называется обычай, когда дети, а раньше и молодежь, обходят дома, и собирают крашенные яйца и сладости. У каждой двери устраиваются мини-представления с песнями, танцами, пантомимами, участники веселого ритуала часто бывают наряжены в яркие костюмы с раскрашенными лицами. В гриме и одеянии можно легко узнать героев разных фильмов от Бабы Яги до Бэтмена и Джокера. По завершении обхода участники шествия делят все собранное между собой.
К самой Пасхе – Куадзæн в Осетии двоякое отношение. В этот день православные члены нашего общества будут отмечать чудесное воскресение сына Божьего, Иисуса Христа, а последователи национальной веры помянут своих усопших. При этом в Кударском ущелье юга Алании в этот день традиционный религиозный праздник.
Уже в первый после Пасхи четверг – 9 мая – начинаются религиозные праздники, «привязанные» к конкретному святилищу: Моргойы дзуары бон в Дзауском ущелье, Хуссары дзуары бон в Чесельтском ущелье, Комы дзуары бон в с.Сарабук и др.
Во второй после Пасхи понедельник, 13 мая жители селений Раро и Тонтобет Дзауского района, вотчин фамилии Хъоцытæ, будут возносить молитвы у древнего святилища Кастау, которое расположено на вершине горы, оберегает людей от бед и несчастий и является исцеляющим святилищем – «фыдбылызсафæг».
С этим святым местом связан эпизод и из мирской жизни. В мае 1919 года в Южную Осетию вторгаются карательные войска правительства Грузии под командованием генерала А.Каралова. Были распущены местные органы власти, проводились облавы и аресты. Уступая превосходящим силам врага, лидеры национального движения приняли решение не оказывать вооруженного сопротивления. Такое мнение было принято на собрании актива, которое состоялось у святилища Кастау. Данное место в целях конспирации было выбрано уроженцем этих мест, видным общественным деятелем Бидзиной Кочиевым (Хъоцыты).
17 мая, в пятницу в Южной Осетии будет отмечаться локальный праздник Лалисы дзуарыбон. Справляется он фамилией Габараевых в с. Залда Цхинвальского района РЮО и примечателен одной особенностью – в святилище есть небольшая каменная фигурка в виде головы медведя, вставленная в каменную же основу. Так вот, если в этот день голову медведя провернуть, то обязательно пойдет дождь. Чудо, подтвержденное столетним опытом празднования.
24 мая народное празднество Къуарты дзуары бонбудет отмечаться в ущелье реки Проне на территории от селения Уелит и до селения Мугут Знаурского района Республики. Отметим, что празднование с близким звучанием имеется в Дзауском ущелье, оно называется Къартайы дзуары бон. Но сходство только в звуковом ряде, дни празднования дзауского святилища приходятся на конец апреля.
26 мая отмечается один из осетинских общенациональных праздников – Таранджелос. Святилищ, посвященных этому небесному духу, в Алании немало, главное из которых расположено в ущелье Тырсыгом. На сегодня данное святилище, в результате политических пертурбаций эпохи СССР, временно оказалось на территории современной Грузии.
В архитектуре этого сакрального объекта отражена историческая символика – древнее дохристианское святилище находится в одном контуре с православным храмом, составляя единое целое. Такой вот визуальный образ осетинского синкретизма. Правда, сегодня грузинские власти сюда давно уже не пускают осетин. Этот вопрос не раз ставился на Женевских дискуссиях по безопасности в Закавказье, но не находил понимания ни у властей Грузии, ни у представителей западных стран-участников встреч в Женеве. И это при всем демонстративном декларировании Западом демократии и свободы передвижения.
Напомним, что в Нартских сказаниях говорится, что, когда погиб славный герой Батрадз, Создатель проронил в знак скорби о нем три слезы, и на месте падения каждой образовались святилища – Реком, Мыкалгабыр и Таранджелос.
Коцты Х.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.